Анализ первоисточников позволяет определить значение слов «монгол», «Чингиз», «кият» и других обозначений на лексическом материале тюркских языков. При этом необходимо привлекать и исторический материал: нередко определенное слово ограничено во временных рамках или видоизменяется в источниках. К тому же есть одна общеизвестная сложность: тюркские и монгольские языки имеют общий древний лексический пласт. Это термины родства, животноводства и названия частей, органов человеческого тела, что говорит о древнем родстве этих языков.
Тюркская система управления
Дух Сивого Волка хранил «золотой род». Если до родоначальника боржигинов Бодончара встречаются лишь алтайские имена, то потомки племенного вождя уже с тюркскими титулами. Сын Хабичи-багадур (от согд. бага, тюрк. буға «бык», титул, и –дур, древнеалтайс. суффикса принадлежности), внук Менен-тудун (тудун – титул тюркской чиновной аристократии), правнук Хачи-кулюк (кулюк – герой, «славный» от древнетюрк. ку «слава»). Род не просто разрастался. Титулы говорят о подчинении мелких племен, а также о возрождении тюркской системы управления.
Сын Хачи-кулюка Хайду уже управлял ханством в местности Баргучжин-Токум, т.е. в Забайкалье. В связи с расширением ханства он реорганизовал и систему управления: его потомки уже каганы. До этого главенство передавалась от отца к старшему сыну. Теперь же, согласно тюркской удельно-лествичной системе престолонаследования (см. (Л.Н.Гумилев. Удельно-лествичная система у тюрок в VI–VIII веках.// Сов. этнография. – 1959. – № 1), младший брат наследовал старшему, а старший племянник, царевич – дяде. В ожидании своей очереди наследники управляли уделами, ханствами. Очередность верховного правления на время сдерживала родственников от обособления.
Наиболее известным был прадед Чингиза Кабул-каган, который правил в 30-40-х годах ХII в. и сумел остановить натиск маньчжуров и чжурчженей. Он относился к потомкам старшего сына Хайду и являлся родоначальником киятов – ответвления боржигинов. Кият – форма множ. числа слова киян (кырг. «стремительный поток дождевой воды», каз. қиян-кескі «разрушительный, беспощадный») и образована с помощью общеалт. форманта -т. Рашид-ад-дин объясняет это слово как «бурный поток». У боржигинов Киянами называли многих отважных и мужественных предводителей, в том числе и отца Чингиза – Йесугай-Киян.
Боржигин («borjigin» по транскрипции С.А.Козина) от борйигин (бөрі йегин) на древнетюркском означает «волчий племянник, волчий царевич» (ср. турец. йегин, каз. жиен, монг. зээ – «племяник», тюрк. бөрі – «волк»). Йотированный согласный в тюркских языках часто переходит в «ж»: йол-жол, йоқ-жоқ и т.д. Слова тегин и йегин синонимы.
После Кабул-кагана, имевшего семерых сыновей, по его слову каганом стал его троюродный брат Амбагай, сын родоначальника тайчиудов (от тюрк. тайчи «владеющий стригунками» и общеалт. суффикса множ. числа -уд). Тайчиуды – ответвление боржигинов. Перед смертью Амбагай-каган, у которого было десять сыновей, согласно тюркской системе, преемником назвал племянника, сына Кабул-кагана Хулулу. Дальнейшая линия каганов не прослеживается до Йесугай-багадура, племянника Хутула-кагана и главы боржигинов. Он не только укрепил улус, но и помог керейтскому хану Тогрылу (древнетюрк. «хищная птица») в борьбе за престол. Заслуги Йесугая были очевидны, и каганство было не за горами, но багадур умер относительно молодым. После смерти Йесугая согласно закону должен править потомок Амбагай-кагана, что и произошло.
Не обратившие внимание на эту тюркскую систему управления, многие авторы (в том числе и «Сокровенного сказания») описывают последующие события так, будто тайчиуды предали, бросили семью вдовы Йесугая, а потом преследовали Темучжина как врага. Наоборот, решительная вдова и ее сын не пожелали подчиниться древним традициям и не признали главенства предводителя тайчиудов Таргутая-Кирилтука (Таргутай-Таргултай, тюрк. «полосатый жеребенок» от древнетюрк. тарғыл «полосатый (о масти)», Кирилтук – описка вместо Кириктук, тюрк. «сорок знамен», титул). Впоследствии нелегитимность избрания Темучжина каганом вызвала гражданскую войну.
Ваше Высочество
Здесь надо уточнить, что титул, присвоенный Темучжину, был Чингиз-каган, а не Чингиз-хан. Это разные должности: у тюрков хан подчинялся верховному правителю – кагану. Титул нам знаком как Чингиз-хан, хотя в «Тайной истории» дается в форме Чингиз-каган. Лишь в конце сказания встречается форма Чингиз-каан, которая трансформировалась у большинства авторов в Чингиз-хан. Каан – это китайская форма титула каган, а также языка «Тайной истории». Для этих языков характерно выпадение согласного между гласными: Тоорил от Тогорил-Тогрыл, Чаадай от Чагатай, Боорчу от Богурчи. В сказании встречаются и другие примеры. Это явление отмечал и академик Б.Я.Владимирцов. Дальнейшее стяжение привело к форме кан-хан, а это уже другая должность, подчиненная кагану. В основе титула қаған (верховный правитель) лежит слово қан (хан, правитель) от древнетюркского қан – «отец».
А какова этимология титула Чингиз? Наиболее распространенное толкование (Рамстедт и Пеллио) выводит Чингиз из тюркско-монгольского слова тенгиз – «океан». Почему тогда не Тенгиз-каган, а Чингиз-каган зафиксировано в первоисточнике? Ведь слово теңғиз в XIII в. звучало так же, как и сейчас – в такой форме встречается и в «Юань чао би ши» («Тайная история династии Юань», 1240 г., в русском переводе «Сокровенное сказание»).
В «Юань чао би ши» титул звучит как Чиңғиз-Чыңғыз с задненебным «н» (нг, ң) и глухим «г», то есть явно тюркское слово (ср. Иланғыз, қырғыз и т.д.). Ключ к этимологии титула находится у Рашид-ад-дина. Историк несколько раз отмечает, что слово Чингиз есть множ. число от чинг, имеет усилительное значение и означает «величайший». Например, «Всевышний господь повелел, чтобы прозвание твое было Чингиз-хан, ибо чингиз есть множественное число от «чинг», а следовательно, Чингиз имеет усилительное значение чинг» (Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 2, стр.253).
Суффикс -ғыз, -ғиз отсутствует в монгольском языке. Такой суффикс со значением множ. числа имеется в древнетюркском (см. Древнетюркский словарь, Л., 1969, аффиксы). От тюркского чың (кырг. «неприступная гора», каз. шың «вершина горы») с помощью суффикса -ғыз образовался титул Чыңғыз – «высочайший», «величайший», букв. «Ваше Высочество». Впоследствии -ғыз был вытеснен суффиксом -ңыз (ср. йарлығыңыз – «Ваше приказание»).
Великий Объединитель Степи реорганизовал военно-административное устройство каганата. Чингиз в полной мере использовал десятичную систему в армии, основанной на количестве пальцев обеих рук: воины были разверстаны по десяткам, десятки объединялись в сотни, сотни – в тысячи и т.д. В «Сокровенном сказании» несколько раз отмечается, как Чингиз несколько раз делит свое войско на тысячи, в то время как у соседних племен такое деление не встречается. И войско называлось по-тюркски кол-ғол-қол – «рука; отряд, армия, крыло и т.д.». В «Тайной истории династии Юань» это слово звучит как «қол» и в разных сочетаниях означает «главные силы», «главный полк». В 1206 г. каган перенес эту систему на все население подчиненной территории, которое разделил на 95 «тысяч», 95 административных единиц, способных выставлять и снабжать всем необходимым тысячу воинов. И объявил об образовании Монгольского улуса (см. «Сказание»).
Название государства
Здесь мы вплотную подошли к значению термина монгол. «Слово же монгол сперва звучало мунгол, то есть «бессильный» и «просторечный» (Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 1, стр.154). (Ср. древнетюрк. моңқул-муңқул «неразумный», «глупый») То есть первоначально это слово могло быть как муңғол. В «Тайной истории» это слово звучит как «моңғол-моңқол» (задненебный «ң» и глухой «г» как казахский «ғ-қ»). Муң есть тюркское «тысяча» (алтайс., тувин., хакас.), ғол-қол – «войско». Муңқол-моңғол означает «тысячное войско», «армия из тысяч». Народ-войско получило «тысячную» организацию. Это было военно-административное название, а не родоплеменное. Наоборот, деление на тысячи – муң қол – было направлено против родоплеменного деления, племенного сепаратизма. Аналогичную форму зафиксировали и армянские авторы: мугал-мунгал.
Впервые в «Сказании» термин упоминается в связи с правлением прадеда Темучжина: «Всеми монголами ведал Хабул-каган». Возможно, этот каган и ввел структуру «муң қол» среди боржигинов. До 1206 г. монголами назывались только воины этого рода. Лишь с введением «тысячной» организации среди покоренных племен созданный улус был назван Монгольским, и название распространилось на все племена улуса. Если проводить аналогию с новейшей историей, то название «мунгол» можно сравнить с Советами, советским народом, «Монгольский улус» с Советским Союзом.
В языке основного первоисточника – «Тайной истории династии Юань» – «қ» смягчается в «ғ», а «у» переходит в «о» (ср. Бодунчур-Бодончар, Богурчи-Боорчу, орду-ордо и т.д.). Поэтому тюркское муңқол перешло в моңғол и в такой форме зафиксировано в первоисточнике. Если военно-административное обозначение звучало бы как мыңқол, как полагают многие авторы, то это слово трансформировалось в языке «Тайной истории» в миңғол.
Это слово в транскрипции С.А.Козина пишется без суффикса множественного числа – «моңқол», ибо в тюркском языке термин «қол» (армия, войско) имеет собирательное значение. В современном монгольском языке отсутствуют такие фонемы, как задненебный «ң» и глухой «ғ-қ», а этноним во множественном числе звучит как «монголчуд» (монголы).
В последнее время некоторые казахские авторы выводят термин «монгол» из тюркского словосочетания «мәңгі ел», а отдельные «ученые» даже ссылаются на персидского историка Рашид-ад-дина, который вполне определено выразился по поводу этого слова: оно звучало первоначально как мунгол. Обозначение «мәнгі ел» не встречается в первоисточниках как название государства Чингиз-кагана, в том числе и у Рашид-ад-дина. Конечно, эта версия лишь предположения этих авторов, которая не подкреплена историческим и лингвистическим материалом. Даже если принять эту версию, то в языке «Тайной истории» обозначение «мәңгі ел» трансформировалось бы в «маңгел», а не в «моңқол», которое зафиксировано в основном первоисточнике.
(Продолжение следует)
Дастан ЕЛЬДЕСОВ