Имя Нурсултана Назарбаева неотделимо от народа Казахстана. Президент Казахстана является бесспорным Лидером нации. По Аристотелю, чье наследие признается вершиной античной политической мысли, «первичными условиями политического лидерства являются предвидение и умение исполнять задуманное».
Оба качества в полной мере присущи Президенту Казахстана. Как точно отметил известный английский историк Джонатан Айткен в книге «Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана»: «Разница между политиком и государственным деятелем состоит в том, что первый концентрируется на следующих выборах, а второй составляет планы для следующего поколения. Назарбаев делает и то и другое».
В лидерстве Н.А. Назарбаева нет сомнений. Он является создателем государства и Первым Президентом. Иными словами, как политическая фигура он больше и масштабнее, чем созданная им политическая система, и не вполне вмещается даже в рамки полномочий и политической роли высшей государственной должности в республике. «Президент Республики Казахстан является Главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях», — говорит статья 40 Конституции Республики Казахстан.
Однако Нурсултан Назарбаев не просто определяет основные направления политики государства, он создал это государство и определил все основные параметры его политической реальности. В классических политических системах в странах Европы и в США вопрос лидера нации относится к истории политического строя, потому не вызывает острых дебатов. Лидером нации в Англии мог считаться Оливер Кромвель, который носил исключительный титул лорда-протектора. В США лидерами нации могли считаться авторы Конституции США, а также первый президент Джордж Вашингтон и 16-й президент США Авраам Линкольн. В ХХ веке тоже складывались ситуации, когда государством руководил человек, могущий претендовать на роль лидера нации. Это Франклин Рузвельт в США, Шарль де Голль во Франции, Кемаль Ататюрк в Турции и так далее. Вообще в мировой политической истории последних столетий наберется немало исторических деятелей, которые были лидерами своих наций. Однако в большинстве случаев этот статус лидера не был оформлен политическим институтом. Пожалуй, только в признаках отнесения политического руководителя к рангу лидеров нации явочным порядком сложился некий консенсус. Лидером нации обычно признается человек, чьи заслуги перед нацией и вклад в развитие нации носят исключительный, исторический характер, определяют развитие на много десятилетий или даже на века вперед. Вопрос о лидере нации всякий раз решался индивидуально, сообразно политической обстановке того времени, определенным политическим и общественным институтам, восприятию общества и самого государственного деятеля. Другая характерная особенность институционализации лидера нации заключается в том, что к его опыту будут апеллировать политики последующих поколений. Поэтому политический опыт лидера нации и его институциональное оформление сами по себе вы- ступают факторами развития политической системы страны. В институтах, оформляющих статус лидера нации, решающее значение имеет сохранение политического опыта, который становится одной из опор государства и общества, важным фактором развития политической системы республики. Следует учесть, что сам Нурсултан Назарбаев внес в это дело значительный и определяющий вклад. Он не оставлял казахстанцев и мировое сообщество без своих инициатив и наставляющего слова, он сформулировал свое мировоззрение, политическую программу и идеалы в многочисленных выступлениях, статьях и книгах.
Статус лидера нации должен быть адекватен фигуре самого лидера. Народное признание и оформление политическим институтом статуса лидера нации, сохраняющее и поддерживающее ценнейшие стороны его политического опыта, становится прочной опорой для государства и общества. Нурсултан Назарбаев уже сейчас является историческим деятелем, внесшим яркий и весьма заметный вклад в ход мировых исторических событий конца ХХ — начала XXI веков. Одно только его решение добровольно отказаться от одного из крупнейших ядерных арсеналов серьезно изменило международное положение. Долгое время считалось, что речи о ядерном разоружении произносятся лишь в рамках дипломатического протокола. Но Президент Казахстана показал, что ядерное разоружение — вещь реальная. Нурсултан Назарбаев занимает совершенно особое место в казахстанской истории, такое же, какое в Турецкой Республике занимает Ататюрк. Казахстанцам крупно повезло с Первым Президентом, который сумел превратить республику в полноценное государство, реформировать экономику, заложить основные параметры перспективной социальной модернизации. Любой иной претендент в тех сложнейших условиях вряд ли сумел бы добиться подобных успехов.
Пример и опыт Нурсултана Назарбаева, вне всякого сомнения, будет служить фундаментальным руководством будущему политическому классу Казахстана. К вопросу лидера нации нужно относиться очень вдумчиво и предельно ответственно. Именно так этот вопрос решен в Казахстане, где народ давно признал Нурсултана Назарбаева своим бесспорным национальным Лидером.
Источник: z001.kz