[:ru]
Дистанционный формат обучения медленно, но верно подходит к концу. Уже в третьей четверти старшеклассники будут изучать 70% предметов в школах, и только 30% дистанционно. И в первую очередь, этому радуются казахстанские педагоги. По их словам, уроки с помощью цифровых технологий сильно сказалось на знаниях учеников, их концентрации и коммуникациях друг с другом. Обо всех плюсах и минусах «дистанционки» журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с учителем актюбинской общеобразовательной средней школы.
В первой половине учебного года педагогам и школьникам в Казахстане пришлось несладко — нужно было срочно осваивать стриминговые платформы, онлайн проверку и выполнение домашних заданий, приспосабливаться к новому режиму дня.
Сказывалась и слабая подготовка МОНа, а также министерства цифрового развития к запуску отечественных платформ вроде BilimLand.kz, Onlinemektep.org, iTest.kz. Сервера не выдерживали такое количество пользователей и постоянно падали, срывая занятия или выставление оценок ученикам.
И даже переход в более глобальные программы как Zoom или Google Meet не обошелся без казусов. Так, во время урока одной из столичных школ к видеоконференции подключались неизвестные и начали транслировать порно. После громкого скандала перед чиновниками, педагогами и родителями вновь стал вопрос о кибербезопасности и защиты детей от нежелательного контента.
Но даже это не стало главной проблемой при переходе на дистанционный формат обучения в стране. Большинство казахстанских семей попросту не могли обеспечить своих детей необходимой техникой для онлайн-уроков (ноутбуками, планшетами, смартфонами) и оставались «за бортом».
Кроме того, в соцсетях то и дело появлялись фото и жалобы из регионов, где не был проведен интернет и не «ловил» даже мобильный. Особенно трудно пришлось сельским школьникам, для которых позже сделали исключение и разрешили учиться в традиционном формате.
А нуждающимся семьям из уязвимых слоев населения правительство было вынуждено выделить дополнительные средства из бюджета для приобретения ноутбуков, роутеров и т.д.
Но после первого шока и кучи бюрократических вопросов за голову схватились сами школьники, их родители и учителя. Оказалось, что удерживать внимание детей, учить уроки и выполнять домашние задания без строгой школьной дисциплины намного сложнее.
В первую очередь, это сказалось на младшеклассников, которые привыкли к постоянному вниманию классных руководителей и педагогов:
«Дети стали более расслабленными, большинство не воспринимают уроки всерьез. Особенно так было в самом начале, когда казалось, что «дистанционка» продлится не больше пары недель. И если родители поначалу старались контролировать образовательный процесс, то потом, похоже, махнули рукой. По их мнению, в школе должны не только учить, а еще и воспитывать детей.
А есть наоборот такие, кто своей гиперопекой и высокими требованиями давят на психику ребенка. Каждый день звонят и причитают, почему их сыну или дочке специально занижают оценки. Мол, «вы сами их на дистанционке плохо учите». Угрожают жалобами в администрацию, министерство или соцсети», — рассказывает педагог актюбинской средней школы.
По словам учителя, в дистанционном формате обучения есть как свои минусы, так и плюсы:
«Лично мне не нравится, что не хватает времени на привычные дискуссии и беседы с учениками. Все-таки коммуникации внутри класса и живое общение с ребенком играет важную роль в нашей работе. И никто и никогда не заменит этого — учителя передают не просто знания, а их ценности и смысл.
А еще во время видеоуроков непонятно, кто из детей усвоил, а кто недопонял материал. Обычно я по глазам уже все вижу или они руки тянут, чтобы ответить. А дети становятся пассивнее, теряют интерес к учебе. Ну и списывания никто не отменял, конечно. Они в своих чатах без учителей сидят ведь, делятся друг с другом ответами».
Тем не менее, 20-минутные занятия в Zoom лучше сказываются на восприятии информации, уверены методисты и педагоги:
«Дети с легкостью воспринимают такой формат. Потому что за короткое время учитель дает и теоретический блок — демонстрирует презентации, объясняет материал и т.д, дает короткие задания для самостоятельного выполнения».
Самые большие сложности, по словам педагога, возникают именно при выполнении домашнего задания:
«Их объем оказался неподъемным для школьников и их родителей. У некоторых моих учеников дома развязалась целая война, потому что взрослые не привыкли проводить столько времени с ребенком и корпеть с ними над учебой. А все жалобы как обычно выслушиваем мы, что «гаджеты убивают здоровье детей», «все неэффективно» и далее по списку.
Поэтому с некоторыми детьми нужно заниматься индивидуально, и при этом, находиться в постоянной связи с родителями и оперативно отвечать на все вопросы», — резюмирует преподаватель.
[:]