Поэт и редактор Павел Банников специально для Today.kz
Дискуссия, развернувшаяся в “Фейсбуке” по поводу субботнего митинга и воскресной акции, переросла границы соцсетей и развернулась в пространстве СМИ. Что хорошо, так как это возможность для участников высказаться дополнительно, не в стрессовой обстановке и быть услышанными. Для критиков (как митинга, так и акции) — это тоже возможность высказаться и не быть тут же подвергнутыми обструкции. Чем я и хочу воспользоваться.
“Всё то немногое осмысленное и верное, что мог дать субботний митинг, убил воскресный флешмоб.” — так я отозвался о выходных. Это замечание вызвало непонимание как противников акции, так и сторонников. Хочу высказаться подробнее и точнее. Вообще, я считаю тот факт, что митинг не был организован нашей псевдооппозицией — отличным показателем. Граждане способны самоорганизовываться. Однако тут есть и обратная сторона: требования участников митинга были слишком разрознены и плавали от иррационального предложения государству погасить частные долги граждан до несогласия с девальвацией “просто потому что я несогласен”. На этом фоне — два здравых голоса: учителя Елены Ахметовой и журналиста и поэта Жанар Секербаевой. Первая подняла вопрос о коррупции в образовании и проблемах бюджетников (и надеюсь, голос Елены получит, наконец, массовую поддержку от самих учителей), вторая — проблему санкционирования митингов и их ограничения. Именно так я воспринял фразу Жанар, обращённую к полицейскому, и убедился, что был прав, поговорив с ней во вторник. Нынешняя система санкционирования митингов — разрешительная и ограничивает конституционное право граждан на свободу собраний. Да это оговорено законом, но если закон работает только в одну сторону, надо его менять. Противники уведомительной системы говорят о том что “наш народ не готов”. По прошедшему митингу видно другое: не готовы адекватно реагировать (или просто не знают — как?) полиция и городские власти. Но, позвольте, они и не будут готовы, поскольку разрешительная система даёт властям возможность спрятать голову в песок и не идти на диалог, не объяснять решений. А полиции можно быть просто бездумной дубинкой, а не “служить и защищать”, как хотелось бы в идеале. А ведь полиция — тоже бюджетники. Собственно, я к чему: именно Елена и Жанар должны были быть основными спикерами во всех изданиях позавчера, вчера, сегодня, завтра и послезавтра. Но вышло немного иначе.
В воскресенье на новой площади прошла акция Валерии Ибраевой, Евгении Плахиной и Жанны Байтеловой. Идея с возложением трусов к монументу не так плоха, как может показаться. “Забирайте последние трусы” — отличный текст для акции. И чёрт бы с ним, что абсурдистская акция прошла на следующий день после митинга, если бы не одно но. Фиксация на кружевах как следствие невнимательности к контексту. Восстановим череду событий.
1) Ряд журналистов в СМИ стран ТС выдаёт громкий заголовок про “запрет кружевных трусов”, который не соответствует действительности.
2) По привычке к поверхностному восприятию, сами статьи и ссылки на сопутствующие им документы не читает почти никто, но активно рапсространяются ссылки на статьи в соцсетях.
3) Три интеллигентные женщины, имеющие высшее образование, почему-то тоже читают только заголовки и решают устроить акцию.
4) По обыкновению, СМИ снова делают громкие заголовки, и мы возвращаемся в пункт 1.
Всё бы ничего, но три интеллигентные женщины — это два журналиста со стажем, у которых есть навык поиска достоверной информации, и искусствовед и куратор с ещё большим стажем. Все трое знают, как устроены медиа, работают в этом пространстве, и должны знать, что даже самая светлая идея, исходящая из неверной предпосылки, может быть скомпрометирована. Трусы произвели такой шум в медиа, который практически полностью перекрыл субботу. Трусы для публики всегда интереснее политики, они ближе к телу. Как и следовало ожидать, акция перекрыла эффект от митинга. К сожалению, ни Евгения, написавшая яркий текст для Kult.kz, ни Валерия Валентиновна, выступившая с более взвешенной и ясной колонкой в журнале Esquire, этого факта не замечают. И, судя по текстам, по прежнему находятся в заблуждении по поводу запрета на производство и ввоз в страны ТС постельного и нижнего белья с определённым содержанием синтетики. Положение о запрете было принято в далёком уже 2003 году, его историю можно проследить, и кружево здесь — ни при чём. Засада в том, что эта маленькая ошибка даёт лишний повод для охранителей сказать «ну смотрите, разве к этому/этим можно относиться серьёзно?».
Печально, что здравые идеи митинга были засунуты почти всеми СМИ “в трусы” и одной из причин этого послужила невнимательность к деталям. Как со стороны СМИ, так и со стороны их читателей. Печально наблюдать, что отношения между протестующими горожанами и властями выглядят как разговор между обитателями Земли и планеты Плюк (где, как известно “правительство на другой планете живёт”). Хорошо, что мы можем об этом говорить.Ещё лучше, если мы начнём об этом говорить чаще. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы иллюстрацией к этой колонке стал снимок Азиза Мамирова, быстро затерявшийся после воскресной акции. На этом фото на фоне полутора десятков совершенно безэмоциональных людей в форме и тройки столь же безэмоциональных прохожих стоит молодая пара. Парень смотрит в сторону и обнимает плачущую девушку. Это символ сегодняшнего состояния диалога между властью и обществом. И между самими казахстанцами, которые не особо стремятся найти точки соприкосновения друг с другом. Точки, в которых они готовы будут принять чужое мнение ради общих целей. Точки в которых диалог станет обычным делом.
Нужно слышать друг друга, сограждане!
Источник: today.kz