[:ru]
Рэйчел (Эмили Блант) – разведенная алкоголичка, которая каждый день ездит в город на поезде, из окна которого наблюдает за домом, где когда-то жила с мужем Томом (и где тот сейчас живет со своей новой женой и ребенком), и их соседями – красивой влюбленной парой. Постепенно Рэйчел начинает ассоциировать себя с этой идиллической семьей, и когда однажды она видит ту самую соседку мужа, Меган, с другим мужчиной, то раздражается настолько, что сходит с поезда и направляется к ней. Ударная доза алкоголя делает свое дело, и на следующее утро Рэйчел приходит в себя в крови и без малейшего понятия о том, чем закончился вчерашний вечер. А следом становится известно, что Меган исчезла…
Одноименный роман британки Полы Хокинс год назад стал большим бестселлером, и многие литературные критики сравнивали его с «Исчезнувшей». Дело в том, что в обеих книгах (а теперь и в фильмах по их мотивам) речь идет о пропавших девушках, плюс и там, и там используется прием так называемого «ненадежного рассказчика» – повествование переключается между несколькими персонажами, и кое-кто из них до определенного момента ведет зрителя по ложному следу. Да, не заметить эти сходства сложно, но фильмы (сравнивать книги мы не будем) получились все-таки весьма отличными друг от друга.
Так, несмотря на то что формально «Девушка в поезде» – психологический триллер и содержит все его приметы (подозреваются все, поиск улик, резкий разворот событий в финале), это лишь оболочка – как, впрочем, и в «Исчезнувшей». Но если «Исчезнувшая» жестко и отстраненно препарировала темные стороны человеческой природы, проявляющиеся в браке, «Девушка в поезде» хочет поговорить о немножко других вещах – женской трагедии, непонимании, эмоциональном насилии и преданном доверии – и совершенно другим тоном.
Вместо холодного, безучастного наблюдения за «жизнью других» нас, наоборот, с головой окунают в переживания трех главных героинь. Рэйчел спивается, потому что не смогла родить ребенка, не смогла удержать мужа и вообще не видит никаких перспектив для себя, погребенная под мощным комплексом вины. Меган -идеальная блондинка, чьей жизнью Рейчел так увлечена, переживает глубокую душевную рану, и ее не способен залатать ни заботливый (пусть и ревнивый) муж, ни внимательный психотерапевт. Новая жена Тома, Анна ( стала типичной овуляшкой), она счастлива с ребенком, но в ее жизни полно страхов – Рэйчел никак не хочет оставить в покое их семью,( а может ей так кажется?) плюс где-то внутри Анну гложет червячок сомнения. Ведь если Том когда-то изменил своей жене с ней, ничто не мешает ему проделать этот трюк еще раз, только теперь обманутой женой может стать она.
Безусловно, постановщик Тэйт Тейлор не позволяет фильму свалиться в чисто женскую рефлексию, но нельзя не заметить, что эти мотивы для авторов «Девушки в поезде» не менее, а то и более важны, чем собственно расследование – которое, если уж начистоту, раскручивается довольно монотонно и без огонька. И финал, несмотря на кровавость, смотрится не эффектной слэшерной «жирной точкой», а опять-таки своеобразным салютом феминизму – к сожалению, написать больше значило бы его проспойлерить. И дело не в том, что это плохо. Это очень хорошо, что проблемы женские, связанные с неравенством обыгрываются от и до. Плохо, что нет безумной искры, несмотря на то, что женские персонажи прописаны великолепно. Они сложные, эмоциональные, страстные, жалкие, умные, глупые, несчастные, иррациональные, и полные противоречий.
Так зачем же смотреть «Девушку на поезде» тем, кого мало интересует глубокое погружение во внутренний мир современной женщины (мужчины у которых, кстати, по версии авторов бывают только трех типов – насильники, слабаки, и предатели)? Во-первых, из-за атмосферы – как ни крути, а снят фильм с таким напором, что волей-неволей проникнешься бедами Рэйчел – даже несмотря на то, что ведет она себя глупо, бессистемно бегая из угла в угол и раскидываясь обвинениями направо и налево.
Во-вторых, из-за актерских работ – хороши и Джастин Теру, и Хэйли Беннетт с Ребеккой Фергюсон, но главная звезда тут, конечно, Эмили Блант. Молодая привлекательная женщина, здесь она часто предстает этаким унылым бассетом – обрюзгшей, неухоженной, рыхлой. Обилие крупных планов подчеркивает ее перформанс – Блант играет потухшими глазами, морщинами, безвольно дрожащими губами, и даже просто наблюдать за ней крайне интересно. Да, возможно, это не так интересно, как было бы интересно распутывать более крепкую и не такую искусственную интригу, но причину популярности книги – а теперь и фильма – нетрудно понять, даже если вы мужчина.
С 3 ноября в кино.
[:]