Известный казахстанский адвокат Жангельды Сулейманов считает, что домашние задания, которые школьникам задают для выполнения вне уроков, незаконны.
Домашние задания для школьников назвали незаконными
Об этом он написал в своем аккануте в Facebook.
Юрист напомнил, что казахстанские школы осуществляют образовательную деятельность в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования, утвержденным постановлением правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (далее по тексту ГООС).
«В пп. 4 п.4 ГООСа указано «Максимальный объем учебной нагрузки — объем учебного времени, необходимый для освоения содержания учебных предметов». То есть, максимальный объем учебного времени, это максимальное время, в течение которого школьник обучается, в том числе и самостоятельно, вне школы. Если же не устанавливать предел школьного и внешкольного обучения, то учителя смогут давать бесконечные домашние задания, что кстати, и имеет место. У меня у знакомых, их сын-школьник занимается ежедневно дома до часу ночи», — пишет адвокат.
«Согласно п.36 ГООС «Максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, включая все виды классной и внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия) учебной работы, не должны превышать в 1 классе 24 часов, во 2 классе – 25 часов, в 3 и 4 классе – 29 часов, в 5 классе – 32 часов, в 6 классе – 33 часов, в 7 классе – 34 часов, в 8 классе – 36 часов, в 9 классе – 38 часов, в 10 и 11 классе – 39 часов», — процитировал юрист документ.
«Как мы видим, законом установлено максимальное количество часов для учебы, включая и внешкольную работу. И если первоклассник учится в течение недели в школе 24 часа, второклассник – 25 часов, третьеклассник — 29 часов и т.д., то такие школьники не должны ни в коем случае заниматься никакими домашними учебными заданиями, так в этом случае превышается максимальный объем учебной нагрузки. Если же, школьники учатся в школе менее указанных в ГООСе часов , что маловероятно, например, семиклассники 32 часа в неделю, то допустимо домашнее задание, но более 2 часов в неделю, чтобы общее время школьного и домашнего обучения не превысило максимальный объем учебной нагрузки», — пояснил эксперт.
«Очень важно отметить, что ГООС указывает максимальное учебное время, то есть, нельзя более этих часов обучаться школьнику, меньше же часов школа может установить в учебном плане», — отмечает он.
Жангельды Сулейманов считает, что «нужно проверить все казахстанские школы на предмет соблюдения максимальной учебной нагрузки и в случае нарушений, обязать руководство школ привести учебные планы в соответствие с законом. Если же обнаружится, что общее количество школьных занятий и домашних заданий превысит пределы, указанные в п.36 ГООСа, то необходимо либо запретить домашние задания, либо уменьшить количество уроков в школе».
«Кроме того, что домашние задания могут быть незаконными, если идет превышение максимального объема учебных часов, такие домашние задания вредят и детям и родителям, так как, родители, участвуя в выполнении таких заданий, не имея при этом ни педагогических ни специальных знаний, тратят огромнейшие психические и физические силы, чем только усугубляют и так сложные отношения с детьми», — считает адвокат.
В развитых странах, как известно, применяется пятидневная учебная неделя и даже при этом домашние задания вообще не дают, либо дают, но не как у нас, в виде задач, а как творческие задания, напоминает юрист.
«Если в Казахстане соблюдать нормы максимальных учебных часов, то совершенно просто уже сегодня перейти к пятидневной учебной неделе. Например, у десятиклассников предел учебной недели составляет сейчас по ГООСу 39 часов, если же перейти на пятидневку, то можно установив учебную неделю в количестве 35-39 часов, что вполне законно, ежедневно заниматься по 6 уроков в школе, а 5-9 часов школьник сможет самостоятельно заниматься вне школы, то есть по одному-два часа в виде домашнего задания ежедневно, кроме субботы и воскресенья», — предложил он.
Сулейманов надеется, что Министерство образования незамедлительно обязательно займется поднятой проблемой, чем заслужит благодарность миллионов школьников и родителей.