Директор Группы оценки рисков, кандидат политических наук Досым Сатпаев рассказал об инвестиционном имидже Казахстана.
На прошлой неделе на 10-м PR-форуме, посвященном инвестиционному имиджу Казахстана, глава Нацбанка Кайрат Келимбетов рассказал анекдот о человеке, который купил Rolls-Royce и сразу же поехал по делам.
Но уже через 100 км машина вдруг встала, и возмущенный покупатель позвонил продавцу. Выслушав претензию, в компании ему спокойно ответили, что в машину надо просто залить бензин. «А как же я тогда проехал эти 100 км?» — удивленно спросил покупатель. «На репутации», — ответили ему.
«Если спроецировать этот анекдот на нашу действительность, то в Центральной Азии Казахстан действительно выглядит роскошным Rolls-Royce на фоне прочих неказистых «транспортных средств». В пользу такого сравнения, в частности, говорит улучшение позиций нашей страны в многочисленных международных рейтингах — от Индекса экономической свободы до рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума», — сказал Сатпаев в интервью изданию Forbes.kz.
Не удивительно, отмечает эксперт, что «руководство Казахстана, судя по всему, не хочет ставить свой Rolls-Royce в общий с соседями гараж — чтобы не отпугнуть инвесторов. В феврале президент предложил переименовать Казахстан в «Қазақ елі». Эту идею он, в частности, мотивировал тем, что избавление от окончания «стан» (которое подсознательно ассоциирует нашу страну с другими, менее успешными «Станами») может повлиять на повышение интереса к нам иностранных инвесторов».
«Но здесь есть две проблемы. Во-первых, мест в казахстанском Rolls-Royce на всех не хватает, поэтому сидят в нем лишь избранные, а остальной народ «едет на автобусе» по другой дороге, и эти пути часто не пересекаются. Во-вторых, сама машина больше движется не на репутации, а на сырье, которое и привлекает инвесторов», — пояснил политолог.
«В общем, всё познается в сравнении. Если в Центральной Азии и даже, возможно, на постсоветском пространстве мы кому-то и напоминаем автомобиль премиум-класса, то, с точки зрения глобальной экономики, класс нашей «машины» намного ниже», — считает Досым Сатпаев.
«Если говорить об инвестиционном имидже любого государства, то его главное составляющее – это доверие. Доверие иностранных инвесторов к стране, в которую они собираются вложить деньги. Доверие отечественного бизнеса к своему собственному государству, которое должно гарантировать справедливые правила игры. И, наконец, самое важное — доверие между властью и обществом, без которого невозможно рассчитывать на долгосрочную политическую стабильность. Ведь её отсутствие ставит крест на любых инвестиционных преимуществах», — отметил эксперт.
По объему привлеченных инвестиций Казахстан является лидером в Центральной Азии. По данным Министерства экономики и бюджетного планирования РК, с 2005 их объем составил более $180 млрд.
Источник: Forbes.kz