АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Досым Сатпаев: В Казахстане заговор против образованных людей[:]

[:ru]

450_52f99567ccd4aДиректор Группы оценки рисков Досым Сатпаев: «Есть ощущение, что в стране идёт целенаправленное снижение интеллектуальной и культурной планки граждан»

В мире существует большое количество разных теорий заговоров. Одним везде мерещатся масонские глобальные сети. Другие фанатично верят в длинную руку Вашингтона. Другие — в не менее длинную длань Кремля. Четвертые не размениваются по мелочам и говорят о заговоре инопланетян, которые давно уже среди нас. Но есть подозрение, что если в Казахстане и есть заговор, то он направлен против роста количества образованных и культурных людей в стране.

Смотришь в книгу — видишь фигу

Недавний словесный пинг-понг в парламенте между министром образования и науки Асланом Саринжиповым и вице-спикером мажилиса Даригой Назарбаевой по поводу странно возникшего дефицита школьных учебников говорит о том, что мучения казахстанской системы образования продолжаются. Сначала родители учеников возмущались низким качеством самих учебников. Теперь даже такие учебники превращаются в дефицит из-за скверной логистики со стороны госструктур. И это — несмотря на то, что, по официальным статданным, с начала 2000-х количество самих учеников в стране сократилось на более чем 700 тыс.

Но чиновникам МОН надо быть готовыми к тому, что вскоре число школьников увеличится. По мнению некоторых демографов, с 2006 в стране уже произошел первый бэби-бум за все годы независимости. Более того, по их прогнозам, есть вероятность и второго бэби-бума, так как с 2010 на 10,3% выросла численность детородной части населения. Осталось только увеличить не только количество школ и учебников, но и требования к качеству образования, так как у нас есть несколько серьезных проблем. Это дефицит знаний, хороших специалистов и рабочих мест.

При этом по количеству реформ многострадальной системы образования наша республика может попасть в Книгу рекордов Гиннесса. И если бы в Казахстане появился Пантеон всех помпезных, но усопших без следа госпрограмм развития, то бесконечные образовательные «реформы» имели бы там самый большой памятник.

Ведь по качеству образования — на всех его уровнях, от школ до вузов — мы почти в аутсайдерах. По мнению зарубежных экспертов, уровень казахстанских школьников сильно отстает от мировых стандартов. Согласно данным международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2012, которую ведет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), наши ученики набрали оценки ниже среднего. Например, средние результаты исследуемых стран по трем дисциплинам выглядят следующим образом: математика – 494, чтение – 496, естественные науки – 501. В Казахстане эти цифры составляют, соответственно, 432, 393 и 425.

Министерство, начни с себя!

Может быть, это связано с тем, что наши чиновники так любят регулярно менять содержание учебников. Например, по математике, ссылаясь на то, что «математики не рассматривают задачи, связанные с жизнью», поэтому эти задачи надо больше приближать к реалиям.

Если следовать этой логике, то пускай МОН РК начнет с себя и придумает задачку для учебника о том, сколько оно получает на реформу образования и как эти деньги тратит. Хотя, думаю, над решением этой загадки голову сломают сами учителя. Поскольку в 2014 Казахстан вообще не попал в список 40 стран мира по эффективности системы образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2014). Этот индекс составляет Британская международная группа Pearson, которая специализируется на образовательной и издательской деятельности. Он рассчитан по методике исследовательской компании The Economist Intelligence Unit и оценивает уровень эффективности систем образования в 40 странах мира по таким показателям, как качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах с различными системами образования. Также изучается уровень их естественно-математической подготовки и выявляются  факторы, влияющие на её уровень. Кроме этого, определяется способность школьников применять на практике полученные в знания и навыки. 

В 2013 в рейтинге 200 лучших университетов мира, который составила компания Quacquarelli Symonds (QS), не оказалось ни одного казахстанского вуза. В тройку лидеров рейтинга вошли: Массачусетский технологический институт (набрал 100 баллов), Гарвардский (99,2) и Кембриджский (99) университеты. А последние строчки заняли Национальный университет Цинхуа (Тайвань) и Западный университет (Канада). Рейтинг был составлен, исходя из таких критериев, как репутация, цитируемость публикаций, соотношение числа преподавателей и студентов, отношение работодателей к выпускникам, число иностранных преподавателей и учащихся.

Два года назад, в 2012, ни один казахстанский университет также не вошел в ежегодный рейтинг репутации мировых вузов World Reputation Rankings. Его составляет Times Higher Education, приложение газеты Times, совместно со службой изучения общественного мнения Ipsos Media и медийной группой Thomson Reuters. В опросе участвовали 17 554 учёных из разных стран мира, чтона 31% больше, чем в 2011. Критерии оценки были таковы: уровень образовательных и исследовательских программ, количество иностранных студентов и специалистов, цитируемость научных статей и т.д. С 2011 в отдельную категорию был выделен рейтинг репутации профессорского состава. Первые  места занимают Гарвард, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Калифорнийский университет в Беркли, Стэнфорд и Оксфорд. Кстати, в рейтинге есть несколько вузов из Китая, который еще 20 лет назад практически не имел конкурентоспособной системы образования.

Выходит, Китай сумел потратить эти годы на благое дело просвещения, а мы — нет. И это при том, что СССР оставил нам в наследство качественную систему среднего и высшего образования, а также всеобщую грамотность населения, чего не было у Китая. Хотя, по данным 2009, по числу вузов на миллион жителей (175) Казахстан далеко опередил Великобританию, Японию, Германию и Россию.

Интеллектуальный глянец

Казахстанская система образования (как, впрочем, и другие сферы: от экономики и культуры — до политики) напоминает «интеллектуальный глянец». Много красивых картинок. Несколько умных мыслей. А после прочтения – всё равно пустота.

Есть подозрение, что нашему государству не очень-то нужны образованные и культурные граждане, как  «интеллектуальному глянцу» требуются не слишком вдумчивые читатели. Здесь главное — казаться, а не быть. Возникает ощущение, что в стране идет целенаправленное снижение интеллектуальной и культурной планки граждан. Везде — сплошные фейки. Вот только пока непонятно, с чем это связано. С тем, что в самой элите немало тех, кто недавно из «грязи в князи»? Или же это страх перед главным орудием любого образованного культурного человека — потребностью задавать неудобные вопросы и пытаться получать на них ответы?

Так что все наши разговоры с трибун о «человеческом капитале» — не более чем красивые лозунги. Даже сложившаяся в Казахстане «экономика племянников» априори не способна переварить большое количество образованных специалистов. Кстати, в этом одна из причин провала индустриально-инновационной программы. Здесь вспоминается статья с описанием математической модели появления инноваций, в которой высокий уровень коррупции и протекционизма в обществе изначально мешает инновационному взрыву. Но при меньшем уровне мздоимства новаторы смогут гораздо быстрее наладить производство, которое вызывает мультипликативный эффект, так как одни инновации тянут за собой другие высокотехнологичные проекты.

Культурная сегрегация

В наших условиях самородки, даже семи пядей во лбу, пока не могут конкурировать с агашками и их многочисленным потомством — как в бизнесе, так и в госструктурах. А искусственно созданные «социальные потолки» в сочетании с имущественным расслоением населения породили  образовательную сегрегацию на трех уровнях.

Во-первых, между качеством образования в регионах и двух мегаполисах (Алматы и Астана), что часто напоминает выбор между «очень плохим» и «плохим». 

Во-вторых, между разным качеством образования на русском и казахском языках.

В-третьих, между низкокачественным и далеко не бесплатным образованием внутри страны, которое получает большинство, и более качественным зарубежным образованием, ставшего уделом меньшинства. Хотя элита также неоднородна, так как делится на тех, кто с мозгами, и тех, кто со связями. Но всех их объединяет уже сложившаяся кастовость, которая также мешает циркуляции свежей крови и мозгов.

Параллельно с этим в Казахстане пытаются также ввести и культурную сегрегацию, при которой значительные бюджетные средства целенаправленно перенаправляются только на столичную инфраструктуру, оголяя другие регионы. Дошло до того, что областные театры хотят перевести на финансирование из местных бюджетов. А как эти бюджеты работают, хорошо показал упомянутый в начале статьи дефицит учебников, который возник в том числе из-за нерасторопности акиматов.

Дальше — больше. Судя по всему, по замыслу чиновников из Министерства культуры и спорта РК, в результате такой политики даже Алматы должен побыстрее утерять статус культурной столицы страны, чтобы не конкурировать с Астаной.

В свое время в Штатах говорили: «Бог создал людей разными, а полковник Кольт сделал их равными». Примерно то же самое можно сказать и по поводу качественного среднего и высшего образования, а также высокого уровня культуры, которые порождают высокие требования как к себе, так и к окружающему миру. А это не нравится тем, кто сторонится всяческих изменений.

Однако неоднозначность ситуации состоит в том, что и невежественная толпа, и образованная масса могут быть одинаково критически настроены к тому, что делает власть. Но если первые часто глухи к голосу разума и готовы к погромам, то вторые сами готовы генерировать здравые идеи — главное, чтобы их слушали и услышали.

В конечном счете, с точки зрения самосохранения самой власти, лучше разговаривать с теми, кто способен не швырять коктейли Молотова, а совместно решать возникшие проблемы. 

 
F: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

Досым Сатпаев
политолог

http://www.forbes.kz/process/education

[:]