Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье вкратце совершает экскурс на историю древних хуннов, этноса, который внес огромную лепту в развитие древней кочевой цивилизации Внутренней и Центральной Азии.
Вводное слово. Хунны и народы Евразии
Сейчас очень модно объявить тот или иной современный народ Внутренней и Центральной Азии прямым потомком древних хуннов.
Нельзя отрицать, что были исторические (в том числе и этнополитические и этногенетические) связи древних кыргызов и хуннов (хунну, сюнну). Но в то же время трудно согласиться с теми современными писателями и генеалогами, которые стараются либо полностью «окыргызить», «окыпчакить», либо объявить хуннов предками лишь монголоязычных этносов.
На наш взгляд, хунны являются общими историческими предками всех тюркоязычных народов, населявших территорию Центральной Азии. Они основали первое в истории древнее государство тюркских народов. Они также отчасти ассимилировались среди монголоязычных этносов и ханьцев. Мигрировавшая часть хуннов вошла в состав многих других народов Евразии в период так называемого Великого переселения народов.
Таким образом, культура, традиции и социально-политический опыт хуннов оказывали влияние не только на тюркоязычные народы, но и на их исторических соседей по огромным просторам древней Евразии.
Народ из колыбели кочевой цивилизации
Хунны — один из главных этносов, основавших древнюю кочевую цивилизацию в Центральной и Внутренней Азии.
В III тыс. до н.э., в эпоху, когда согласно древнекитайским мифам Китаем правил император Хуан-ди, предки хуннов были частью северных этносов, воюющих против царств китайцев. Древнее племя «хунь-юй» обитало в степях севернее жунов, названных китайскими источниками «рыжеволосыми дьяволами».
Племена хуньюй также были зафиксированы в связи с событиями в Китае около 1764 г. до н. э., когда Шун Вэй, сын правителя сверженной династии Ся, бежал на север и на южной окраине пустыни Гоби встретил племена сяньюнь и хуньюй. Китайская легенда гласит, что со временем сбежавшие китайцы смешались с ними.
Таким образом, данный миф свидетельствует, что древние китайцы не только воевали против северных «варваров», но и имели с ними культурные и этнические связи.
С первой половины I тысячелетия до н.э., хунны населяли северо-западную часть территории реки Хуанхэ («Желтая река») Древнего Китая.
Северо-восточными соседями хуннов было племя дунху (в исторической науке данный древний этнос рассматривается как предки нынешних монголоязычных народов). На западе от хуннов жили юечжи, которые говорили на восточных ветвях индо-европейских языков и владели огромной территорией, порою простиравшейся с Восточного Туркестана вплоть до Дальнего Востока. Юечжи были восточной периферией индоевропейцев и стали мостом между культурами прототюрков и протоиранцев.
С юга и юго-востока государство хуннов граничило с очагами древней китайской цивилизации. Историческими соседями хуннов также были предки тангутов и тибетцев.
События, относящиеся к 822 г. до н.э. и связанные с ранними упоминаниями древних хуннов, описываются в древнекитайском своде «Сборник стихов» следующим образом:
«Шестого месяца,
В благоухающее утро весны,
В телеги, поставленные в ряды,
Нагрузили оружия и еду,
Готовясь к большому сраженью…
Это произошло потому, что
Хунны с севера напали неожиданно,
Лютые, свирепые от злости…»
С 4 в. до н.э., хунны, как соседи мелких, разрозненных китайских царств, очень часто упоминаются в их исторических летописях.
В последующие века особенно участились нашествия хуннов к китайским царствам с северо-востока.
Первый император династии Цинь и Великая китайская стена
В 228-221 гг. до н.э. император Цинь Шихуанди (умер в 210 г. до н.э.), впервые добившийся объединения китайских царств в одну общекитайскую империю, начал войну против хуннов, занимавших территорию нынешней внутренней Монголии — Иншань и Ордос.
Именно в эпоху правления этого императора в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) началось строительство Великой Китайской Стены вдоль северной границы государства, чтобы защититься от нашествия хуннов.
Это историческое строение общей протяженностью 8 тысяч 851 км и 800 м, высотою до 10 м, в последующие века было разрушено в некоторых местах и вновь достраивалось (во времена династии Хань и династии Мин). Теперь оно стало символом древнего архитектурного чуда Китая.
Тюмен-шаньюй и его сын Модэ
В древнекитайских исторических источниках впервые упоминается имя первого известного в истории правителя хуннов — Тюмен-шанюя (Тоумань, Тумань).
«Шанюй» («величайший») — это титул вождя хуннов. Тюмен-шанюй, правивший в последней четверти 3 в. до н.э. (ок. 220 по 209 гг. до н.э.), терпит поражение от войск общекитайской династии Цинь в 215 г. до н.э.
Старший сын ослабшего тогда хуннского предводителя Модэ (Маодун, в турецкой литературе – Mete / Мете; жил ок. 234-174 гг. до н. э.), именно в этот момент по требованию юечжей, западных врагов хуннов, выдается в их руки как почетный заложник.
Позже, во время очередного нашествия Тюмен-шанюя к юечжи, Модэ спасается бегством из плена и возвращается на свою родину.
Ему отец выделяет отдельное войско. Натренировав своих воинов, Модэ поднимает мятеж в ставке Тюмен-шанюя, убивает своего отца во время охоты и в 209 г. до н.э. садится на трон хуннов.
Древнекитайский историк Сыма Цянь в своем труде «Ши цзи» («Исторические записки») описал легенду хуннов о захвате власти Модэ-шаньюем:
«Модэ сделал свистунку и начал упражнять своих людей в конном стрелянии из лука с таким приказом: всем, кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, отрубят голову; кто на охоте пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тому отрубят голову. Модэ сам пустил свистунку в своего аргамака. Некоторые из приближенных не смели стрелять, и Модэ немедленно нестрелявшим в аргамака отрубил головы.
Спустя несколько времени Модэ опять сам пустил свистунку в любимую жену свою, некоторые из приближенных ужаснулись, и не смели стрелять. Модэ и сим отрубил головы. Еще по прошествии некоторого времени Модэ выехал на охоту и пустил свистунку в Шаньюя аргамака. Приближенные все туда же пустили стрелы.
Из сего Модэ увидел, что он может употреблять своих приближенных. Следуя за отцом своим Шаньюем Туманем на охоту, он пустил свистунку в Туманя; приближенные также пустили стрелы в Шаньюя Туманя. Таким образом Модэ, убив Туманя, предал смерти мачеху с младшим братом и старейшин, не хотевших повиноваться ему, и объявил себя Шаньюем».
Многие фольклористы-тюркологи полагают, что древние истоки средневекового тюркоязычного эпоса об Огуз-кагане относятся именно к событиям, относящимся к эпохе Тюмень-шаньюя и Модэ-шаньюя.
Ряд манасоведов также считает, что отголоски легенд в связи с политическими событиями у хуннов и кыргызов конца 3 века – начала 1 века до н.э. отражены также в кыргызском эпосе «Манас».
Зарождение кочевой державы Внутренней Азии
Модэ-шанюй, захватив власть в государстве, предпринимает меры для того, чтобы объединить разрозненные хуннские земли.
Первоначально шаньюя избирали на съезде 24 старейшин (кстати, согласно генеалогии огузов они также состоят из 24 племен), но Модэ основал свою династию. Выборы шаньюя сохранились как формальная процедура, но на самом деле все решалось уже согласно завещанию предыдущего шаньюя.
Это было огромным шагом в дальнейшей централизации власти в кочевой державе.
При Модэ-шаньюе хунны начали приумножать свои владения за счет покорения других племен и земель.
Вначале армия Модэ уничтожала войска восточного кочевого этноса дунху, обитавшего в Южной Маньчжурии и в горах Большой Хинган, и присоединила их земли к государству хуннов.
Юечжей, проникших до степи Алашань со своих исторических мест в Хэси на западе Ордоса на севере Китая во времена ослабления хуннов, Модэ-шаньюй вынуждает отступить вновь до западных границ.
В 204-205 гг. до н.э. Модэ-шаньюй покоряет земли предков тангутов — племен лэуфань и баянь на Ордосской земле, после чего начинает свое первое нашествие в Китай.
В 203-201 гг. до н.э. хунны совершают нашествие на север и северо-запад.
Объектом их набегов стали земли в нынешней северо-западной Монголии и примыкающих к ней регионов Южной Сибири и Восточного Тенгир-Тоо (Притяньшанья). Среди них были древнетюркские народы (хуньюй, кюйше, динлин), населявшие Саяно-Алтайский регион, наряду с древними кыргызами, обитавшими на северной стороне Восточного Тенгир-Тоо.
Таким образом, к концу 3 века до н.э. впервые хунны и все другие древнетюркские этносы Внутренней Азии и восточных частей Центральной Азии и их соседы оказались в рамках единой кочевой державы хуннов.
Хунны и династия Хань
В 200 г. до н.э. хунны захватывают территорию только начавшей формироваться китайской династии Хань, доходят до города Цзиньян провинции Шаньси, имеющего важное стратегическое значение, и проникают до 250 км вглубь Китая.
Около города Пинчен в горах Байдэн отборная группа китайского войска, поджидавшая в засаде хуннов, сама оказывается в окружении воинов Модэ-шаньюя.
Среди них был и император ханьской династии Гао-Цзу (до того, как он сел на трон, его звали Лю Бан). После позорной лично для него блокады Гао-Цзу вынужден был пойти на уступки и заключить мирный договор с хуннами на тяжелых для себя условиях.
В 198 г. до н.э. после серии переговоров между двумя государствами заключается договор, основанный «на мире и братстве» («хэ цинь юэ»).
Согласно этому договору в течение почти шестидесяти лет Ханьская династия платила дань государству хуннов и находилась под его диктовкой. В соответствии с данным мирным договором, хуннам ежегодно отправлялось определенное количество рулонов шелка, вино-водочные изделия, рис и другие товары потребления (китайские придворные историки в своих летописях об этой дани обтекаемо пишут как о «подарках»).
В китайских летописях говорится также о том, что Гао-Цзу обязался отдать свою дочь в младшие жены Модэ-шаньюю, но вместо нее отправил девушку из простой семьи.
Лаошань-шаньюй и тохары
Основатель великого хуннского государства Модэ-шанюй умер в 174 г. до н.э. Вместо него на трон сел его сын Гиюй, получивший звание Лаошань-шаньюй.
Этот талантливый государственный деятель, правивший державой хуннов в 174-161 гг. до н.э., продолжил политику централизации власти и расширения земель государства, проводимую своим отцом.
Согласно древнекитайским источникам, переведенным на русский язык Н.Бичурином, при Лаошан-шаньюе в составе ханьского посольства прибыл евнух Юэ. Этот евнух не захотел возвратиться на родину,и остался у хуннов. «Юе научил шаньюевых приближенных завести книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество».
Лаошань-шаньюй начал осуществить недостигнутую цель своего отца Модэ-шаньюя разгромить западных врагов – юечжей. В 174-165 г. до н.э. он предпринимает несколько попыток захватить земли своих западных соседей.
В конце концов, ему удалось разгромить войска юечжей и из черепа Кидолу, правителя юечжей, погибшего в одном из сражений, Лаошань-шаньюй сделал себе посуду для питья.
В ходе продолжительных военных действий юечжи потерпели поражение и начали массовым образом кочевать на запад. В разгроме юечжей принимали участие и влиятельные союзники хуннов — древние усуни.
Таким образом, огромная группа мигрировавших из Ордоса юечжей, группа так называемых «больших юечжей», оказывается в Восточном Туркестане.
В середине 2 в. до н.э. большие юечжи вытесняются с занимаемых территорий в Таримском бассейне. Отступая до долины реки Аму-Дарья, большие юечжи где-то в 129 г. до н.э. полностью разгромили Греко-Бактрийское царство и основали новое Кушанское государство.
Отколовшаяся часть юечжей («малые юечжы») оставались во Внутренней Азии и в Восточном Туркестане. Они частично ассимилировались с хуннами и другими восточно-тюркскими этносами, частично продолжали развивать свою уникальную оседлую культуру. Считается, что их потомки в Восточном Туркестане в I тысячелетии н.э. изобрели тохарское письмо.
Кочевая держава хуннов покрывала значительную часть нынешней Монголии и Внутренней Монголии, Южной Сибири, части Алтая и Тенгир-Тоо, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.
(Продолжение следует)
P.S.
Все фотографии – автора статьи (из Бадалинского участка Великой Китайской стены, а также из музеев Ордоса и Хух-Хото во Внутренней Монголии КНР).
См. также:
Н. Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. – Т. 1. (Ср.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm )
Гумилев Л.Н. Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны в Китае. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 624 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3115-7.
Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения «Кыргыз Тарых Коому», профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.
(Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению)
20 дек. 2012
Источник — akipress.org