Те малые останки исторического города Сарайчика, бывшего одним их самых процветающих населенных пунктов на Великом Шелковом пути, полностью смоет Урал. Чтобы увидеть все своими глазами, корреспондент «ЛИТЕР-Недели» побывал в Сарайчике, где встретился с директором мемориального комплекса Молдашем Бердимуратовым, который поведал некоторые последние новости, касающиеся истории города и его будущего.
История древнего города Сарайчика, который сыграл особую роль в начальный период становления казахской государственности, не раз описывалась в прессе. Поэтому мы не будем останавливаться на известных фактах. Сегодня мы попробуем приоткрыть новые тайны этого древнего города, о котором народ сложил немало легенд и мифов.
Золотая лодка
Самая первая легенда связана с золотой лодкой, принадлежавшей принцессе Суюмбике. Как рассказывают источники, во времена правления хана Аз-Жанибека в Сарайчике был создан искусственный водоем, в котором круглый год плавали лебеди. По водоему, прозванному Секерколь (Сладкое озеро), каждый вечер любила прогуливаться на своей лодке дочь хана Суюмбике. Но внезапно принцесса скончалась от неизвестной болезни. Убитый горем отец велел сказать жителям города, что похороны дочери состоятся через месяц. Тем временем хан тайно похоронил Суюмбике вместе с золотой лодкой и приданым. Нукеров, хоронивших принцессу, казнили. И с тех пор люди, слышавшие о золотой лодке, ищут тайное захоронение принцессы Суюмбике. Эти поиски продолжались до 30-х годов прошлого столетия, но они не увенчались успехом. Более того, до сих пор точно неизвестно, где именно находилось то самое озеро Секерколь.
Но недавно появились новые данные. По словам Молдаша Бердимуратова, на противоположном берегу реки Урал, где расположены останки города Сарайчика, ближе к озеру Тайлан, были найдены надгробные плиты-кулпытасы 14 человек, скорее всего, относящихся к знати. Поскольку все надгробные плиты были со своеобразными отметинами, ученые считают, что здесь захоронены приближенные ко дворцу чингизиды. Бердимуратов предполагает, что озеро находилось в этих местах. Учитывая, что город Сарайчик во времена правления Касым-хана располагался по обеим берегам Жайыка, у этой версии есть право на жизнь.
Яблоня против суицида
Вообще, все, что связано с древним городом Сарайчиком, обросло многочисленными легендами и мифами. Но есть среди них более-менее правдоподобные, особенно те, что появились в нынешнее время. Первая легенда касается святого дерева, которое находится в пантеоне, где похоронены семь казахских ханов.
Как рассказал Молдаш Бердимуратов, в конце 90-х годов в Сарайчике участились случаи суицида среди подростков. Местные жители связывали это с тем, что местная власть потревожила дух покоившейся тут знати, ведь как раз в то время и началась реконструкция мемориального комплекса. Число жертв суицида маленького села достигло 12 человек. Что надо было делать, никто не знал. И тут случилось удивительное. По служебным делам Бердимуратов побывал в Мангистауской области, где встретился с одним старцем, оралманом из Ирана, который сказал, что это связано с яблоневым садом в Сарайчике. Деревья из сада пошли на дрова, что и стало причиной невзгод. И, по словам старца, чтобы остановить суицид в селе, нужно одну из самых первых яблонь сада пересадить на видное место. Приехав домой, Бердимуратов рассказал о наказе старца. Посоветовавшись, сельчане решили, что самым посещаемым и видным местом является пантеон ханов. Односельчане выкопали самую старую яблоню – она была посажена в 1936 году, и высадили в пантеоне. После этого суициды прекратились, утверждает Бердимуратов. С ним согласны и односельчане, которые беседовали с нами.
Волшебная пиала
Второй случай касается непосредственно самого мемориального комплекса, точнее сказать, утвари, найденной при раскопках. В 1999 году при проведении раскопок был обнаружен колодец, из которого извлекли кувшин и пиалу XIV века. И кувшин, и пиала оказались не совсем простыми. К примеру, кувшин меняет свой цвет по времени суток. Невероятный случай произошел с пиалой. Когда ее нашли на глубине семи метров, то все, как один, удивились: пиала не была облеплена грязью, а оказалась чистой, как будто ее только что помыли. А ведь пиала эта столько времени пролежала под землей и вблизи речного побережья. Ничего не подозревавшие люди решили обмыть это дело и налили в пиалу водку… Как вдруг пиала в их руках стала совсем черной. Такой же цвет она приняла, когда в нее налили бензин. Не меняла она цвет только, тогда, когда в нее лили воду и молоко. То есть она реагировала на то, что вредно организму человека. Сейчас, как утверждает Бердимуратов, кувшин и пиала находятся в Музее президента в Астане.
Спасти Сарайчик
Основу нынешнего мемориального комплекса Сарайчика заложил простой сельский учитель, ныне покойный Мустажап Намазгалиев, который, приехав молодым учителем в Сарайчикскую среднюю школу, в 1961 году организовал в стенах этого учебного заведения при помощи своих учеников и местных жителей музей. Краевед всю свою жизнь посвятил сохранению памятника архитектуры. Позже начинание учителя подхватили, что и привело к созданию мемориального комплекса. На экскурсии в комплексе нам показали два черепа: один принадлежит современному одногорбому верблюду, второй, как считалось, принадлежал мамонту. Но сегодня, как рассказал нам директор музея, появилась другая версия относительно этого черепа. Она родилась после посещения комплекса гостем из Египта. Он рассказал, что второй череп, скорее всего, принадлежит арабиану – одногорбому верблюду, некогда обитавшему в Аравии. Сейчас, по словам египетского гостя и как утверждает Бердимуратов, на свете осталось всего четыре таких верблюда-великана, высота которых достигает четырех метров. Сравнив черепа, которые были очень похожи, но различались только размерами, мы тоже сошлись во мнении, что эта версия вполне вероятна.
Да, Сарайчик хранит много тайн. Но вряд ли удастся их разгадать нашим потомкам. Несмотря на то что в настоящее время останки города Сарайчика находятся под охраной и они огорожены, река Урал каждый год топит не только старый город, но и, вероятно, старинное кладбище, которое находилось в этой местности. На крутом склоне берега тут и там встречаются торчащие кости, а местные жители рассказали, что находили здесь даже целые захоронения с человеческими останками. Впрочем, они к этому уже привыкли и особого ажиотажа у них не наблюдается. Будучи в Сарайчике, мы тоже видели эти человеческие кости… Надо сказать, что ощущение было жуткое.
В глубины веков
Теперь углубимся немного в историю. Так, по данным «Википедии», Сарай Джук (Сарайчик) был одним из крупнейших городов Золотой Орды и центром городской агломерации (имеется ряд городищ, разрушенных хозяйственной деятельностью в XX веке, на окраине Атырау расположено городище Актобе — Лаэти в генуэзских записях). Судя по археологическим находкам, в частности сосудам с надписями, Сарай Джук был городом с развитой культурой. В городе действовали уникальные водопровод и канализация из керамических труб. Остатки этих труб мы сфотографировали в музее мемориального комплекса. Имелось металлургическое и гончарное производство, чеканилась монета, то есть был собственный монетный двор. Его жители занимались ремеслами, бахчеводством, огородничеством и рыболовством. Стратегическое расположение, связывавшее восток с западом, сделало город крупным центром торговли. Сарай Джук по-монгольски означает «Малый Дворец». В то время главным дворцом являлась Алтын Орда, а Сарайчик называли Малым Дворцом. Отсюда и название Сарайчик (в переводе с казахского «небольшой дворец»).
Арабский путешественник и географ Ибн Баттута, который первый описал Сарайчик в своих записках «Путешествие в Дешт-и-Кыпчак», сообщает о паромах на протоке Улы-су, что напомнило ему Багдад. Он пишет, что окрестности города были своеобразным курортным центром, сюда приезжали поохотиться и порыбачить знатные люди со всей Орды, и что вода «сама лилась в каждый дом».
Город два раза был полностью уничтожен. Первый раз в 1395 году он был разрушен войсками Тамерлана. Сарайчик был восстановлен в 30–40-х годах XV века. Со второй половины XV века стал политическим центром Ногайской Орды. Здесь располагалась ставка ханов Ногайской Орды, затем — первых казахских ханов.
Считается, что в Сарай Джуке были похоронены семь ханов: золотоордынские – Сартак, Берке, Токтакия, Джанибек (по другим сведениям и Менгу Тимур), казахский – Касым, ногайские ханы Измаил и Ураз.
После похода Нечая и Богдана Барбоши около 1580 года (по другим сведениям, в 1581-м) город этот был захвачен и разрушен до основания «воровскими», то есть неподконтрольными Москве, казаками. По другим сведениям, двумя полками астраханских стрельцов. Бытует мнение, что сюда приезжал царь Иван Грозный, который пробыл тут 12 дней, после чего приказал уничтожить город полностью. Оказывается, царь не хотел, чтобы на земле существовал город, отдельные части которого были основой для строительства аналогичных площадей и улиц в Москве. Так, по словам Бердимуратова, Красная площадь в Белокаменной является точной копией центральной части города Сарайчика.
Сарайчик. Наши дни
Из истории Казахстана известно, что точное и безоговорочное заключение о том, что «город сооружен в ХII веке», было сделано основоположником казахской археологии Алкеем Маргуланом по результатам раскопок, которые были проведены в 1950 году. Проводившие раскопки в последние годы на месте захоронения города ученые Республиканского института археологии также доказывают правильность изложенного выше мнения. При поддержке занимавшего в то время пост акима Атырауской области Имангали Тасмагамбетова в 1999 году на месте захоронения города Сарайчика был построен историко-мемориальный комплекс. Донести историю, прожитую нашим народом, в качестве яркого примера подрастающему поколению – есть единственная цель создания такого, безусловно, красивого памятника архитектуры. Строительство мемориала началось 2 мая 1999 года, и в этом же году, 3 сентября, состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В конце прошлого года в акимате Атырауской области прошло заседание, посвященное проблемам Сарайчика. Тогда заместитель акима области Шынгыс Мукан сообщил, что аким области Бактыкожа Измухамбетов обратился с данным вопросом в правительство. В результате была создана специальная комиссия, в состав которой вошли представители всех компетентных органов.
Археолог Зейнолла Самашев предложил членам комиссии два варианта спасения городища. Первый вариант – укрепление берега реки, омывающей уцелевшие стены городища, которые сейчас буквально рассыпаются. И второй – направление реки Урал в этом месте в старое русло. В середине прошлого столетия Урал после наводнения выбрал себе другое русло. И если вернуть его в прежнее, то древние останки находились бы в земле, а из-под освободившегося русла можно будет извлечь смытые с городища артефакты и устранить угрозу исчезновения города Сарайчика.
Наступила весна. Скоро наберет силу очередной паводок, который еще больше смоет не только остатки города Сарайчика, но и оголит наше отношение к истории, наше уважение к духам предков, кости которых открытыми лежат под ногами. И быть может, этот паводок не очередное явление природы, а паводок нашей черствости и бездушья? В прошлом году местные власти объявили о том, что в скором времени в Атырау планируется открыть археологический институт. Что это, дань моде? Непонятно, почему под самым крылом нефтяной столицы буквально на глазах исчезает археологическая достопримечательность мирового значения, которая имеет огромное историческое значение для нашего государства. А за пятнадцать лет со дня открытия мемориального комплекса, кроме выделяемых периодически средств из бюджета на проблемы Сарайчика, ощутимых сдвигов не видно. Раскопки, проведенные уже давно, смывает река, оголяя все больше и больше кладбище нашей истории…
Врезка
1. Ханские пантеоны.
Каждый из них имеет восемь граней, в высоту они достигают 17 метров. Архитектор – Имангали Тасмагамбетов. Между стенами установлен памятник семи ханам, захороненным в Сарайчике. На черном мраморе высечены имена ханов и указаны даты их правления.
• Мунке Темир (1266–1282)
• Токтагу (Токты) (1291–1312)
• Жанибек (1343–1353)
• Амир Охас (14…–1447)
• Касым хан (1511–1518)
• Ших Мамай (1542–1549)
• Жусип Хан (1549–1554)
2. Мечеть.
Длина мечети – 13 метров, ширина – 6,5 метров. Изнутри мечеть полностью оснащена, установлены михрабы, минбары. Есть библиотека, где наряду с Кораном имеются и другие религиозные книги. Каждую пятницу здесь проходит пятничный намаз. Сначала читается Коран, затем произносятся молитвы. В мечети установлены технические средства для благовеста.
3. Музей
Музей оснащен экспонатами, имеющими историческую ценность. Они были найдены при археологических раскопках. Разработан макет города Сарайчика в XIV веке.
Источник: Сайт газеты «Литер»