В последние годы в Казахстане все большее количество учебных заведений технического и профессионального образования (ТиПО) внедряют принципы дуальной системы. И так как этот метод предполагает 70-80 процентов учебного времени студентов отводить практике, результаты налицо. В Карагандинской области трудоустроено 90 процентов выпускников колледжей, которые обучались с применением дуальной системы (против 82 процентов трудоустроенных ребят, обучавшихся по традиционной модели). Начнем с того, что дуальная система в Казахстане — не новость. В советское время деятельность всех профессионально-технических училищ страны основывалась на модели, приближенной к дуальной. Тогда производственное обучение составляло 50-60 процентов учебного времени. Но после упразднения плановой экономики и закрытия многих производств связь учебных заведений с работодателями прервалась. После кризиса 90-х медленно, но верно она устанавливалась точечно. Так, в 1995-1998 годах в трех организациях ТиПО (на базе профессиональной школы №1 города Алматы, профессиональной школы села Красный Яр Акмолинской области и Бизнес колледжа Павлодара) были внедрены элементы дуальной системы при подготовке специалистов гостиничного, ресторанного бизнеса, сельского хозяйства и банковских услуг. Причем этот шаг был сделан при взаимодействии с Германским центром по техническому сотрудничеству (GTZ). Тогда принцип обучения был построен таким образом, чтобы 60 процентов учебного времени студентов были сосредоточены в предприятиях бизнеса и организовывались за счет работодателей. Но тогда дальше трех учебных заведений среднего профессионального звена дело не сдвинулось. По мнению экспертов, причиной тому стали последствия Азиатского кризиса, а также отсутствие интереса со стороны бизнеса к подготовке профессиональных кадров: на тот момент на рынке труда присутствовало большое количество квалифицированных работников, на которых, в отличие от студентов, не нужно было распределять ни времени, ни сил, ни средств.
Квалифицированных рабочих рук не хватает
Однако как показали меры государства, направленные на форсированное индустриально-инновационное развитие страны, в стране в настоящее время имеет место большой кадровый голод. Сегодня в Казахстане, пожалуй, нет ни одной отрасли, которая не испытывала бы проблему нехватки квалифицированных рабочих рук. К примеру, проблема старения кадров присуща энергетической отрасли. «Средний возраст близок к пенсионному, и есть необходимость в развитии отечественной базы подготовки по специальностям энергоремонтных, энергостроительных и энергомонтажных работ. В этой связи с Министерством образования и науки будут проработаны вопросы совершенствования данной политики», — говорил вице-премьер — министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев при обсуждении вопросов развития энергетической отрасли в ходе селекторного совещания в правительстве. Он отметил, что в настоящее время в отрасли работает 114 тысяч человек (непосредственно в энергетике — 70 тысяч, в сфере сервисных услуг — более 30 тысяч), добавив, что прогнозная потребность для дальнейшего развития отрасли — 6,5 тысячи человек. Аналогичные проблемы присутствуют в сферах машиностроения, сельского хозяйства, фармацевтике и медицине.
Реформа ТиПО
В Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент страны Нурсултан Назарбаев дал конкретные поручения по реформированию профессионального образования и улучшению системы подготовки специалистов для всех отраслей экономики. «С учетом нового курса «Казахстан-2050» поручаю правительству, начиная с 2013 года, обеспечить развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца. Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом это решит проблему занятости населения», — призвал Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу страны «Стратегия «Казахстан — 2050: новый политический курс состоявшегося государства». Елбасы предложил создать в стране сеть государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования, выстроить систему специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию. А для неразрывности учебного процесса в высших учебных заведениях страны Президент поручил законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе. «Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих», — предложил казахстанский лидер.
«Дуэль» дуальной и традиционной системы
Следует отметить, что, по мнению министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, высказанном в прошлом году в ходе первого Темиртауского форума по внедрению дуальной системы обучения, за прошедшие три года как у работников образования, так и у бизнесменов-работодателей произошло коренное изменение сознания в вопросах подготовки профессионально-технических кадров. «Теперь мы начинаем говорить на одном языке — языке реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства и развития страны», — отметил он в мае 2012 года. «В нашем лексиконе впервые появился термин «профессиональные стандарты» как требования, что должен знать и уметь каждый выпускник, чтобы удовлетворять требованиям работодателя, и его не приходилось переучивать. Причем, эти стандарты формируются именно запросами работодателей», — подчеркнул глава МОН. В настоящее время в Казахстане создан холдинг «Кәсіпқор», где формируется сеть Межрегиональных центров и колледжей мирового уровня, система анализа и освоения самого передового мирового опыта. «И в этой новой совокупности механизмов подготовки специалистов важное место должна занять дуальная система обучения, которая прекрасно зарекомендовала себя в целом ряде развитых стран», — считает министр. Он добавил, что канцлер ФРГ Ангела Меркель даже назвала ее в числе главнейших основ успешного развития Германии, в ней задействованы свыше 600 тысяч предприятий. Добавим при этом, что в настоящее время дуальная система получила распространение в немецкоязычных странах западной Европы. Она применяется в Германии, Австрии и Швейцарии. Причем в большинстве развитых стран (США, Великобритания, Корея и др.) в системах ТиПО присутствуют элементы дуальной модели. Имеются различия по соотношению государственного и частного финансирования. Но общее для всех — система «ученичества», когда половина и более времени обучения составляет практика в реальном производстве. В рамках дуальной системы профессиональное обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятиях. Для дуальной системы обучения характерно следующее. 70-80 процентов обучения проходит на производстве: 3-4 дня в неделю ученик учится на предприятии и 1-2 дня в колледже. Треть учебных программ охватывает общеобразовательные дисциплины и две трети — предметы по специальности. Срок обучения составляет от 2 до 3,5 лет, и основные затраты по обучению несет предприятие. По мнению главы МОН, система несет ряд преимуществ. Во-первых, обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать именно таких специалистов, какие им нужны. Во-вторых, будущие специалисты учатся гораздо более осознанно и заинтересованно, стремятся закрепиться на данном предприятии после обучения. А это уже весьма высокий уровень мотивации. В-третьих, обеспечивается гораздо более высокий, чем ранее, уровень востребованности выпускников и их трудоустройства. Имеется определенная законодательная база для внедрения на практике дуальной системы образования. В частности, в Закон «Об образовании» введено понятие «кооперативное обучение» и новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». Определены основные направления взаимодействия работодателей и организаций образования в подготовке специалистов, организации профессиональной практики, трудоустройстве, оценке профессиональной квалификации выпускников.
Темиртауский форум обещает стать традиционным
26 апреля этого года в городе Темиртау Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с акиматом Карагандинской области провело Второй Темиртауский форум «Опыт работы по внедрению дуальной системы в техническом и профессиональном образовании». Он был организован на базе Карагандинского государственного индустриального университета. Перед началом форума участники посетили выставку инновационных технологий «Результат социального партнерства — дуальное обучение», на которой представили свои новые разработки и услуги учебные заведения ТиПО и компании, работающие в сфере профессионально-технического образования. Отрадно, что решения и рекомендации Первого Темиртауского форума по внедрению дуальной системы обучения в течение года уже были внедрены на практике. Так, более 100 организациями и предприятиями Казахстана уже внедрены элементы дуального обучения в таких отраслях, как металлургия, машиностроение, нефтегазовое, химическое производство, сельское хозяйство. Предприятиями республики предоставлено 170,3 тысячи рабочих мест для прохождения практики. Кроме того, размещен заказ на обучение и стипендии за счет средств работодателей в объеме 5,1 тысячи мест. Дуальная система продолжает набирать обороты в нашей стране. Как результат, в рамках форума был подписан меморандум о сотрудничестве между акимом Павлодарской области и Немецкой Академией сельского хозяйства «DEULA». Практическое применение получили договоры дочерних компаний ФНБ «Самрук-Казына» с 22 учебными заведениями ТиПО, такие как АО «Павлодарский нефтехимический завод», АО «KEGOC», АО «НАК «Казатомпром», АО «Казахтелеком», АО «Фонд недвижимости Самрук-Казына». Вместе с тем, в рамках подписанного многостороннего соглашения между министерством, АО НК «Казақстан Темір Жолы» и 17 учебными заведениями железнодорожного профиля на базе Центра технологий на транспорте НК «Қазақстан темір жолы» прошли практическое обучение 137 студентов колледжей с правом дальнейшего трудоустройства.
Вызов безработице
Как сообщил в своем выступлении аким Карагандинской области Бауржан Абдишев, в условиях внедрения дуальной системы обучения как никогда возрастает роль социального партнерства. И это закономерно, поскольку участие предприятий и бизнес-структур позволяет существенно поднять уровень профессиональной подготовки и обеспечить его соответствие потребностям рынка труда. По его словам, в области уже накоплен достаточный опыт взаимодействия с социальными партнерами. Так, в рамках меморандума о сотрудничестве с южнокорейской компанией АХА и казахстанской компанией «Лидос ЛТД» введен в эксплуатацию завод по производству интерактивного обучающего оборудования пятого технологического уклада. Меморандумы с немецкой компанией «Лукас Нулле» и чешской компанией «Eiki» позволят начать производство современных учебно-производственных лабораторий и мультимедийных проекторов с функциями 3D и multitouch. Внедрение дуальной системы образования уже дает неплохие результаты. По словам акима Бауржана Абдишева, в Карагандинской области трудоустроено 90 процентов выпускников колледжей, которые обучались с применением дуальной системы. «Дуальная система обучения позволяет обеспечить подготовку компетентных специалистов, востребованных на рынке труда, и создает условия для успешной реализации каждого выпускника в реальном производстве, гарантируя его трудоустройство. Приведу пример: из 900 выпускников колледжей, завершивших обучение в 2012 году по данной технологии, трудоустроено 90 процентов, тогда как трудоустройство выпускников колледжей, работающих по традиционной форме обучения, в среднем составляет 82 процента», — отметил аким.
Государственно-частное партнерство в образовании
В свою очередь, в ходе Второго Темиртауского форума вице-министр образования и науки РК Саят Шаяхметов отметил, что работодатели уже активно участвуют в разработке профессиональных стандартов, а также во внедрении независимой системы оценки сертификации. «Так, экспертами отраслевых организаций, объединений работодателей, предприятий, профсоюзов разработаны 81 профессиональный стандарт в 10 отраслях промышленности (образование, сервис, геология и горнодобывающая промышленность, нефтегазовое и химическое производство, энергетика, металлургия и машиностроение, транспорт, производство и ремонт, строительство и коммунальное хозяйство, сельское хозяйство)»,- сообщил вице-министр МОН. Он добавил, что разработаны 13 отраслевых рамок, которые одобрены отраслевыми советами при министерствах. В прошлом году правительством Республики Казахстан было выделено около одного миллиона долларов США на создание независимой системы сертификации специалистов в горнодобывающей, горно-металлургической, нефтегазовой, энергетической и туристской отраслях. А тремя отраслевыми ассоциациями работодателей: Казахстанской ассоциацией организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KazEnergy», Республиканской ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Казахстанской туристской ассоциацией созданы Центры подтверждения и присвоения квалификации специалистов. «На сегодня в стране функционируют 32 учебных центра, из них при предприятиях — 22. Анализ учебных центров в разрезе отраслей показывает преобладающее количество центров в строительной отрасли — 7 единиц, это 18,9 процента, в горно-металлургической отрасли 6 единиц — 16,2 процента, в энергетической отрасли 5 единиц — 13,5 процента. Наименьшее количество центров отмечается в сфере АПК и в сфере обслуживании — всего по одной единице»,- отметил Саят Шаяхметов. В целом, по информации Министерства образования и науки, в Казахстане в настоящее время действуют 882 профессионально-технических учебных заведения. Среди них 513 государственных и 369 частных. В них обучаются 609 тысяч человек по 177 специальностям и 416 квалификациям.
Айжан Бектасова