АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дж.Лиллис: Музей ГУЛАГа в центре Казахстана

1527414Музей памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка под Карагандой в центральном Казахстане повествует о жизни заключенных в Карагандинском исправительно-трудовом лагере (КарЛАГе) в период с 1931 по 1959 гг. Музей также рассказывает об ужасном голоде 1930-х годов и депортациях целых народов из других частей Советского Союза. (Фото Джоанны Лиллис)

В сонном захолустном местечке посреди степей центрального Казахстана стоит внушительное, увенчанное красной звездой здание в стиле неоклассицизма – свидетельство тоталитарного прошлого страны.

Это поселок Долинка, некогда столица КарЛАГа – одного из филиалов гигантской советской системы исправительно-трудовых лагерей Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГа). С момента создания в 1931 году и вплоть до закрытия в 1959 году через КарЛАГ (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) прошли по меньшей мере миллион человек. КарЛАГ – это не один лагерь, а целая сеть лагерей, раскинувшихся в степи на обширной территории размером с две Бельгии.

Расположенное в 50 км от промышленного города Караганда, это элегантное серое здание десятилетия назад служило управлением лагеря, в который попадали главным образом жертвы сталинских чисток. Сегодня это Музей памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка. Он рассказывает не только о страданиях заключенных, но и о смутных временах правления бывшего советского диктатора Иосифа Сталина – периоде, оставившем неизгладимый след в душе народов Казахстана.

На фасаде здания можно видеть изображение людей, вцепившихся руками в колючую проволоку. Внутри – мрачный портрет Сталина. Коридоры заполнены сотнями папок с делами прошедших через лагерь несчастных жертв, а на стенах в экспозиционных залах размещены фотографии из архивов НКВД, с которых на нас смотрит множество испуганных лиц. Точное количество заключенных КарЛАГа не установлено. Многие документы, относящиеся к системе лагерей в СССР, до сих пор засекречены, и о многом из того, что творилось в КарЛАГе, по-прежнему ничего не известно.

Директором музея является Светлана Байнова. Музейные работники пользуются в своей работе рассекреченными материалами и воспоминаниями местных жителей. Результатом их труда стало вдумчивое прочтение тех тяжелых лет истории, избегающее черно-белых тонов в пользу отдельных деталей и нюансов.

Музейная экспозиция делает акцент на часто упускаемом из виду аспекте прошлого – долгосрочном влиянии ГУЛАГа и всей разрушительной политики советских властей конца 1920-х, 1930-х и начала 1940-х гг. на национальное самосознание народов Казахстана.

Здесь имеется зал, посвященный жуткому голоду 1930-х годов, вызванному главным образом насильственной коллективизацией кочевых казахов-чабанов. Здесь можно видеть страшные фотографии изможденных до последней степени людей и шокирующие документы, свидетельствующие о том, что умирающие от голода люди были вынуждены поедать друг друга. По имеющимся оценкам, в те годы от голода погибли полтора миллиона человек – четверть тогдашнего населения Казахстана. Еще 1,3 миллиона человек перебрались в другие районы СССР, либо эмигрировали в такие страны, как Китай и Иран.

В другом зале рассказывается о депортации представителей разных национальностей из других частей Советского Союза, начиная с депортации поляков с территории Украины в 1936 году (75 тысяч из них оказалось в итоге в Казахстане). В числе других национальностей и народностей, подвергшихся впоследствии массовой депортации, были немцы (в Казахстан были выселены 441 тысяча 713 человек), корейцы (102 тысячи человек) и кавказские народы, в частности чеченцы и ингуши (89 тысяч 901 человек).

Голод и депортации, а также приток рабочих из разных уголков Советского Союза привели к тому, что к 1939 году этнические казахи превратились из титульной нации в национальное меньшинство и оставались им на протяжении всей последующей советской истории Казахстана. Сегодня казахи снова составляют большинство населения республики (65 процентов), а многонациональный состав государства Астана причисляет к своим сильным сторонам. Однако демографическая ситуация и по сей день остается одним из острых политических вопросов.

Как и в других лагерях ГУЛАГа, узники КарЛАГа занимались подневольным трудом. Это доводящее до морального отупения, изматывающее физически существование описано одним из самых известных заключенных КарЛАГа – советским диссидентом Александром Солженицыным, повесть которого «Один день Ивана Денисовича» основана на его собственном пребывании в одном из лагерей Экибастузского угольного бассейна. КарЛАГ был частью системы, которую Солженицын окрестил «Архипелагом ГУЛАГ», сделав его названием другого своего знаменитого произведения.

Система ГУЛАГа превратила казахстанские степи в промышленный цех. Трудом заключенных были построены объекты горнодобывающей и металлургической промышленности, до сих пор являющиеся существенной частью экономики страны – и нанесшие немалый вред окружающей среде республики.

Другой важной отраслью было сельское хозяйство, где заключенным вменялась в обязанность тяжелейшая задача выращивания сельхозпродукции посреди голой степи, чтобы прокормить увеличивающееся население региона. Еще имелся научный фронт, на котором заключенные ученые и академики производили революционные исследования в устроенных в лагерях лабораториях.

Инсталляции в страшном подвале музея представляют собой леденящую душу реконструкцию того, как обращались в лагерях с заключенными. Здесь есть яма, которая, как считают сотрудники музея, могла служить подземной одиночной камерой (известной под названием «зиндан» – этим словом в досоветской Центральной Азии называли темницу), а также комната со стенами метровой толщины, которая могла служить камерой пыток.

На стенах бывшей библиотеки КарЛАГа можно видеть репродукции воспоминаний заключенных. «Пусть рука моя помимо воли передаст ужас, передаст то невообразимое и неописуемое, что скрыто под словом тюрьма и лагерь», – пишет один из узников.

Задача музея состоит в том, чтобы увековечить память о жертвах жестокой, бесчеловечной системы, «чтобы таких репрессий больше не повторилось, чтобы молодое поколение знало об уродстве прошлого», говорит Светлана Байнова.

От редактора:
Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.

26 июля 2013

Источник — russian.eurasianet.org