На днях главы стран-членов Таможенного союза поставили свои подписи под Договором о создании ЕАЭС. Таким образом, мы стали свидетелями трансформации одного интеграционного объединения в другое, выше качеством, и, как ожидается в краткосрочной перспективе – количеством.
И сейчас можно подвести некоторые итоги существования Таможенного союза, который для многих стал образцом интеграции. При этом в основе ТС лежат в первую очередь национальные интересы стран-участниц. К слову, созданное межгосударственное объединение на сегодня носит сугубо торгово-экономический характер, о чем свидетельствуют не только выступления представителей Казахстана, России и Беларуси, но и заключенные договора, демонстрирующие сферу взаимодействия трех стран в рамках единого Таможенного пространства.
Основными достижениями Таможенного союза стали: во-первых, беспошлинное перемещение товаров как собственного производства, так и иностранных товаров, выпущенных в свободное обращение в одной из стран-членов ТС, при наличии соответствующих документов. Во-вторых, отмена мер нетарифного регулирования между странами-членами ТС (такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД). В-третьих, сокращение нормативного срока выпуска товаров в свободное обращение и др.
На сегодня у трех стран есть общая таможенная граница и единая таможенная территория, где уже действуют унифицированные таможенные правила, обязательные для всех участников Союза, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе. Дополнительно в рамках действующего объединения устанавливается общий таможенный тариф, и применяются единые меры нетарифного регулирования.
В чем же смысл интеграции стран в рамках таможенного союза? А он состоит в объединении национальных экономик в один комплекс, который в свою очередь предполагает: во-первых, согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития, во-вторых, выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики и, наконец – устранение межгосударственных таможенных барьеров.
Кроме этого каждая страна, став членом Таможенного союза, получает от своего участия дивиденды в виде роста товарооборота внутри страны. В свою очередь повышение экспортно-импортных операций стимулирует наращивание промышленного и сельскохозяйственного производства внутри стран. Параллельно наблюдается повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на рынках стран-участников таможенного союза.
Сложившееся благоприятное экономическое сотрудничество между странами-членами ТС добавляет оптимизм увеличить экономический потенциал уже в более углубленном объединении как единое экономическое пространство.
Кроме этого нужно принимать во внимание, что за счет отмены пошлин и предпринимаемых мер таможенно-тарифного регулирования был повышен уровень конкуренции, что автоматически повлияло на повышение качества товаров и услуг на рынках стран-участников Таможенного союза. И как результат запущенные процессы начали способствовать пополнению доходной базы государственных бюджетов и устойчивому росту ВВП стран-членов межгосударственного объединения, что является одним из основных факторов социально-политической стабильности государства.
Эффективность функционирования Таможенного пространства в перспективе позволит расширить границы товарного рынка для стран Таможенного союза и создаст предпосылки для создания единого трансевразийского пространства.
В свою очередь, проведение единой внешнеэкономической политики участниками Таможенного союза во взаимоотношениях с третьими странами позволит эффективнее отстаивать национальные экономические интересы в условиях глобализации и постоянно возникающих мировых финансовых кризисов.
Олег Сидоров, Астана