АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Эдуард СОН. Колеса диктуют вагонные – Алга, казактар!

images (1)В Казахстане продолжается активное производство современных электровозов. С начала реализации казахстанско-французского проекта было выпущено 26 машин. 12 из них в этом году.

Для транспортной системы любого государства железная дорога является одной из ключевых составляющих, обеспечивая свыше 60 процентов грузовой работы, 35 процентов пассажирской работы в дальнем и 44 процента в пригородном сообщении. Для некоторых грузовладельцев железная дорога является безальтернативным видом транспорта, перевозя порядка 90 процентов их продукции. Таким образом, железная дорога была и остается наиболее конкурентоспособным, безопасным и востребованным видом транспорта — как для грузовладельцев, так и для пассажиров.

До недавнего времени инвестиции в развитие железнодорожного транспорта были существенно ниже необходимого уровня. Это, несмотря на большую капиталоемкость инфраструктурного комплекса, и локомотивного парка. В тоже время интенсивность использования инфраструктуры и локомотивов существенно возросла, что усугубило износ основных фондов железнодорожного транспорта.

Государственная Программа форсированного индустриально-инновационного развития предусматривает решение этой проблемы. В ее рамках уже сделано немало для выведения казахстанской железнодорожной отрасли на передовые позиции. Поскольку без этого об использовании транзитного потенциала нашей страны в полной мере говорить не приходится.

Как известно, в рамках первой пятилетки ПФИИР была разработана отраслевая Программа развития машиностроения РК на 2010-2014 годы. Разрабатывалась она при непосредственном участии АО «НК «ҚТЖ». По инициативе монополиста в 2009 году была принята Программа увеличения доли казахстанского содержания в государственных закупках. Сделано это с целью содействия развитию промышленного и экспортного потенциала республики. В результате было достигнуто увеличение отечественной железнодорожной продукции в 12 раз по сравнению с 2009 годом. В денежном выражении — с 16,6 миллиардов тенге до 200 миллиардов тенге. А рост осваиваемой отечественными товаропроизводителями номенклатуры железнодорожной продукции произошел от 2 185 наименований до 5 120. Иными словами, проявленная инициатива позволила заложить прочную основу дальнейшего развития отечественного железнодорожного машиностроения и освоения новых производств. Кроме этого дан старт процессу диверсификации отрасли за счет ускоренного внедрения технологий, увеличения экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций.

В настоящее время большая часть потребностей страны в машиностроительной продукции удовлетворяется за счет импорта. Тем не менее в условиях глобализации мировой экономики о производстве абсолютно всей номенклатуры для покрытия внутреннего рынка в стране говорить не приходится.

Однако появилось понимание того, что необходимо производить продукцию, которая была бы не только востребована на внутреннем рынке, но и имела бы экспортный потенциал. Именно поэтому в рамках ПФИИР получили поддержку крупные проекты по выпуску подвижного состава и продукции металлургии, значимые для развития железнодорожной отрасли.

За последние 5 лет был налажен выпуск локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, рельсов, стрелочных переводов, цельнокатаных колес и крупного вагонного литья. В сфере машиностроения выпуск железнодорожных вагонов вырос в пятилетку индустриализации в 10 раз, дизельных локомотивов – в 2,5 раза.

1421540_275_185_source

Инвестиции в отрасль позволили наладить производство подвижного железнодорожного состава на заводе «Локомотив құрастыру зауыты». С момента начала работы на этом предприятии произведено около 290 локомотивов. Запуск завода повлек за собой создание более тысячи новых рабочих мест.

И себе и людям

Продукция завода используется не только в Казахстане, но уже идет на экспорт. Так, импортерами современных локомотивов серии Evolution, произведенных в нашей стране, уже стали Украина, Таджикистан и Кыргызстан.

Стоит отметить и то, что помимо современных тепловозов в Казахстане освоено и производство современных вагонов «Тулпар-Тальго». И по современности и по высокой технологичности вагонного парка мы сегодня являемся лидерами на постсоветском пространстве.

Сегодня в стране производится восемь типов пассажирских вагонов и вагонов технического сопровождения. Осваиваются новые этапы сборки, такие как интеграция и сварка кузова подвижного состава. Кроме того, налаживается выпуск новых типов вагонов с увеличенной шириной кузова. С целью повышения местного содержания изготовление узлов и запасных частей по 150 наименованиям размещено у 19 отечественных товаропроизводителей.

Всего по данному проекту на настоящий момент выпущено 283 пассажирских вагона. В текущем году планируется начало производства пригородных поездов совокупной мощностью в 100 вагонов ежегодно.

И это еще не все.  На данный момент «Казахстанская вагоностроительная компания» произвела 4 900 грузовых вагонов. В настоящее время вагоностроители ведут работы по началу производства фитинговых платформ и крытых вагонов для перевозки грузов.

002-products

В настоящее время также осваивается производство элементов и запасных частей для подвижного состава. С вводом в эксплуатацию завода по их изготовлению казахстанская железнодорожная отрасль станет абсолютно самостоятельной и независящей от мировой конъюнктуры, способной полноценно функционировать за счет внутренних природных и трудовых ресурсов.

Таким образом, вторая пятилетка ПФИИР (2015 – 2019 годы) направлена на развитие промышленности с учетом новых возможностей и уроков первой пятилетки индустриализации. Проведенный анализ позволил выбрать шесть приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, на которых акцентируется внимание государства. Одна из них – железнодорожная.