Закон о борьбе с коррупцией в Казахстане принят в теперь уже далеком 1997 году. С тех пор, вроде как, официально и началась борьба с этим злом. Но чем больше барьеров, тем изобретательнее механизмы, выдумываемые коррупционерами.
С тех пор считается, что основная идея Закона в декларировании не только доходов, но и расходов. Однако парадокс ситуации в том, что цена вопроса не измеряется исключительно цифрами, в которые заключены конкретные выгода для коррупционера и вред государству. Иными словами, цифры легко можно сделать такими, какими они должны быть.
Ни для кого не секрет, что с той самой поры наиболее обеспеченные граждане Казахстана, доходы которых даже близко не соответствовали официальным заработным платам, стали прибегать к довольно нехитрым методам, позволявшим избежать привлечения к своим персонам внимания соответствующих органов, призванных бороться с коррупцией. Хотя многие сотрудники этих органов тоже прибегали к таким же приемам. Приемы эти весьма просты и общеизвестны: оформляешь приобретенное на нетрудовые доходы имущество на кого-нибудь из родственников. И все дела. Вопросов к тебе нет. Пока.
Дальше – больше. Стали отслеживать по декларациям приобретения, превышающие определенную сумму. Как результат, крупные покупки, совершаемые государственными служащими, сразу же прекратились. Но это вовсе не означает, что они перестали ездить на дорогих машинах, жить в дорогих домах и отдыхать на дорогих курортах.
Дальше – еще больше. Антикоррупционные ведомства, хоть и не так быстро, как хотелось бы, но все же усовершенствовали свои подходы к выполняемой работе. Они стали брать в свое поле зрения и близких родственников государственных служащих, занимающих посты, пребывание на которых не исключает мздоимства. Правда, это тоже не возымело желаемого результата. Какое-то количество мздоимцев отправилось за решетку, но ситуацию это не спасло.
По мнению преподавателя КИМЭП Армана Шайкенова, в Казахстане проблема не в отсутствии законов, а в невозможности их единообразного исполнения и чрезмерной зарегулированности. Если в стране есть полноценная и дееспособная правоохранительная система, в принятии специальных законов нет никакой необходимости, считает он. В целом он довольно пессимистично рассматривает борьбу с мздоимством в Казахстане и придерживается мнения, что она напоминает войну с ветряными мельницами.
— Поручать борьбу с коррупцией государству — все равно, что поручать волкам охрану овец, — сказал он. — Поскольку коррупция может существовать только в государственных органах, то коррумпированные государственные органы не могут быть заинтересованы в борьбе с ней. А потому они не в состоянии вести сколь-нибудь эффективную антикоррупционную деятельность. И выделять в такой ситуации деньги на содержание различных антикоррупционных ведомств — это все равно, что тушить пожар бензином. Зрелищно, но неэффективно. А писать антикоррупционные законы означает лишь умножать коррупционные возможности.
Однако так думают не все. Есть еще в стране честные люди, которые не только не нарушают закон, но и думают, как сделать так, чтобы его никто не нарушал вообще. Пока, конечно же, из этого мало, что получается. Но лиха беда начало.
В общем, на местах, то есть в регионах об этом не забывают, предлагая самые разные методы борьбы с едва ли не самым основным злом современности.
В Алматинской области решили внести свою лепту в благое дело. По инициативе, исходящей с «низов», в регионе составили рейтинг коррумпированности государственных структур. Лидирующее место, как, наверное, и везде, занимают правоохранительные органы: на них с начала года пришлось 47 преступлений и правонарушений коррупционного характера. На второй позиции обосновались чиновники от сельского хозяйства. Здесь, по всей видимости, дело в тендерах. На третьем месте сектор государственных закупок и земельных отношений. Известно, что в этом секторе для коррупционеров, как говорится, открывается широкое поле деятельности. Всего же в регионе зарегистрировано 153 коррупционных преступления.
Как и предполагалось, самую большую обеспокоенность вызывают финансовые махинации в сфере субсидирования сельского хозяйства. На этот год из государственной казны только на поднятие свекловодческой отрасли было выделено порядка 20 миллиардов тенге. Впервые за последние 10 лет регион добился рекордных урожаев сладкого корнеплода – 700 центнеров с гектара. Сейчас активным темпом идет уборка, а за ней последует проверка: вся ли адресная помощь дошла по назначению? И это кого-то уже пугает.
Не менее актуальными остаются вопросы незаконного выделения земельных участков, использование их не по целевому назначению, незаконная застройка, захват территорий социальных объектов, несоблюдение генпланов и, как следствие, незаконное расширение границ населенных пунктов.
Как сообщили в областной прокуратуре, пальму первенства в вопросе обхода Земельного кодекса держит Карасайский район. Местные чиновники за счет сельскохозяйственных угодий расширили границы сразу трех сел. А в Талгарском районе выделили под индивидуальное жилищное строительство участок, находящийся в зоне отчуждения, где проходит высоковольтная линия электропередачи.
— Хотя статистика и не совсем оптимистичная, положительные результаты все же есть, — говорит прокурор Алматинской области Габит Миразов. — За прошедший и этот годы в сфере земельных отношений отменено более 2 000 незаконных актов, выданных местными исполнительными органами. К дисциплинарной ответственности привлечены около 200 должностных лиц, в государственную собственность удалось вернуть 124 участка площадью 14 тысяч гектаров. Следующую масштабную проверку мы будем проводить совместно с антикоррупционным ведомством. Потому что по многим фактам нужно сразу принимать процессуальные решения.
Таким образом можно констатировать усиление борьбы с коррупцией в отдельно взятом регионе. И если взять во внимание, что уже несколько чиновников республиканского масштаба оказались за решеткой именно за коррупционные преступления, то появляется надежда, что теперь это уже не война с ветряными мельницами.