Развитие туризма в Казахстане с недавних пор стало одной из приоритетных задач, поставленных перед правительством. С высокой трибуны не раз звучало о том, что наш туристический потенциал довольно высок и что при правильном подходе к отрасли она начнет развиваться и приносить прибыль казне.
Но, чтобы сказка стала былью, нужно тщательно изучить международный опыт, дабы не остаться с носом. Особенно в отношениях с иностранными инвесторами, которых мы традиционно встречаем с распростертыми объятиями и которые, пользуясь нашим радушием, быстро богатеют, работая в нашей стране. Чего о нас самих не скажешь.
Примеров тому более чем. Достаточно вспомнить развитие нефтяной отрасли в девяностых. Много кто из чужеземцев погрел на ней руки и продолжает греть до сих пор. Благо, хоть и не сразу, но правительство разобралось в этой кухне, пересмотрев все соглашения по дальнейшей разработке месторождений.
Но не за одну нефтянку любит инвестор нашу гостеприимную землю. Другие, не менее ценные природные ресурсы Казахстана бойко распродаются известной корпорацией, зарегистрированной в Лондоне, в собственниках которой нет ни одного казахстанца. Заводы, конечно, эта корпорация у нас понастроила. (Хотя правильнее было бы сказать понаприватизировала.) Рабочие места создала. Но налоги-то платит все в том же Лондоне. А значит, мы сами с продажи своих же природных богатств фактически ничего не имеем.
Такие же комбинации и так же успешно можно проделывать и в других отраслях, в том числе и в туризме. Принцип везде один. Чтобы в этом убедиться, достаточно поехать в любую страну, считающуюся туристическим раем, и увидеть: несмотря на обилие туристов со всего мира, оставляющих в местах отдыха огромные суммы, эти государства остаются довольно бедными. Такой вот парадокс.
Выгода есть. Но у каждого своя
По данным Всемирной организации туризма, общая выручка государств, постоянно принимающих гостей со всей планеты, приближается к триллиону долларов в год. Вы думаете, в лидерах тут всеми любимые Турция, Таиланд или Египет? Как бы не так. Эти страны, хоть и буквально «облизывают» туристов со всех сторон, чем и привлекают их со всего света, по части зарабатывания денег на туризме далеко не первые.
Лидером же в этом деле уже не один десяток лет являются США, которые на туристов, мягко говоря, смотреть даже не хотели, а туристическую отрасль в качестве статьи дохода в бюджет даже не рассматривают. И даже при этом в прошлом году их прибыль от туризма составила 93 миллиарда долларов.
К тому, почему так получается, мы еще вернемся. А пока скажем, что второе место занимает Испания, заработавшая за прошлый год почти в два раза меньше — около 49 миллиардов долларов. Ненамного от своих географических соседей отстала Франция. Далее следуют Италия и Китай, разбогатевшие на 40 миллиардов, Германия (35 миллиардов), за ней Великобритания (30 миллиардов). А вот Турция со всей своей развитой туристической инфраструктурой зарабатывает чуть больше 21 миллиарда долларов в год и занимает лишь девятое место.
Среди топовых туристических держав нет ни Греции, ни Чехии, ни Хорватии, ни Черногории. Если говорить об экзотических странах, то в первую десятку не входят ни Таиланд, ни Египет, ни ОАЭ, ни Шри-Ланка с Доминиканой. Не приближаются к ней также ни Малайзия, ни Мальдивы, ни Индонезия со своим Бали.
Таким образом, наличие роскошных отелей, золотых пляжей, древних памятников истории и архитектуры, дополненных радушным сервисом, — далеко не залог того, что туристический бизнес станет одной из самых значимых статей дохода и прольет на вас золотой дождь.
Более того, исходя из всего этого можно сделать вывод, что рейтинг привлекательности для туристов зависит вовсе не от туристического сервиса, а от популярности и международного имиджа страны.
Взять, к примеру, те же США. Весь мир твердо убежден, что они круче всех. Тех, кто не мечтает в них побывать хотя бы раз в жизни, абсолютное меньшинство в сравнении с теми, кто спит и видит себя перед статуей Свободы или на обзорной площадке, что у нее в голове. При этом никто в Штатах даже не попытается вас ублажить, как это с вами сделают в той же Турции. Ни США, ни Испания, ни Франция не предлагают никаких «все включено». Никто в этих странах не будет выкладывать вам на кроватях белых лебедей из полотенец и «стелиться» перед вами, чтобы обслужить в ресторане за две минуты.
В общем, будьте довольны, что вас вообще туда впустили. Находясь там, вы, чтобы поесть, зайдете в ресторан и сделаете это банально за деньги. А если захотите поехать на экскурсию, придется купить путевку в каком-нибудь местном туристическом агентстве. При этом гид будет говорить исключительно на английском.
И, тем не менее, турист туда, что называется, валит и оставляет там намного больше денег, чем в пресловутых странах, специализирующихся именно на туризме.
А как у них?
Но почему же в тех странах, что в нашем сознании слывут туристическим раем, дела не так хороши? Почему их население отнюдь не купается в богатстве, несмотря на то, что в гости к ним приезжают миллионы туристов ежегодно?
Взять, к примеру, Таиланд. Одних только китайцев, посещающих эту страну, насчитывается около 1 миллиона 200 тысяч человек в год. Примерно столько же приезжает и малайзийцев. Третью позицию занимают гости из Индонезии (около миллиона). Затем следуют европейские страны, Америка и Россия. Причем, если брать СНГ, то наших, чье количество в зимний период увеличивается почти на 90 процентов, можно ставить сразу же рядом с Индонезией. По идее, благосостояние тайцев могло улучшиться только за счет гостей из бывшего Союза, полюбивших страну слонов и трансвеститов всем сердцем. Но страна по сути остается бедной.
Здесь нужно сказать, что большой радости от наплыва наших ни тайцы, ни турки не испытывают. Туристы из стран СНГ — в подавляющем большинстве так называемые «пакетники», тратящие на отдыхе гораздо меньше денег, чем индивидуальные путешественники из Европы. Пакетный туризм выгоден туроператору и в меньшей степени — принимающей стране. Особенно так любимый нами all inclusive. Не зря турецкие отели подумывают об отмене этой услуги. И если они это сделают, наверняка столкнутся с резким снижением потока туристов.
Дело в том, что при такой системе все строится на оптовом выкупе туроператором мест по заниженной стоимости как в курортных комплексах, так и на чартерных рейсах. А потом — перепродаже их клиентам чуть дороже, но все равно дешевле, чем если бы вы сами бронировали весь комплект услуг. На этом разбогатели многие туроператоры, работающие совместно с компаниями, строящими и управляющими отелями.
И то, что большая часть отелей в этих странах построена иностранными фирмами, вовсе не случайность. Почти все услуги — от массажа до сувениров — отдыхающий получает на территории своей резервации. Экскурсии и трансферное обслуживание также сконцентрированы в руках туроператоров или фирм, основанных отелями, хозяевами которых являются иностранцы. Местное население может лишь батрачить на приезжих толстосумов.
А поскольку подавляющее большинство этих отелей зарегистрировано в офшорах, доходы от их деятельности в казне государств, на территории которых они находятся, не оседают. Разве что за исключением аттракционов по лицезрению местной живности, катания на отдельных ее экземплярах да посещения заведений местного общепита, большинство которых также принадлежит иностранным магнатам.
А вот в курортных городах Америки и Западной Европы все по-другому. Там функционирует великая масса не принадлежащих транснациональным корпорациям отелей, ресторанов, кафе, магазинов, частных пляжей, боулинг- и гольф-клубов, сувенирных лавок, фирм такси, трансферных компаний и т.д. И стоимость услуг всех этих субъектов малого и среднего бизнеса весьма не детская.
Помимо всего прочего огромные доходы получают торговля и парки развлечений. Все это пополняет и счета владельцев заведений, и государственную казну. К примеру, годовой бюджет национального туристического центра Maison de la France составляет 60 миллионов долларов. Деньги, как говорится, к деньгам.
На что способны мы?
Но в последние несколько лет и Казахстан активно раскручивает свое имя, пытаясь увеличить число приезжающих иностранцев. Стратегия брендинга государства явила миру как минимум три «громких» проекта: «Зимняя Азиада–2011», «Всемирная зимняя универсиада–2017» и «ЭКСПО-2017». Появились дорогостоящие символы нового имиджа нашей страны, являющиеся, по сути, частью целостной рекламной кампании, призванной представить наш туристический потенциал за рубежом и привлечь иностранных инвесторов в отечественную туристическую отрасль.
Только следует иметь в виду, что въездной туризм — вещь на порядок более серьезная, нежели грандиозные, но все же разовые мероприятия. Это инвестиции (желательно, конечно же, иностранные) на долгосрочную перспективу, это налоги, рабочие места и т.д., но только в том случае, если подходить к этому вопросу с точки зрения соблюдения в том числе государственных интересов, а не интересов одного лишь инвестора.
Однако, когда речь заходит об иностранных кошельках, в большинстве случаев из мирового опыта получается картина, смахивающая на колониализм. Крупные забугорные туроператоры захватывают весь сегмент, транснациональные отельные сети строят объекты, фаршируют их итальянской мебелью, чешскими люстрами, французской посудой, японскими кондиционерами. Затем задирают цены и начинают «отбивать» вложенные деньги, а потом получать прибыль, налог с которой платится (или не платится) где-нибудь на Виргинских островах.
Если мы подойдем к развитию своей туристической отрасли в описанном духе, то о макроэкономике и гигантских финансовых поступлениях в государственный бюджет можно будет забыть. Максимум, на что можно рассчитывать в таком случае, — это на то, что наши люди станут работать в отелях с мировыми именами на позициях портье, официантов или менеджеров среднего звена. И ничего больше.
Так что думать тут есть, над чем.