АЛТЫНОРДА
Культурное наследие

Серик МАЛЕЕВ. Эффект бумеранга: Кто к казахам приходит с мечом, тот от меча и гибнет.

Череда повторяющихся следственно-причинных событий заставляет порой поверить в мистику. И действительно, можно вспомнить события 1916 года в казахской степи, когда жестоко подавленное восстание казахского народа, выступившего против царского самодержавия, обернулось через год поражением самого самодержавия.

А ведь был еще и 1986 год, когда умывшиеся кровавыми слезами представители казахской молодежи шептали сквозь разбитые губы: «Ничего, еще посмотрим, как на декабрьские события в Алматы откликнутся латыши, украинцы, грузины, как отзовутся на это демократические круги в самой России?»

И действительно, не минуло и пяти лет, как произошел распад самой кровавой за всю историю человечества империи, пытавшейся на своем последнем издыхании, устами своего самого последнего бездарного правителя наклеить на толерантный казахский народ  ярлык националистов.

Мы – казахи, любим жаловаться на судьбу, вспоминая все тяготы и лишения, что выпали на долю наших отцов и прадедов. Не замечая при этом, что по большому счету мы любимы и хранимы Богом.

Ведь тех же наших врагов и недоброжелателей, кто когда-то чинил зло в отношении казахов, давно уже канул след. Одних уж нет, а о других осталась лишь в наследство их потомкам дурная память. И теперь именами кровавых палачей Сталина и Голощекина впору пугать маленьких детей.

И тут же можно добавить, что покорение казахов во все времена заканчивалось плачевно для самих завоевателей. Какими бы воинственными и многочисленными те не были.

Тому подтверждением служит и эта история, наглядно показывающая, как агрессия против казахов обернулось гибелью самих агрессоров. Джунгары – даже имени их не сохранилось в наши дни. А ведь это была когда – то могучая империя, угрожавшая самому Китаю. И где она?

Притом что на начальном этапе войны хорошо обученной и скрепленной жесткой воинской дисциплиной армии джунгар противостояли лишь разрозненные отряды казахских инсургентов, да плохо обученных ополченцев.

Джунгарскую же армию возглавлял талантливый правитель и полководец Галдан – Церен. К тому же у джунгар была мощная поддержка в лице российской империи, направлявшей  своих военных советников и огнестрельное оружие в ставку ойратского правителя.

Словом, со стороны выглядело так, что у рыхлой казахской орды, раздираемой внутренними склоками своих многочисленных ханов, султанов и биев, нет никаких шансов в войне со столь могущественными врагами, какими были джунгары на рубеже XVIII столетия. И если б в то время существовали букмекерские конторы, то полагаю, ставки были бы пятьдесят к одному не в пользу казахов.  Томский губернатор так и докладывал российскому государю, отмечая, что в войне с джунгарами казахов ждет неминуемое поражение.

И вдруг происходит практически чудо. Вначале хану Абулхаиру, вставшему во главе казахского ополчения, удается остановить продвижение джунгар в казахские степи, а затем вчерашний пастушонок Сабалак, впоследствии получивший грозное имя хана Аблая, в двух решительных сражениях: под Киянды и Аныракаем, и вовсе повергает врага в бегство.  Так вчера еще могущественная Джунгарская империя очутилась на краю гибели, а казахская степь обрела себе нового героя. Стратегическая инициатива отныне полностью переходит к казахам. А с нею возрастает и моральный дух казахского воинства. И теперь уже казахи демонстрируют чудеса отваги, сплоченности и боевого братства, а джунгары бегут от них. По сообщениям российских современников тех событий, бывали боевые столкновения, когда от пяти сотен казахских воинов бежала в панике пяти тысячная джунгарская рать. И это были вовсе не единичные случаи. Война переходила в свою заключительную фазу.

Аныракай: история с географией

И здесь же следует сказать о фактах, свидетельствующих в пользу того, что именно хан Аблай стоял во главе казахского воинства, одержавшего решительную победу под Аныракаем. Так Большая Казахская Энциклопедия об Аныракайской битве сообщает: «Аныракай, название местности юго-восточнее озера Балхаш, недалеко от озера Итишпес Алаколь. Во время великого бедствия в местности Аныракай произошло сражение с джунгарами. В данном сражении казахи, показав высочайший героизм, разгромили джунгар. После этой победы началось повсеместное освобождение казахских земель от джунгар».

Выходит, если верить коллективу ученых – историков, работавших над созданием Большой Казахской Энциклопедии, Аныракай был завершающим этапом борьбы казахов с джунгарами, после которого звезда джунгар закатилась. А как мы знаем, на конечном этапе борьбы казахов с ойратами, казахское ополчение возглавлял Абылай – хан.

В пользу этой версии говорит и современник тех событий, крупный российский ученый и дипломат А.И. Левшин. И вот как он описывает гибель Джунгарии: «Зюнгары чрезвычайно быстро перешли от могущества к падению. В 1745 году, повинуясь Галдан Церену, они еще могли движением своим сделать важный переворот по всей Средней Азии. При детях Галдана, не похожих на отца своими умственными способностями, народ сей приметным образом утратил свой прежний дух, но соседи еще не переставали его боятся. В 1756 году зюнгары уже были покорены, рассеяны, и в таком множестве истреблены, что земли их совсем опустели».

Как видим, и у Левшина разговор идет о времени, когда предводителем казахского войска был хан Аблай.

Следовательно, в пользу того, что под Аныракаем джунгар разбил именно Аблай говорит и география тех мест, (Анарыкай находился не так далеко от Борового, где располагалась ставка хана Аблая), и сама логика и хронология событий, завершающих войну, и свидетельства современников. Не случайно, в памяти казахского народа Аныракай отмечен, как последняя, решающая битва, после которой началось повсеместное изгнание джунгар из казахской земли.

Как казахи пытались джунгарам помочь…

Что же касается самих джунгар и их предводителей, то жесточайшие поражения в войне с казахами, приводят их к внутренним распрям в самой Джунгарской империи, обернувшимся в конечном итоге исчезновением этого народа с лица земли. Сын Галдан Церена и китайской принцессы Амурсина, оттесненный от престола своим братом Ламой Дауаши, бежит в Китай, чтобы там заручиться поддержкой императора Поднебесной. И вскоре возвражается с китайской армией, возглавляемой генералом Ду Фу. Так начинается последний акт трагедии, известной как гибель джунгарского народа. И вот как ее описывает знаменитый казахский сказитель Бухар – жырау:

\            Малые и большие все в седле.

Цветущие джунгары – все они,

Словно черная туча,

Отбросив согласие,

Стали на гибельный путь…

Где теперь большой джунгарский народ?

Три Каркары и Коктобе были у них,

Теперь даже лая собак там не слышно.

В то же время внутренняя междоусобица в Джунгарской империи, ставит перед предводителями казахской армии вопрос: Кого лучше иметь в качестве соседей на своих границах – ослабленных джунгар, или многочисленных китайцев?

Поэтому казахи, следующие своей поговорке: «Старый враг хорош для перестрелки», решают помочь Ламе Дауаши, отправляя к нему посольство во главе с батыром Даулетбаем. Чтобы в совместном союзе со своими вчерашними врагами не допустить завоевания Джунгарии Китаем.

На что последний правитель Джунгарии, движимый эмоциями, а не холодным рассудком, и не забывший еще о поражениях джунгар в войне с казахами, дал ответ: «Я не нуждаюсь в вашей помощи. Ведь со мной дерется мой собственный брат, (Амурсана), а не кто другой».

Так гордыня контайши Лама Дауаши, оттолкнувшего потенциального союзника, готового выступить на стороне джунгар в их войне с китайцами, обернулась гибелью некогда великой Джунгарии. Китайцы победив в ожесточенных сражениях последнего джунгарского правителя, вырезали затем, по некоторым данным, более двух миллионов джунгар, включая младенцев и стариков.

И вот как описывает геноцид китайцев в отношении джунгар российский историк С.С. Шашков: «Китайцы истребляли все, что встречалось им живого: убивали мужчин, насиловали и запугивали женщин, а детям разбивали голову об стенку или камень, сжигали жилища, резали скот. Они перебили 1000000 джунгар. Вскоре в стране воцарился голод; одни начали умирать голодной смертью, а другие резали людей и питались человеческим мясом. За голодом шла оспа. Джунгария была буквально усеяна трупами, ее воды покраснели от пролитой человеческой крови, а воздух был полон дыма от горевших улусов, лесов и трав».

Все, кто еще мог бежать, спасая свои жизни, укрылись на территории соседних Казахстана и Сибири. Казахи выделили бывшим своим врагам земли в северном Казахстане, наделили их скотом, предоставив кров и жилище. Так в казахском шежире появился новый род: калмак, что означает – «остатки», а среди казахов вызрело твердое убеждение, что всеми бедами, свалившимися им на головы, джунгары обязаны только самим себе. Ведь стоило им воздержаться от нападения на казахов, и история этого народа могла бы сложиться по-другому…

Прошлое и настоящее

Пишу эти заключительные строки, а за окнами моего дома стремительно проносятся автомобили. Обычный городской пейзаж, к которому, казалось бы, никакого отношения прошлое не имеет. Появились у нас даже личности, заявляющие – зачем казахам ворошить прошлое, не лучше ли жить настоящим? А между тем прошлое помогает нам правильно ставить ориентиры в дне сегодняшнем. Казахи – нация, склонная к переменам, быстро воспринимающая чужой опыт, а вместе с тем, перенимающая заодно и некоторые привычки других народов. И вот здесь в самую пору задаться вопросом – а насколько ношение хиджабов имеет отношение к нашему народу? Ведь этого никогда не было в культуре и традициях казахов. Равно как и употребления алкоголя.

А заодно возникает и другой вопрос – стоит ли нам так бесповоротно перенимать чужие идеологические установки, будь это салафитское учение, или течения либеральной западной мысли? А, может нам следует, все-таки, обратиться к богатейшему наследию наших предков, отыскивая корни нашей идеологии в тысячелетнем опыте цивилизаций, когда-то живших до нас на этой земле? Тем более, что нам есть чем гордиться, и что принимать за основу.

Серик Малеев