АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]«Эхо» белки: что мешает художникам и скульпторам в Казахстане творить шедевры[:]

[:ru]

О проблеме рассказала искусствовед и художник Айгерим Мажитханкызы.

Качественному, стильному оформлению улиц мешает бюрократия. Такое заявление сделала искусствовед и художник Айгерим Мажитханкызы из Астаны. По ее утверждению, работу необходимо поручить профессионалам, которые душой болеют за эстетичность оформления города. Девушка создала проект, который назвала «Образы столицы», суть его заключается в опросе горожан и гостей столицы о современных скульптурных инсталляциях в Астане. Обо всем этом мы решили узнать в свете «беличьей лихорадки», которая уже который день сотрясает информпространство всей страны. Своим мнением на этот счет искусствовед поделилась с корреспондентом Today.kz.

«Мы дважды проводили встречи с акиматом по поводу эстетичности и целесообразности фигур, которые устанавливаются на улицах города. Дело в том, что я в рамках проекта собираю комментарии людей, узнаю, нравятся ли им уличные скульптуры города. Затем мнения горожан я передаю работникам акимата. Что интересно, мое профессиональное мнение совпадает с мнением людей. Они говорят, что многие скульптуры им не нравятся, но при этом многие считают, что скульптуры хорошие», – рассказала Айгерим Мажитханкызы.

Искусствовед снимает видео, с каждой интервенции, чтобы потом показать их акимату, одно из таких видео девушка прислала в редакцию Today.kz, сделано оно летом 2015 года. Стоит отметить, что с тех пор градоначальники не изменили свой подход в установке топиарных фигур в столице.

 

По ее словам, изменить ситуацию ситуацию необходимо, чтобы избавиться от бюрократии в художественной сфере.

«Мы хотим сделать открытый отбор, потому что если я буду предъявлять претензии к той или иной фигуре, писать, почему ее нужно убрать, как искусствовед я не смогу предъявить их конкретному человеку, художнику. К тому же, там не указывается автор, и получается, что совершенно невозможно понять, кто вообще это сделал. Мне приходится писать претензии к акимату. 

Всего этого можно избежать, только нужно вернуть то, что уже было раньше – художественный совет с компетентными людьми, которые будут в этом разбираться

В советское время в таких советах состояли известные и влиятельные искусствоведы, заслуженные состоявшиеся художники. Они делали отбор всех представленных идей и задумок авторов и затем принимали решения. Члены совета совместно с городским управлением объявляли конкурс среди скульпторов, те в свою очередь выставляли эскизы на конкурс в виде небольших скульптур, потом отбирали самую хорошую идею, а затем уже шли подготовительная работа и установка», – сказала эксперт.

В век современных технологий можно эту идею перенести в Интернет, создать сайт при акимате, объявлять конкурсы и ждать работы от отечественных авторов. Эти работы, считает наша собеседница, должны быть не просто присланы эскизом, а обязательно обоснованы с точки зрения замысла, эстетики и целесообразности арт-объекта. 

«Чтобы делать паблик-арт, нужно изучать среду, где ее хотят установить, чтобы все сочеталось. Проще говоря, чтобы был идейный посыл, который наводит на определенные мысли, заставляет задуматься о каких-либо проблемах, или же наоборот, чтобы подчеркивали красоту и эстетику местности. Давайте обратим внимание на инсталляции на набережной, там  скульптуры не органичны для местности, они просто переставляются с места на место и мало что меняется. 

Мое предложение было таким и до сих пор я это предлагаю: нам нужен специализированный сайт, чтобы там выставлялись различные идеи, информация, что, мол, акимат планирует возвести фигуру, например, около «Хан Шатыра», пусть на этом сайте объявят конкурс

Пусть художники подают свои работы, тогда все будет прозрачно, там будут видны и молодые, и взрослые состоявшиеся художники. Должен быть состав кураторов, которые будут эти работы отбирать и контролировать, чтобы они проходили дальше по конкурсу без элементарных анатомических ошибок, если мы говорим о статуях в форме животных или людей», – объяснила Айгерим Мажитханкызы.

Девушка считает, что проблема эстетически непривлекательных фигур возникла в столице из-за бюрократии. 

По ее мнению, скульптуры устанавливаются с ошибками только из-за того, что в акимате нет специалистов в данной области. 

«Этим не должны заниматься депутаты, они не разбираются в этом, не видят элементарных ошибок в скульптурах. А ведь на наших улицах можно встретить заимствованные из Интернета скульптуры. Например, скульптура мужчины со шляпой без частей тела – она не авторская, а заимствованная. Даже «Рука-дерево», их просто взяли из Интернета и возвели в столице. Эти образы давно реализованы в других местах. 

Это называется халтурой, когда сделано все без души, чтобы «срубить» деньги, причем не всегда руками профессионалов

Мы смотрим сейчас и не можем сказать, чья это ошибка. У нас есть авторы хорошие, кто может все это сделать, но если они подают эскизы, то почему-то не проходят», – отметила Айгерим.

Обратить внимание на бюрократические барьеры деятели искусств попытались в апреле 2018 года, когда устроили художественную интервенцию, чтобы показать, что арт-объекты на столичной набережной не отвечают их эстетическим представлениям. Тогда дизайнер Айсулу Шайкенова проиллюстрировала бюрократическую проблему через перформанс, надев на голову «шляпу» из листов бумаги, на которых написано «заказчик», «одобряю», «техспецификации» и прочее. 

 

«Зачастую это бюрократический процесс, за которым теряется качество работы, а утверждают их (проекты – Прим. автора)  люди, у которых нет художественной компетенции. Она стоит рядом с готовым объектом, который кто-то уже утвердил, на это ушел и городской бюджет, и наши налоги. А что мы получаем в итоге?» – негодует столичный художник и организатор художественной интервенции Айгерим Капар.

Напомним, в начале июля 2018 года огромная статуя белки была установлена на площади перед выставочным комплексом «Атакент» в Алматы, вызвав неоднозначную реакцию у горожан. По словам представителей акимата, строительство гигантского соломенного памятника обошлось в 23 миллиона тенге, большая часть расходов пришлась на бюджет мегаполиса. 

Корреспондент Today.kz собрал мнения о соломенной белке у дизайнеров и экспертов в области урбанистики.

Отметим, что новый символ Алматы, который должен олицетворять жизнь горожан, неприятно удивил многих пользователей социальных сетей. Однако спустя несколько дней после появления статуи некоторые горожане стали позитивно отзываться о ней.

Автор статьи:

Инга Селезнева

 

[:]