В современном мире каждый из нас окружен информацией — новости, соцсети с их пестрой лентой событий, реклама, которая настойчиво и зазывно «сочится» отовсюду. В таких условиях умение сохранить свое мнение, не поддаться на провокации и отличить правду от вымысла обретает особую ценность. Как в этом помогает критическое мышление и почему важно развивать его, мы поговорили с экспертом, региональным консультантом по медийно-информационной грамотности проекта MediaCAMP Internews в Казахстане Гульнар Асанбаевой, передает ИА «NewTimes.kz».
Критическое мышление — ваш якорь в океане информации
— Как человеку, который каждый день сталкивается с большим потоком информации в Сети, развить в себе навыки критического мышления? Под силу ли это каждому?
— Обучение медиаграмотности прочно связано с ростом информационно-коммуникационных технологий и вот уже больше полувека занимает достойное место в системе образования и вне его. Основа медиаграмотности — критическое мышление. Оно развивает навыки медиаграмотности, акцентируя внимание, прежде всего на том, что во всех формах информации присутствует потенциальная необъективность из-за личных, экономических или политических интересов тех, кто ее создает. Это постоянное обновление знаний и компетенций по работе с информацией на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста и до глубокой старости.
— Какой он — медиаграмотный человек? Какие привычки должен иметь человек, чья реальная жизнь неизбежно пересекается с цифровым миром?
— Медиаграмотный человек обычно не следует слепо повестке дня, навязанной со стороны медиа, государства, политических партий, или других заинтересованных групп. Он управляет получаемой информацией, разбирается в различных типах медиа, старается узнать, кому они принадлежат, умеет правильно искать и находить полезную для себя информацию, не теряясь в информационном шуме.
Медийно — информационная грамотность (МИГ) помогает человеку критически анализировать содержание любой информации, понимать, какие точки зрения в ней выражены, и выстраивать свое поведение в обществе, активно используя сами медиа. Медийно-информационная грамотность, основой которой является критическое мышление, позволяет нам искать оптимальные варианты решения жизненно важных проблем, анализировать информацию, делать выводы и формировать собственное мнение.
Согласно ЮНЕСКО — основной международной организации, продвигающей медиаграмотность, МИГ, — это диалог о прозрачности и этичности органов государственного управления, неправительственных организаций, СМИ, коммерческих структур и организаций, цифровых коммуникационных платформ.
Медиаграмотность нужно тренировать
В нашей стране продвижением медиаграмотности занимается в основном гражданское общество, НПО и представительства различных некоммерческих международных организаций. Первая учебная программа по обучению медиаграмотности в средней школе, в разработке которой мы принимали участие, была утверждена в сентябре 2022 года. Однако признание медиаграмотности основной компетенцией 21 века требует постоянного обучения всех групп населения. Поэтому каждый взрослый человек должен не стесняться самостоятельно изучать то, чего он не знает: свои права на информацию, на свободу убеждений и их свободное выражение.
Представительство Internews в Казахстане с 2018 года реализует проект MediaCAMP (Центрально-Азиатская медиа программа), одно из направлений которого — продвижение медиаграмотности среди всех слоев населения в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. Мы расскажем о том, что делается в Казахстане. Мы начали работу с подготовки учебных пособий, адаптированных к национально-политическим и культурным контекстам, работали с такими провайдерами информации как профессиональные медиа, гражданские журналисты, библиотекари. Решающую роль сыграл, прежде всего Эдьютон, — инновационный семинар, участники которого подают заявки на проекты по МИГ, и затем в ходе открытого конкурса защищают их перед международным жюри.
Лучшими проектами за прошлые годы были фестивали по МИГ в 13 областях Казахстана, тренинги для людей «золотого возраста», гражданских активистов, национальная олимпиада по медиаграмотности, дебаты на казахском, русском и английском языках. Наши опытные и креативные руководители региональных Домов медийно-информационной и цифровой грамотности в Костанае, Караганде и Павлодаре, находясь лицом к лицу со своей аудиторией, проводят тренинги по МИГ для журналистов, преподавателей вузов, школ, студентов, школьников, гражданских активистов, библиотекарей, людей с ограниченными возможностями и пенсионеров.
Мы активно развиваем игровые методы обучения. Зарубежные коллеги из Сербии и Молдовы адаптировали электронную игру «Медиа джунгли», созданную нашим постоянным партнером Татьяной Голубцовой.
Искусственный интеллект: в чем польза и угроза?
— Каким важным навыкам, помимо всего перечисленного, учит медиаграмотность?
— Медиаграмотность нужна для повышения устойчивости общества против дезинформации. Рассмотрим вопрос в рамках стремительного роста медиаконтента, созданного искусственным интеллектом (ИИ). К сожалению, в практике продвижения МИГ в постсоветских странах, особенно, Центральной Азии, каких-либо исследований, связанных с ролью ИИ в развитии медийной и информационной грамотности пока нет. Не вдаваясь в подробности таких популярных генеративных медиа как Сhat GPT, созданных ИИ, и на основе собственного опыта его использования, отмечу: то, что выдает Сhat GPT, — это не ответы на вопросы в человеческом смысле этого слова. ИИ скорее «рассчитывает» вероятность правильности нескольких возможных ответов на основе автоматизированного анализа имеющейся базы данных.
Нужно иметь ввиду, что, во-первых, технологии ИИ разрабатываются и продвигаются транснациональными компаниями, большинство из которых работают в частном секторе, вследствие чего общественное благо не является их главным приоритетом, а во-вторых, ИИ не привязан к какому-либо физическому местоположению. Это создает проблемы для регулирования технологий ИИ на национальном и международном уровнях.
Технологиям ИИ внутренне присуща предвзятость, обусловленная данными, используемыми в ходе их обучения, и решениями, которые принимаются в процессе обучения с применением этих данных. Социальные и культурные последствия ИИ технологий тоже требуют глубокого анализа. Благодаря ИИ пропаганда, — как одно из орудий информационной войны, расширила свои возможности. Легкость фальсификации голосов, изображений и новостей, а также простота донесения сфабрикованной информации до целевой аудитории создает новые угрозы, связанные с социальной инженерией и (недобросовестным) воздействием на общественное мнение. По сути, ИИ помогает убедительно лгать и создавать более совершенные подделки. Вытекающая из этого угроза подрыва доверия к информации повышает вероятность неверной оценки намерений предполагаемого оппонента, как в тактическом, так и в стратегическом плане.
В самом обществе все чаще начинают осознавать эту проблему и необходимость ее решения с участием многих заинтересованных сторон, включая гражданское общество и органы государственного регулирования. На наш взгляд, действенным путем решения могло бы стать расширение тем курсов по МИГ, которые необходимо дополнить модулями по грамотности в искусственном интеллекте, и алгоритмической грамотности.
На брейнсторминге и первом тренинге для журналистов Казахстана по использованию инструментов ИИ в журналистике, проведенном Internews в апреле 2023 года, участники поделились, какие функции при создании контента, они делегируют ИИ. Это обработка большого объема «практических данных», поиск и отбор нужных данных, обобщение результатов и их ясное изложение. ИИ уже выполняет относительно простые задания по написанию материалов в фиксированном формате: обзоры рынка и отчеты о результатах спортивных соревнований. Это применение имеет еще один аспект: оно может позволить высвободить журналистов для выполнения более сложных задач, связанных с интерпретацией, анализом, проверкой и представлением новостей.
Алгоритмы и компьютерный код, на который они опираются, часто считаются нейтральными, но на самом деле они пропитаны повесткой дня, предубеждениями и уязвимостями программиста. Вузовским преподавателям медиаграмотности Казахстана настало время освоить самим и научить студентов исследовать алгоритмы социальных сетей, чтобы понять, как они работают.
Мы провели серию тренингов в апреле-мае, где обучили основам грамотности в ИИ 80 преподавателей вузов из всех регионов Казахстана. Хотя мы знаем, что, например, в Малайзии алгоритмической грамотности учат уже в начальных классах.
Фактчекинг: где зерно, а где шелуха?
— Поделитесь советами о том, как не стать жертвой манипуляций и фейковых сообщений, которые особенно любят мошенники как путь к легкой наживе?
— Прежде всего, научиться верифицировать любую информацию, искать достоверные источники, проверять фотографии, видео и определять экспертность комментаторов новостей. О способах и инструментах фактчекинга мы рассказываем в наших учебных пособия по МИГ для средней школы, и преподавателей вузов на казахском и русском языках, обучаем на всех тренингах и семинарах.
На нашем сайте «Новый репортер» вы можете найти наши пособия. Потребляя новости, прежде всего, научитесь отделять факты от мнений и помните: любые эмоционально окрашенные предложения противоречат стандартам профессиональной журналистики. Никогда не поздно отменить любое решение, если вы поняли, что приняли его под воздействием манипуляции.
Почему люди доверяют фейкам?
— Как вы считаете, почему люди верят фейкам, как бы пугающе или неубедительно они не звучали?
— Наверное, по той же причине, что абсолютное большинство из нас верит в гороскопы. Мы отлично знаем, что все они написаны в обтекаемой форме, но каждый находит в них что-то свое. Также в социальных сетях люди охотно делятся своими результатами прохождения различных тестов по типу личности, зная при этом об их бездоказательности.
Причина — когнитивные искажения, от которых может избавить только непрерывное развитие критического мышления. Еще одно объяснение когнитивных искажений — предпочтение относительности. Мы склонны верить информации, которая подтверждает наши убеждения и соответствующие ожидания. Противоречащие факты мы склонны игнорировать. Одним из главных вопросов, по которому можно судить о состоянии медиаграмотности, является вопрос о доверии к источникам информации.
Феномен доверия выступает как защитный механизм в коммуникациях человека с окружающим миром. Также его можно рассматривать как фактор стабилизации в обществе возрастающей неопределенности, или стратегию сокращения сложности восприятия происходящих событий. А недоверие согласно нашим исследованиям, означает, что коммуникации между аудиторией и таким важным социальным институтом как пресса, разрушены.
Отсутствие прямой коммуникации между прессой и ее аудиторией можно рассматривать в качестве одной из главных причин общего недоверия к источникам информации. В Казахстане третья часть респондентов не доверяет никаким источникам информации (Исследование, 2023) Эта ситуация заслуживает более пристального внимания и обсуждения, потому что умение сомневаться в информации, готовность критически отнестись к любому медиасообщению характеризуют определенную зрелость социума, уровень медийной грамотности и критического мышления граждан.
И в то же время из всех потребляемых источников информации респонденты всех трех стран меньше всего доверяют социальным сетям, критикуя их за изобилие информационного «мусора», рекламы, сетевую зависимость, анонимность и т.д. Я вижу в этой критике потенциальную основу для критического отношения к потребляемой информации.
В Казахстане, согласно нашим исследованиям 2023 года, только 30 % респондентов из Казахстана могут определить, является ли информация, найденная в Интернете правильной и заслуживающей доверия. Только 42% процента опрошенных сказали, что встречаясь с разным освещением политических событий в прессе, не предпринимают никаких действий. Мы очень мало знаем о психологических особенностях формирования потребности в МИГ. Наш партнер, победитель Эдьютона 2023, ученый — филолог Бибарыс Сейтак провел в Астане SanaFest, где впервые молодые ученые говорили на казахском языке о необходимости большего внимания изучению психологических особенностей формирования потребности в МИГ и своем опыте в этом направлении.
Опасные ловушки для детей в Интернете
Отдельная тема сегодня — это дети, которые часами проводят время в Интернете. Как обезопасить их от вредной информации, от фейков, пабликов, где пропагандируют суицидальные идеи? Идея защиты детей — устаревший подход. Полагаю, основам медиаграмотности надо учить также как письму и счету с трехлетнего возраста. Медиаграмотность формируется в семье. Если сложились открытые доверительные отношения между детьми и родителями, они всегда смогут вместе благополучно выйти из любой проблемной ситуации.
Родителям при этом также надо обучаться медиаграмотностии. Наиболее эффективный путь — вовлечение в МИГ одновременно представителй разных поколений. У нас есть примеры, например, в Атырау, когда мы собирали на тренинг по МИГ родителей, бабушек и дедушек и детей из одной семьи. Однако будем реалистами: нельзя игнорировать кризис современной семьи и что наша страна, к сожалению, лидирует по суициду среди детей.
Вопрос об изучении медиаграмотности в начальной школе пока остается открытым в Казахстане. В нашей практике много проектов, направленных на развитие навыков МИГ среди детей дошкольного возраста. Есть созданные нашими партнерами аудиосказки, гифки и анимационные ролики. Недавно наши партнеры из Костанайской областной детско-юношеской библиотеки создали «Вредные лайфхаки»: отличное визуальное пособие в стихотворной форме о правилах поведения в Сети. Руководитель алматинского детского киноклуба Step Club Мария Абадиева провела конкурс комиксов по медиаграмотности.
Несмотря на то, что медиаграмотность введена в программу средней школы, существует много нерешенных проблем. Например, в типовой учебной программе, которая называется «Глобальные компетенции» МИГ неожиданно утверждена под названием «Медиаграмотность и финансовая грамотность»! Из 35 предложенных тем 22 посвящены изучению финансовой грамотности. Нас очень беспокоит, как быть учителю, которому выпала участь вести этот предмет? Наши обращения в Министерство просвещения о необходимости специальной подготовки учителей средней школы в области МИГ долгое время остаются без внимания.
Но мы нашли выход, составили договор с инноваторами образования — образовательным центром UstazPRO, и вот, с 21 по 15 августа 30 учителей средних школ из всех регионов впервые прошли пятидневный тренинг по МИГ в Астане. Особенностью пятидневного тренинга на казахском и русском языках является коллаборация профессиональных методистов UstazPRO и экспертов по МИГ, подготовленных в проектах MediaCAMP.
Государственная система образования, по справедливым замечаниям экспертов, участвовавших в качественном исследовании, еще не преодолела авторитарность в управлении. Без санкции сверху мы не можем провести ни одно мероприятие в средних школах, также как пользоваться учебниками по МИГ, не прошедшими утверждения в государственных центрах экспертизы. У нас еще очень много нерешенных вопросов.
Сотрудничество с правительственными органами нам нужно для приоритизации в наших странах медийной и информационной грамотности как одной из центральных тем глобальной повестки дня в образования 21 века. Более того, по примеру финского, лучшего зарубежного опыта, мы составили свои предложения для формирования единой национальной стратегии продвижения МИГ.
Ведь не секрет, что сейчас наибольшая активность в этом направлении видна в наших странах только со стороны организаций гражданского сектора. Если задача развития медиаграмотности будет оставаться уделом только неправительственных организаций и гражданского сектора, мы не сможем кардинально продвинуться в повышении устойчивости общества перед дезинформацией, пропагандой, и различными манипуляциями общественного мнения.
— Спасибо за интересную беседу!