АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане

28.03_bprkurhdsinacaid_1Многолетняя проблема с нехваткой горюче-смазочных материалов на казахстанских автозаправочных станциях является следствием существующих проблем в нефтепереработке.

В повышении цен на ГСМ в Казахстане заинтересованы оптовики и крупные трейдеры

При этом модернизация в Казахстане 3 существующих нефтеперерабатывающих заводов постоянно переносится. В то же время в интервью агентству КазТАГ аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов отметил, что в первую очередь в повышении цен на ГСМ заинтересованы оптовики и крупные трейдеры.

Между тем проблема с нехваткой ГСМ становится традиционной. Почему же такая ситуация складывается в Казахстане?

По словам аналитика, проблема заключается в нефтепереработке. «Потому что уже много раз озвучивались цифры, что наши НПЗ могут обеспечить нефтепродуктами лишь 60% рынка, а остальное 40% приходится импортировать. Между тем завершение модернизации трех существующих заводов постоянно переносится», — сказал Смирнов.
«Еще в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что модернизация НПЗ будет окончена в 2014 году. Сейчас, как мы видим, 2014 год заканчивается, никаких, так сказать, особых подвижек не произошло, наоборот, дефицит топлива на рынке еще больше усилился. Более того, в мае этого года был очередной комплексный план, в котором было указано, что модернизация нефтеперерабатывающих заводов будет завершена лишь в 2018 году, и тогда будет у нас перерабатываться где-то 18,5 млн тонн сырой нефти вместо нынешних 14 млн тонн. И это, по мнению чиновников, позволит разрешить проблему с дефицитом топлива на нашем рынке», — пояснил эксперт.
По его мнению, за все последние годы в Казахстане уже могли бы построить новые НПЗ, которые выпускали бы более высококачественный бензин, и таким образом решили проблему с ежегодными капитальными ремонтами уже существующих.

«Уже бы построили. Когда заявлялась программа модернизации, утверждалось, что модернизация обойдется дешевле, чем строительство нового завода. Именно поэтому мы будем модернизировать заводы, а не строить новые», — отмечает аналитик.

«Тем более, когда началась история с модернизацией НПЗ, сначала озвучивалась цифра, насколько я помню, $3-4 млрд – это модернизация всех трех заводов обойдется. Потом цифра стала зашкаливать за $4 млрд. Сейчас уже назывались цифры, что модернизация обойдется свыше $6 млрд…Так вот на эти $6 млрд, которые сейчас называются, можно было построить новые заводы, еще бы деньги остались», — считает Сергей Смирнов.
По его словам, проблема с новым НПЗ так и не решается. «В этом году в своем послании президент потребовал к концу марта разработать планы по строительству, определить его мощности и место строительства. Уже год заканчивается, а мы ничего не знаем: где? когда? и при каких мощностях этот завод будет построен?. Думаю, что здесь проблема, как и с нашими дорогами. В принципе, можно же один раз хорошо отремонтировать дороги, и проблемы не будет. Постоянный ремонт дорог, как вы знаете, дает деньги большому количеству бизнесменов, то же самое и с модернизацией НПЗ», — говорит эксперт.

Между тем, в повышении цен на ГСМ, по его словам, в первую очередь заинтересованы оптовики и крупные трейдеры. «Та же ситуация в Атырауской области – там же у них свой НПЗ есть. Тем более, по заявлению их руководства, в этом году они производство бензина увеличили по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, даже в Атырауской области проблемы с дефицитом бензина», — отмечает он.

«Дело в том, что тут обвинять именно НПЗ в том, что куда-то девают нефть, не приходится. Потому что все наши заводы работают по «давальческой схеме»: ресурсодержатели добывают сырую нефть, поставляют его на завод, завод получает деньги за процессинг ( переработку нефти – КазТАГ), и дальше ресурсодаватель получает уже нефтепродукты. И поэтому складывается ощущение, что именно ресурсодаватели заинтересованы в создании бензинового дефицита, поскольку идет рост цен», — считает аналитик.

«В марте прошлого года было принято решение, что необходимо регулировать и оптовые цены. Поручение было дано тогда еще министерству нефти и газа. Министерство благополучно заволокитило этот вопрос. Более того, где-то в сентябре прошлого года тогда еще министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что он считает не целесообразным регулирование оптовых цен до тех пор, пока не будет проведена модернизация наших заводов», — пояснил эксперт.

«Какая связь между модернизацией заводов и регулированием оптовых цен – я не знаю. Поскольку оптовые цены не регулируются, то они могут вплотную прижимать как розница, что сейчас и происходит. Вроде цены повысились на тот же АИ-92 до 128 тенге за литр, а розница продолжает жаловаться, что у них очень низкие доходы. Вот если бы зарегулировать оптовые цены, а для розницы наложили бы определенный процент рентабельности, то, по крайней мере, с ценами можно было бы определиться», — считает Сергей Смирнов.

«Сейчас подняли цены на АИ-92, причем непонятно, каким образом определяли цену. Дело в том, что параметры цен нефти и курс доллара в этом году изменились. Девальвация изменила курс доллара и сейчас цены на нефть упали со $115 за баррель до $98. На мировом рынке цены на нефть упали, а у нас цены на дизельное топливо растут», — отмечает он.

«Вроде Казахстан – добывающая страна, тем не менее цены на бензин растут, качество не улучшается, и опять же – дефицит. Растут, потому что это законы рынка. Дефицит порождает рост цен на любой товар, который находится в дефиците. Нужно развивать собственные мощности по переработке, чтобы не зависеть от импорта», — считает эксперт.

По его данным, на сегодняшний день один из самых дорогих бензинов – в Норвегии. «Хотя у нас чиновники заявляют, что самый дешевый бензин в Казахстане. Так вот в Норвегии на среднюю зарплату они могут купить 1200 литров бензина АИ-92. У нас на нашу среднюю зарплату можно купить где-то 600 литров», — привел данные аналитик.

Тем временем , по его словам, зависимость от российского бензина растет.
Даже по динамике импорта в 2011 году АИ-92 импортировалось 30% от потребности, в 2012 году уже 35%, а в 2013 году импорт АИ-92 составил уже 37% от потребности, то есть с каждым годом идет нарастание импорта.

Источник: КазТАГ