На этой неделе прошел очередной медиакурултай, где снова поднимались проблемы, связанные с развитием информационного пространства Казахстана.
Основную опасность представляет так называемая «информационная фрагментация», когда внутри страны у различных социальных, политических, демографических, этнических, религиозных и прочих групп существуют разные информационные источники, которые раскалывают медийное пространство Казахстана на отдельные куски. В частности, интересным трендом является доминирование неформальных каналов коммуникации, к которым можно отнести on-line, в первую очередь социальные сети, а также «слухократию». Рост доверия к слухам, а не к официальной информации у определенной части казахстанского общества требует пересмотра государственной информационной политики, которая должна быть более оперативной и адекватной существующим ожиданиям. В противном случае потеря со стороны власти стратегической инициативы в работе с информационным полем приведет к тому, что с общественным сознанием и мнением будут работать другие каналы коммуникации. Проблема в том, что именно такие каналы часто используются в информационных войнах с участием третьих стран или радикальными группами. Последние, кстати, довольно активно осваивают интернет-пространство. В то же самое время в законе РК «О национальной безопасности РК», в шестой статье, к основным угрозам национальной безопасности как раз относится «информационное воздействие на общественное и индивидуальное сознание, связанное с преднамеренным искажением и распространением недостоверной информации в ущерб национальной безопасности».
Что касается мировой практики, то существует довольно много моделей для повышения конкурентоспособности информационного пространства. В частности, можно выделить две из них. Во-первых, государственная поддержка в создании отдельных конкурентоспособных СМИ. Наиболее наглядным примером может быть удачный опыт Катара в создании в 1996 году и раскрутки международной телекомпании «Аль-Джазира», ставшей аналогом арабского BBC. Не менее интересен опыт Китая, который выделяет значительные финансовые и профессиональные ресурсы на повышение конкурентоспособности своих СМИ в рамках международного информационного поля, не только в off-line, но и в on-line. Во-вторых, государственная поддержка в создании конкурентоспособной среды внутри страны для развития всех СМИ. Второй вариант более перспективен, так как речь идет о конкурентоспособности всего информационного пространства страны.
Что касается мировой практики, то существует довольно много моделей для повышения конкурентоспособности информационного пространства. В частности, можно выделить две из них. Во-первых, государственная поддержка в создании отдельных конкурентоспособных СМИ. Наиболее наглядным примером может быть удачный опыт Катара в создании в 1996 году и раскрутки международной телекомпании «Аль-Джазира», ставшей аналогом арабского BBC. Не менее интересен опыт Китая, который выделяет значительные финансовые и профессиональные ресурсы на повышение конкурентоспособности своих СМИ в рамках международного информационного поля, не только в off-line, но и в on-line. Во-вторых, государственная поддержка в создании конкурентоспособной среды внутри страны для развития всех СМИ. Второй вариант более перспективен, так как речь идет о конкурентоспособности всего информационного пространства страны.
Досым САТПАЕВ, политолог
Источник: www.liter.kz