Выступая накануне на международной конференции «Президент. Парламент. Интеграция», председатель сената РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что в Казахстане начат переход от президентской к парламентско-президентской форме правления.
Правда о конкретных конституционных преобразованиях, связанных с возможным изменением формы госуправления, глава сената не сказал.Тем не менее, это заявление можно назвать первой пробой реакции общества на постепенное увеличение роли парламента и сокращения президентских полномочий в Казахстане. Опрошенные Kursiv.kz эксперты считают, что слова Токаева могут пролить свет на контуры так называемого постпереходного периода.
«Что касается Казахстана, то благодаря сильной президентской власти, были осуществлены экономические и политические реформы, построено успешное авторитетное государство. Преимущества президентской формы правления наглядно проявились в период мировых финансово-экономических кризисов, потребовавших мобилизации всех государственных ресурсов для преодоления их последствий, поэтому в Казахстане именно с институтом президентства, олицетворением которого является выдающаяся историческая личность, политик глобального масштаба Нурсултан Назарбаев, связывают все достижения, устойчивый экономический рост, развитие демократии, межнациональное согласие, социальное благополучие. Начат постепенный переход к президентско-парламентской форме правления по формуле: сильный президент — влиятельный парламент — подотчетное правительство. Как показывает опыт ряда стран, такая система, которую условно можно назвать смешанной или комбинированной, обеспечивает высокую эффективность и устойчивость государственного управления», — пояснил Токаев.
Глава сената заметил, что успех социально-экономических реформ, укрепление внутриполитической стабильности и безопасности зависит не столько от формы политической системы, сколько от качества управления государством. Динамично развивающимися странами являются как президентские, так и парламентские республики, как конституционные, так и абсолютные монархии. Есть и немало примеров провала политических систем, в том числе относящихся к народным демократиям, отметил он.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин сказал, что разговоры о том, что будущий президент Казахстана будет обладать гораздо меньшими полномочиями, чем действующий, начались еще 2 года назад.
Да и по нынешнему составу парламента и количеству политиков-тяжеловесов в нем было понятно, что даже сейчас его роль уже значимее, чем у парламента предыдущего созыва. Однако, по словам Грозина, проблема заключается в том, что конституционные реформы нужно было начинать пять лет назад, а сейчас все происходит в форсированном режиме, и в этом заключается основная опасность.
«Президент пока уходить не собирается, но пытается заранее выстроить систему сдержек и противовесов, чтобы транзит власти прошел без потрясений. Заявление Токаева проливает свет и на многие ключевые назначения последнего времени, объясняет смысл ареста тех или иных персоналий. Те, кто выпал из числа VIP, просто в новую систему не вписываются. На мой взгляд, ранее весны досрочных парламентских выборов ждать не стоит, так как это сложно чисто технически осуществить, да и подготовка потребует времени. Думаю, с нового года начнется небывалое оживление политических партий, хотя и сейчас мы видим, что они проснулись от летаргического сна. Необходимо обратить внимание на важный посыл в недавнем послании Назарбаева народу, где он сказал, что нужно готовиться к неожиданным решениям. Очевидно, что новый парламент будет играть гораздо более существенную роль в жизни страны. Думаю, что это первая апробация такой конструкции», — говорит Грозин.
«Однако, Нурсултан Назарбаев, усилив роль парламента в статусе главы государства, конечно, не согласится, чтобы еще при его президентстве в Казахстане начала действовать такая же схема управления, как сейчас в Кыргызстане. Но – это задел на будущее. Другое дело, что уже сейчас нужно обеспечить механизм передачи власти, но при этом сама концентрация властных полномочий должна быть рассредоточена между несколькими центрами силы, как некая гарантия стабильности как самого процесса транзита, так и постназарбаевского периода», — пояснил эксперт.
«Другое дело, что президентско-парламентская форма правления тоже неустойчива, причем не только в Центральной Азии, что мы видим на примере Кыргызстана, но и в европейских странах. Однако, при разнонаправленности интересов именно поиск баланса придает системе устойчивость, в отличие от тех стран, где все решает один человек. Но это в странах с сильным парламентаризмом, а как эта конструкция будет работать в Казахстане, где чрезмерная персонализация и сакрализация власти – большой вопрос. Вот здесь и может произойти сбой. Еще одна деталь — это партийная борьба. Если усиливать парламент и превращать его из карикатурного органа в реальный властный механизм, нужна настоящая партийная конкуренция.», — отметил Грозин.
Политолог Султанбек Султангалиев подчеркнул, что в существующей в Казахстане политической системе любое заявление, особенно таких важных политических лиц, как Токаев заранее согласованно с вышестоящей инстанцией.
«Такой политический формат постназарбаевского Казахстана необходим, прежде всего, политической и финансовой элите страны в качестве гаранта личной неприкосновенности и неприкосновенности нажитого капитала. В то же время конституционная реформа может послужить необходимым поводом для проведения досрочных парламентских и президентских выборов. Касым-Жомарт Токаев является идеальной политической фигурой для переходного периода в силу личных качеств и политической карьеры», — считает Султангалиев.
Представитель научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев считает, что речь идет о том, что на сегодняшний момент уже имеется «смешанная или комбинированная» форма госуправления, «обеспечивающая устойчивость и эффективность системы». Тот же Токаев неоднократно говорит о создании смешанной системы как о свершившемся факте. Характеристики сложившейся системы описываются как статичные. И только один раз используется слово «начат», описывающее динамику процесса.
«Вероятно, слухи о предстоящих или планирующихся выборах достигли ушей внешних партнеров, и необходимо было их проинформировать в таком дипломатическом стиле. Что касается объективных вещей, происходящих независимо от выступления председателя сената, то надо признать, что переход к президентско-парламентской политической системе уже назрел и даже перезрел. Кандидатура Токаева несомненно подходит для роли менеджера переходного периода», — заметил он.
Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев считает, что заявление Токаева могло преследовать две цели. С одной стороны его можно интерпретировать как ответ оппозиции, которая все время критикует власти за суперпрезидентскую форму правления. Такой ответ подразумевает, что даже первые люди государства открыто признают необходимость усиления роли парламента и сокращения функций президента. С другой стороны – это заявление могло быть санкционировано сверху и озвучено Токаевым, чтобы проверить реакцию общества и экспертных кругов на него.
«На нынешнем этапе любые нововведения в Конституцию станут главным признаком начала решающего транзита власти. Но, мне кажется, что Назарбаев, не рассматривает передачу власти как систему персональной сдачи полномочий от одного человека к другому. Это будет некая система коллективного преемника, чтобы центры силы сдерживали друг друга. Назарбаев прекрасно понимает, что в его окружении сейчас нет фигуры, равнозначной ему по масштабу, поэтому, конечно, следующий президент будет заметно слабее. По последним внутриполитическим событиям видно, что президент ищет не столько преемника, сколько расставляет людей на ключевые посты в стране», — считает Чеботарев.
Источник: КурсивЪ