Депутат Дарига Назарбаева не так давно поднимала самый болезненный вопрос для абитуриентов. Мажилисвумен предлагала оставить право выбора за абитуриентами: сдавать экзамен, как это делали на протяжении долгих лет, или пройти тестирование зачастую не всегда со здравыми задачами.
«Имеет смысл рассмотреть идею законодательного предоставления права выбора всех выпускников сдавать ли им ЕНТ или комплексное тестирование абитуриентов в год завершения обучения. То есть по желанию выпускника, он мог бы сдавать экзамены в школе или в тот же год поступать в вуз через комплексное тестирование абитуриентов или сразу идти на ЕНТ», — сказала Назарбаева на коллегии Министерства образования и науки.
«Данный подход более демократичен и может снять напряженность и ажиотаж вокруг ЕНТ, психологическое давление на учеников», — считает она.
Предложение депутата поддержали ее коллеги и педагоги. Народные избранники даже считают, что таким решением можно уменьшить количество суицидов среди вчерашних школьников во время вступительных экзаменов. Однако пока этот вопрос так и остается открытым на сегодняшний день.
Марианна Гурина, Председатель фонда «Улагатты жануя»
Это единственный здравый выход. Если сейчас будет принято решение о выборе абитуриента сдавать ему ЕНТ или экзамены, тогда это будет компромисс. Очень важно разобраться, как к этому закону отнесутся сами вузы, ведь сейчас туда можно попасть посредством сдачи тестирования. Нужно учить детей мыслить и говорить, а не заниматься зубрежкой ответов. Потом пропадет этот прессинг в школах, по рейтингам сдачи тестов. За 10 лет существования системы ЕНТ в Казахстане только увеличилась коррупция и сейчас мы находимся на предпоследнем месте по уровню образования.
Полина Молодова, Учитель в школе «Архимед»
В перспективе будущее все равно за ЕНТ. Но у человека всегда должен быть выбор. Если этот выбор будет предоставлен на государственном уровне, тогда возможно будет поступить в вузы Казахстана путем сдачи экзаменов, а не тестированием. Большинство, конечно, в школах сдает ЕНТ, только 10% сдают экзамены. Дело в том, что в школах настолько боятся показать низкий результат на тестировании, что детей, которые, возможно, мало наберут, стараются не доводить до ЕНТ. Но, другое дело, кто не сдавал тестирование, им все равно нужно будет его сдавать. И вариант, когда пытаются убежать от него посредством поступления в колледж, больше не работает.
Лариса Нода, Преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби
Идеальной формы экзамена нет. С одной стороны, это право ребенка выбирать форму сдачи экзамена. Государство идет навстречу, не закрепляет только одну форму сдачи экзаменов. С другой стороны, возникает вопрос, что это даст самому ребенку. Очень многие дети боятся ЕНТ по двум причинам: не поступить, не набрать нужное количество баллов. Ведь малое количество баллов — это и школе плохо, потому что существует классификация школ по сдаче ЕНТ, и боязнь не поступить на грант. Тогда семье придется раскошелиться. Получается давление на ребенка со всех сторон, от него зависит многое. Выбор ребенка — это опять какие-то новшества, изменение формы сдачи, новые правила поступления в вузы. Все это нужно делать экспериментально, постепенно вводя новые формы. Советоваться с родителями, с общественностью. Еще один момент: ребенок, сдавший ЕНТ, имеет право поступать только в казахстанские учебные заведения, за рубеж он не сможет поступить с нашим сертификатом сдачи ЕНТ, просто потому что там, в российских вузах, нужен аттестат. По моему мнению, самый оптимальный вариант — комплексные экзамены, сочинения/эссе, разборы, разнообразные задания. Когда знания оцениваются в несколько этапов, то и оценка будет объективной.
Бахыт Сыздыкова, Руководитель службы международных и национальных программ ГУ «Назарбаев Центр»
Я поддерживаю Даригу Нурсултановну в ее предложении. Это своевременная инициатива. У школьника должно быть гарантированное законом право выбора, как сдавать экзамен. Это основополагающее право у любого человека и гражданина, что является одной из основ демократии. И мы воспитаем действительно свободных людей. А сейчас учителя нагнетают обстановку, педагоги говорят ученикам, что они должны хорошо сдать ЕНТ, чтобы не опозорить школу. Есть негласный рейтинг между школами, они соревнуются по проценту сдачи ЕНТ. Это нездоровая конкуренция. Мы все помним вопиющие случаи, когда, например, девочку почти догола раздели и проверяли. Создается большая нервозность. Ребенок боится подвести учителей, школу и родителей, а тут еще и такое. Я сама вообще обожала сдавать устные экзамены. Можно показать не только свои знания, но и красноречие, к примеру. Я сама три года преподавала в университете и знаю, что тесты — это простое угадывание. А в устном ответе можно увидеть широту взглядов человека, и, кроме того, развивается речь.
Шолпан Каланова, Президент Информационно-аналитического центра при МОН РК
Форма тестирования применяется во многих странах, и она очень важна. Но должны быть измерители знаний у школьников. В СССР был такой министр образования Ягодин. Он предлагал наряду с экзаменами включить средний результат по знаниям. И эта оценка вносилась бы в проходной балл. При этом Ягодин ссылался на зарубежный опыт. В США, например, дети каждый год в школе проходят тестирование. И оценка учителя с показателем такого тестирования должны быть где-то одинаковыми. А если каждый будет сдавать экзамены, как он хочет, то получится неравномерный уровень результатов по знаниям у школьников. Поэтому я считаю, что то, что уже было достигнуто в мире, и должно применяться. Нашу «угадайку» сейчас все критикуют, поэтому надо внедрить еще письменные эссе. Может, надо дать возможность по нескольку раз сдавать. Но уже за свой счет, чтобы государство не тратило дополнительные деньги. То есть, чтобы ученик за свои деньги сдавал экзамен второй или даже третий раз и потом выбирал ту оценку, которую он считает наиболее приемлемой. Я поддерживаю тестирование, я знаю, что это такое.
Егор Каппель, Депутат Мажилиса Парламента РК
ЕНТ у нас уже не первый год идет. Дети уже вошли в эту ситуацию и начинают готовиться к тестам за 3-4 года до окончания школы. Однако вопросов еще очень много остается. Допустим, ребенок из-за ЕНТ получает стресс, особенно ребенок с аула. И дело доходит порой до суицида. Поэтому Дарига Нурсултановна правильно делает, что предлагает найти золотую середину. Если ребенок не готов сдавать экзамены путем единого национального тестирования, пусть он сдает по старому образцу, учит билеты и идет на экзамены. Тем более это уже обкатанная система. Об этом уже говорили ранее, и я поддерживаю такое предложение. Не исключен рост нагрузок на учителей, но уж лучше пусть будет так, чем мы потеряем ребенка. Я думаю, система образования выиграет от того, что ученику предоставят право выбора между ЕНТ и сдачей экзаменов по старому образцу.