АЛТЫНОРДА
Интервью

Епископ Каскеленский Геннадий: двери православных храмов в Рождество открыты для всех

1388897174_bez-imeni-32По просьбе ИА Zakon.kz управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский  Геннадий подробно разъясняет, как правильно встретить этот праздник, какое значение имеет он для православных – в церковные праздники  Бог  посещает человеческую душу, и к этому посещению душу надо подготовить.
— Многоуважаемый Владыка, расскажите, пожалуйста, какое практическое значение имеет этот праздник для христиан? 
— Весь смысл и значение праздника Рождества Христова умещаются в краткой и емкой формуле, сказанной в III столетии святым Афанасием Александрийским: «Бог стал человеком, для того, чтоб человек стал богом». Мы веруем во Иисуса Христа – Человека, «…в котором обитала вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Воплощение Божества в мире открыло человеку безграничный путь совершенствования. Теперь, воспринимая в церковных священнодействиях благодать Божию, совершенствуясь в благочестии и добрых делах, человек может в такой степени преобразить свою душу, и даже тело, что достигнет самого тесного единения с Божеством. Мир духовный и мир материальный не разделены более. Бог воплотился для того, чтобы наша плоть была обожена. Бог сошел с небес для того, чтобы открыть каждому человеку путь на небеса.
— Какие события поминают в этот день церковь и христиане?
— О событиях Рождества Христова подробно рассказывают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Оно произошло в тот год, когда император Август осуществлял перепись подданных Рима. Это важнейшее государственное мероприятие коснулось и маленькой Иудеи. Каждый еврей должен был отметиться в  городе, из которого происходили его предки, и Святая Дева Мария в месте со своим названным мужем – опекуном,  старцем Иосифом отправились в город Вифлеем. Им не нашлось места в гостинице и Рождество Христово произошло в сельской пещере, которую местные бедуины использовали в качестве хлева: «Ему заменяли овчинную шубу, ослиные губы и ноздри вола» (Борис Пастернак  «Рождественская звезда»).
Бог явился на земле в уничижении. Обстоятельства Рождества свидетельствуют о той великой жертве, которую Бог принес «нас ради человек и нашего ради спасения», добровольно, единственно в силу своей любви, войдя в мир людей.  Примечательно, что одними из первых Рождество Христово встретили персидские мудрецы – волхвы, звездочеты. Они были приведены к месту рождения Христа некоей Ангельской силой – звездой, и вместе с символическими дарами ладаном, золотом и смирной (как Богу, царю и страдальцу) сложили у Вифлеемских яслей всю свою земную мудрость. Этот поступок волхвов раз и навсегда отменил смысл астрологии, магии, колдовства и  прочих языческих обрядов и культов: Рождеством  все народы были научены поклоняться Единому Истинному Богу и вступать с Ним в непосредственное и самое тесное общение посредством Господа нашего Иисуса Христа. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — говорит Иисус Христос (Евангелие от Иоанна 14:6).
— Как нужно правильно  встречать и праздновать этот праздник? Что можно делать, а что нельзя делать?
— Любой религиозный праздник – это, конечно, не повод к угождению плоти, это не повод пресыщаться кушаньями и упиваться вином. Каждый церковный праздник имеет глубокий вероучительный и назидательный смысл и в день праздника нужно вникнуть в этот смысл. Каждый праздник несет в себе особый дух, я бы сказал, особую благодать. В церковные праздники  Бог  посещает человеческую душу, и к этому посещению душу надо подготовить. Один из богословов отметил: «Для тебя нет никакой пользы в том, что Бог родился в Вифлееме, если он не родился в твоей собственной душе». Поэтому не случайно святая Церковь предваряет празднование Рождества Христова традицией длительного поста, в течение которого запрещается вкушение мясной и молочной пищи.
— Как в этом году будут праздновать Рождество алматинцы?
— В алматинских храмах состоятся ночные и утренние богослужения. Думаю,  каждый из православных верующих найдет возможность совершить дела милосердия, добра и благотворительности. Студенты Алматинской Духовной Семинарии, которую я возглавляю, в течение последних недель разучивали рождественское представление для того, чтобы выступить с ним в социальных детских учреждениях.
— Кто из священнослужителей будет нести ночную службу в  Кафедральном соборе?
— Ночное богослужение в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города Алматы возглавит глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Начало богослужения в 23:30.  Богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе города Астаны,  по благословению митрополита Александра, буду совершать я.
— Кто из христиан может прийти на ночную службу, а кто не может?
— На ночную службу праздника Рождества Христова мы приглашаем не только христиан, то есть исповедующих веру в то,  что Господь Иисус Христос есть Бог и Спаситель мира, но и всех людей доброй воли, которым близка культурная традиция христианства и нравственные заповеди  Христа Спасителя. «Приходящего ко мне не изгоню вон», — говорит Господь наш Иисус Христос. Двери православных храмов открыты для всех — представителей традиционных и нетрадиционных религий, людей светской культуры.
— Есть ли какие-либо особые требования  к тем, кто хочет прийти на ночную службу?
— Нет, никаких особых требований не существует. Необходимо только, чтобы приходящий человек имел чистые и добрые намерения. Приходите, слушайте торжественные рождественские песнопения, приобщайтесь к той радости, которую разделяют с ближними в праздник Рождества христиане.
— Что дает ночная служба с точки зрения духовности?
— Ночные службы в древней Церкви были весьма частым явлением, и сегодня они регулярно практикуются в монастырях и на отдельных приходах. К сожалению, ритм городской жизни и трудовая деятельность не позволяют нам регулярно практиковать такие службы в Алматы и в других больших населенных пунктах. Но давно замечено, что ночная молитва, если можно так выразиться, более угодна Богу. Это связано с тем, что в ночное время суток ум человека успокаивается от кружения многоразличных помыслов и душа приходит в спокойствие от смятения чувств. Так устроен наш организм. Сосредоточенная и внимательная молитва, сопровождаемая покаянным чувством, быстрее доходит до Бога. Я настоятельно советую всем православным христианам не пренебрегать ночной молитвой, совершаемой в домашних условиях. И призываю каждого придти на ночную службу Рождества в храм.
— Как следует разговляться после службы, ведь перед большими рождественскими  праздниками православные христиане соблюдают сорокадневный пост, не вкушают мясной и молочной пищи. 
— Разговляться в день наступления праздника Рождества Христова нужно с молитвой и благоговением. Есть традиционные рождественские блюда — гусь с квашеной капустой, кулебяка или пирог с мясом и капустой. Но главное – не пища. Главное — это атмосфера праздника, которую мы износим из храма в семьи, за праздничный стол, и которой стремимся щедро делиться с родственниками, знакомыми, и со всеми кто пожелает разделить нашу радость.
— Какую пищу можно есть на Рождество?
— На Рождество можно есть абсолютно любую пищу. В Православной Церкви нет никаких ограничений на пищу в праздничные дни.
—  В Рождество  принято ходить  друг к другу в гости, петь колядки. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как это правильно делать. 
— Очень важной традицией, которая неукоснительно соблюдалась на протяжении веков, является хождение друг к другу в гости, очень часто с пением рождественских песнопений, как правило, южнорусского происхождения,  колядок. Колядки начинали петь уже  в день, предшествующий Рождеству – сочельник.  Едва только на небе загорались звезды, как в разных точках села можно было услышать песнопения, которые подхватывали детские голоса и голоса взрослых: «Новая радость стала, яка не бывала, над вертепом звезда ясная, на весь мир засияла». Двери каждого православного дома должны быть открыты, взаимное дарение подарков, разыгрывание рождественских представлений сопровождают весь святочный период – от Рождества до Крещения.
— На Рождество выпадают новогодние празднования. Сбивает ли это людей с пути, бывает ли так, что христиане объедаются, упиваются, то есть не могут воздержаться от мирских соблазнов, чревоугодия? 
— Священнослужителей часто спрашивают, можно ли отмечать Новый год, наступающий по гражданскому календарю 1-го января, ведь он выпадает на период Рождественского поста. Ответ однозначен: конечно, можно. Только встречать Новый год необходимо с благочестивыми размышлениями. Существует специальный молебен, который в канун Нового года служится во всех храмах Православной Церкви. В нем мы просим Бога – Творца и Промыслителя мира благословить «венец Своей благости». Под последним понимается годовой круг (венец) времен. Ведь только от Бога зависит, сохранит ли Он в грядущем Новолетии каждому из нас земную жизнь, благословит ли Он нас и наши семьи, или, разгневавшись на наши грехи и нерадения, попустит пройти нам через испытания. «Для чистых все чисто» (Титу 1:15). Человек, склонный к благочестивым размышлениям, правильно встретит Новый год. А человек, который стремится использовать любой праздник для угождения плоти, к сожалению, из-за своей невоздержанности будет не способен достойно встретить праздник Рождества.
— После Рождества будет праздник Крещения, а между ними  святки. Что это такое, как к ним нужно готовиться и как их отмечать? 
— Святки — это время от Рождества и до Крещения. Это самый радостный период года. Праздник, когда человеку позволяются увеселения и развлечения, карнавалы, театральные представления, розыгрыши и другое. Но Церковь всегда призывала в дни святок не придаваться излишествам, чтобы праздник Рождества не служил поводом к греху и угождению плоти. Ну  а если кто не смог удержаться в дни святок на духовной высоте и совершил грехи, то ему будет предоставлена возможность сугубого покаяния в период Великого поста, который в нынешнем году наступит 3 марта.
Торгын Нурсеитова
Источник: ИА «Zakon.kz»