[:ru]
В эфире радиостанции Business FM беседовали известный казахстанский режиссер, сценарист Ермек Турсунов и бизнесмен, издатель Арманжан Байтасов
Проект радиостанции Business FM «Байтасов LIVE» в пятницу, 1 ноября, вновь пригласил к себе в гости яркую фигуру общества и выдающегося представителя современной культуры – режиссера, сценариста и писателя, председателя Союза кинематографистов Казахстана Ермека Турсунова. В прямом эфире Арманжан Байтасов и гость программы обсудили уровень отечественного и мирового кинематографа, а также подняли актуальный вопрос о том, как культура и образование влияют на развитие страны.
Спикеры начали беседу с родной для Ермека Турсунова сферы деятельности – уровня современного кино, насколько оно качественное и какие фильмы в последнее время посмотрел мэтр отечественной киноиндустрии. Как выяснилось, гость программы старается не расстраивать ни себя, ни своих близких просмотром современного кинопродукта.
— Один из моих учителей Георгий Данелия когда-то мне говорил: «Нужно уметь заставлять себя бросать читать плохую книгу, уходить от плохого человека и уходить с плохого фильма». Поскольку в последние годы современный киноязык я не очень понимаю и не воспринимаю, и не хочу себя дополнительно расстраивать, у меня есть список из 200 моих любимых картин, которые я пересматриваю в зависимости от настроения. Это доставляет мне большее удовольствие, чем если бы я мучился на каких-либо «Мстителях», «Трансформерах» или «Аватаре», и уходил посреди сеанса, тем самым расстраивая моих близких, с которыми мы пришли в кинотеатр, — рассказал Турсунов.
— Но «Аватар» собрал громадную кассу, едва ли не рекордную в кино, — уточнил Байтасов.
— Да. К сожалению, уровень современного кино оценивается по киносборам. На мой взгляд, это неправильная шкала, — с огорчением отметил кинематографист.
— Ты не боишься, что если не будешь отлеживать новинки, то не будешь успевать за трендами в индустрии? – спросил бизнесмен.
— Я не хочу быть в текущем тренде и быть популярным. Я консервативный человек. И сегодня мир, с его эстетикой, масс-культурой, информационным давлением, меня ничем не удивляет. А раз он меня не удивляет, то я не хочу под него подстраиваться. Я занимаюсь тем, чему меня научили, тем, что я люблю и что меня греет, — ответил Турсунов.
Режиссер отметил, что последним из просмотренных фильмов, который его «зацепил», оказался французский «Один плюс один»/«Неприкасаемый».
Аналогичное отношение сложилось у Турсунова и к современной литературе. По его словам, он пытался читать Нобелевских лауреатов по литературе за последние 20 лет, но понял, что это «чтиво» ему не нравится.
В то же время, как главе Союза кинематографистов Казахстана, Турсунову приходится внимательно следить за отечественной киноиндустрией. И это, по всей видимости, доставляет ему небольшое удовольствие.
— Раньше у меня была счастливая жизнь, я никому не был обязан. А теперь я должен. Например, подводим мы итоги 2018 года, чтобы отметить кинематографические достижения, раздать различные награды. Принесли список из 76 полнометражных картин! Я ошалел от такого количества. И вспомнил, что когда я в начале 90-ых приехал в Казахстан после ВГИК, на тот момент в стране снималась всего одна картина в год! Так вот, начал я просматривать этот список из 76 фильмов, а там только по названиям уже можно составить себе представление, например, «Не египте мне мозги», «Глямур для дур», «Сиситай» и так далее. Это не кино, это другое направление, нужно придумать какой-то термин. Я не против развлечений. Они всегда были и будут, но это — не кино. Сплошного развлечения быть не должно. А когда на 99% кинематограф состоит из всего этого, то… Как говорила моя 92-летняя апашка, «балам, бул impossible», — вспомнил Ермек Турсунов.
— Так ведь это запрос общества. Люди вкладывают свои деньги в съемки такого кино, и раз бизнесмены дают эти деньги, значит, данный продукт востребован, — подчеркнул Арманжан Байтасов.
— К сожалению, это так. Это работа на потребу дня, но тогда и не надо ждать никаких шедевров. Мне кажется, что слишком скучно заниматься в кино только зарабатыванием бабла, — согласился собеседник.
Турсунов отметил, что сегодня чаще всего бюджет отечественного фильма оценивается в размере $100-150 тыс. Изредка – свыше $300 тыс. Низкобюджетные фильмы редко бывают качественными, но и огромная сумма – не гарантия того, что итоговый результат будет блестящим.
На вопрос Арманжана Байтасова, есть ли в фильмографии Ермека Турсунова, «попсовые» проекты, кинематографист ответил, что таких фильмов он не снимает.
— Я вижу, некоторые свои недочеты, «косяки». Но намеренно какой-то фигней заниматься не буду, — сказал Турсунов.
Собеседники перешли к более серьезным вещам, затронув тему Национального совета общественного доверия (НСОД), в состав которого также входит и Ермек Турсунов.
— Многие запомнили твое яркое выступление на НСОД о том, что во главу угла нужно ставить культуру, а потом под это подстраивать всю работу государства. В связи с этим вопрос о социальных лифтах. Есть ли сегодня у всех молодых казахстанцев шансы на то, чтобы реализовать себя, получить, например, хорошее образование, даже если ты родился в глубинке и потом переехал в большой город? Ты сам яркий пример такого случая – аульский парень получил хорошее образование в Алматы, а затем и в Москве, — начал Байтасов.
— Во многом мне повезло с учителями по жизни и здесь, в Казахстане и там, в Москве. Но у меня хотя бы были шансы на это… Во время съемок своих фильмов я нередко бываю в таких глубинках, в которых наши депутаты точно не бывают. Чтобы лишний раз не строить декорации, для съемок одного фильма мы искали аул 50-ых годов, и нашли его. Он всего в 300 км от Алматы, а там жизнь как будто замерла и действительность ничем не отличаются от жизни 60-летней давности. Захочешь, можно найти и аулы 40-х годов. Там живут только старики и дети. Родители все на заработках в городах. И эти старики с ужасом ждут, когда внуки закончат школу, потому что их нужно будет куда-то отправлять учиться. У нас диплом – не для получения знаний, а для статуса. Вчерашние школьники думают не о том, кем они станут, а о том, куда они смогут поступить. Не важно на какой факультет. Зачем большинству казахских девушек диплом? Для того, чтобы удачнее выйти замуж. Это поднимает социальный статус. Говорить про сам уровень образования также нет желания. Фактически мы находимся в образовательной яме, — сказал Турсунов.
— Какого бы таланта не был молодой человек – Циолковский, Менделеев и так далее, — ему очень сложно прорваться наверх, — продолжил кинематографист. — Я говорю в первую очередь о тех людях, которые живут в провинции. Часто у них нет возможности, чтобы помочь своим детям получить хорошее образование. И они все едут в большие города, живут по несколько человек в одной квартире или комнате. Мы тоже это все проходили в свое время, но возможностей у нас было гораздо больше. Мы знали, что если твой уровень знаний соответствует, то мы сможешь подняться на этом лифте. Все было честнее. Образование было честным – потому что оно давало знания… Сейчас мы теряем аул. Также как и в России – у них также умирает деревня. Поэтому я предлагаю строить образовательные центры не в мегаполисах, а в глубинке. Большинство ведущих западных вузов расположены не в столицах, а в провинции. Уровень жизни в небольших городах ничем не должен отличаться от уровня жизни в мегаполисах. Не нужно всех собирать в больших городах, как у нас хотят сделать. Надо развивать небольшие городки, аулы, областные центры. Если говорить о себе, то в Алма-Ату я уже приехал сформировавшимся, с уровнем знаний. Потому что у нас в ауле был Дом культуры, библиотека, хорошие учителя. Коммунисты думали о будущем, думали об образовании, — отметил Турсунов.
В эфире «Байтасов Live» гость программы ответил на несколько вопросов от слушателей радиостанции.
— Какую книгу вы бы хотели экранизировать?
— Свою книгу «Мамлюк». По ней я несколько раз пытался сделать фильм. Например, с Сергеем Бодровым-старшим мы объехали весь Ближний Восток, смотрели места будущих съемок. Но потом ударил кризис 2008 года и даже шейхам стало не до этого, и наша полугодовая работа пошла насмарку. Также шли разговоры о совместной работе с Тимуром Бекмамбетовым. Вроде бы все шло хорошо, но потом у него запустился проект по «Иронии судьбы, или С легким паром-2»… Все-таки хочу снять по этой книге фильм. Если реализовать все что я задумал, то мы порвем всех.
— Как думаете, кто должен финансировать кино: государство или бизнес? Или это может быть совместный проект?
— Государство. Что бы ни говорили, государство сегодня — главный заказчик и продюсер большого кино. Поэтому и получаются крупные проекты. Вопросами идеологии, культуры должно заниматься государство. Низкобюджетные картины спонсирует в основном частный бизнес. Но для меня в принципе нет разницы, откуда будет финансирование. Что касается возможного фильма «Мамлюк», то я уверен, что все свои задачи он бы выполнил – и кассу бы сделал, и культурную миссию выполнил.
— Есть ли у вас Instagram, а если нет, то почему?
— Нет. Я не особо разбираюсь в социальных сетях. Видимо, у меня мозг не так устроен, чтобы разбираться во всех этих перипетиях. Страничка в Facebook у меня есть, там я выкладываю свои мысли.
Также Арманжан Байтасов рассказал о том, что связывает Ермека Турсунова с журналом Forbes Kazakhstan.
— Ермек Турсунов стал первым казахом, который попал на обложку журнала Forbes. Это произошло в 2011 году. Я долго не мог уговорить своих друзей-бизнесменов сфотографироваться для журнала на главную страницу, а Ермек согласился и честно рассказал о бизнесе в кинематографе. Тем самым он открыл дорогу для других интервьюеров нашего журнала, — вспомнил эпизод из жизни медиа-издания Арманжан Байтасов.
Полную версию интервью вы можете услышать здесь.
https://forbes.kz/massmedia/ermek_tursunov_99_kazahstanskih_filmov_eto_ne_kino_a_drugoe_napravlenie/
[:]