АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Ермек Турсунов: Не надо ждать пока станет лучше, каждому надо хоть что-то делать самому

ermekrursunvsd3В Казахстане стартует прокат нового фильма Ермека Турсунова «Кемпiр». После показа фильма для журналистов Zakon.kz встретился с режиссером и задал ему вопросы о том, почему он снимает кино и пишет открытые письма правительству Казахстана.

Вы говорите в своих интервью, что качество общества в Казахстане упало. Почему? Что случилось?

— Этому просто объяснение. Так сейчас не только в Казахстане, так сейчас везде. Я езжу по миру и вижу, что качество человеческого материала ухудшилось. Когда я учился в Москве – в метро все читали книги. А теперь нет, да и той литературы, что была, сейчас нет. Литература поменялась. Зайдите в книжный магазин: самая блестящая и полная полка — это криминал, уголовщина или романы, которые пишут скучающие «рублевские» жены – биографии себя любимых. Литература всегда была флагманом, а в свое время ведь русская классическая литература подменяла порой собой церковь. По ней люди меряли себя. Толстой был пророк. Пушкин – это наше все, так говорят русские. А сейчас это все вытесняется. Информационный поток слишком большой, и на 90 процентов он состоит из мусора. И богатые люди сейчас те, кто может из этого мусора выбирать что-то важное. Телевизор – это 24 часа в сутки актуалитета, причем одностороннего. В Казахстане все основные СМИ в руках государства или аффилированы тем или иным образом. В итоге они движутся в фарватере генеральной линии. Поэтому у нас вроде много каналов, а смотреть нечего. Но СМИ – это всего лишь кривое зеркало, которое отражает то, что происходит в обществе. Была девальвация, третья за последние 10 лет, были другие вещи – все похоже на большой, плохо сыгранный спектакль, который я наблюдаю. Но…если включишь «Хабар», там даже солнце встает благодаря… Читаешь «Республику» или «Дат» – там те же самые факты, но с диаметрально противоположным окрасом. И там тоже приукрашивают действительность, правда, там черных красок больше, желтизны. Но, нет разумного, нет некой середины. Я не хочу хаять Казахстан, говорить, что у нас все так плохо, у нас много хорошего. Но и много плохого. Поскольку я тут живу, я хочу, чтобы тут было лучше. Поэтому и получается, что я высказываюсь в основном о плохом. Но, когда я выезжаю за границу – на фестивали, я никому там не позволяю хаять свою страну. Я говорю — вы что, у нас все круто, у нас все замечательно. Но, за границей меня любят и ценят, на фестивалях поднимают флаг страны в мою честь, но когда я возвращаюсь домой – меня начинают мочить за козу в фильме «Келiн». Все из-за того что люди невежественны и малообразованны. У них такой взгляд на мир, а я их хочу поднять. Я не хочу делать низкопробные фильмы, я занимаюсь альтернативными вещами. Я занимаюсь контрпрограммированием. Я пытаюсь не опускаться на уровень «бандерлогов» и там с ними играть в их игры — кто у кого банан отберет. Я пытаюсь поднять людей – ребята, посмотрите , как вокруг красиво.

А кто эти «бандерлоги»? Сколько их в стране?

«Бандерлогов» подавляющее количество в стране, и их число растет и растет. Самым главным идеологом в нашей стране становится эстрада, масс-поп культура. Наши певцы и певички программируют людей своими текстами. Кайрат Нуртас, который снимает фильмы о себе. Мне просто не пришло бы в голову снять фильм о себе…и потом тащиться от себя. И я знаю, что на мое кино пойдет народу меньше, чем на Кайрата Нуртаса и это вызывает грусть. Ребяятааа…не надо вам туда ходить. Но, зато вы там увидите самих себя.

Вы часто говорите именно о том, что нация многое потеряла, что мы перенимаем западный стиль и образ жизни, манеру разговаривать. Что мы теряем оригинальность. А была ли эта оригинальность?

— Она у казахов была всегда. У нас все было свое. У нас был свой тенгрианский взгляд, свое мировоззрение. У нас была своя религия, своя вера, своя культура и свое искусство. Устное творчество, домбры ни у кого нет, акынов и жырау – ни у кого нет, сказок таких ни у кого нет, мифологии такой ни у кого нет. Мы никогда не молились на чужом языке. Вы на арабском что-то понимаете? Это все приносное, искусственное. Я не против ислама. Я против моды на ислам. Все очень поверхностно. И мы живем теперь в мире чужих вещей. Одежда, еде, телефон, даже название этого торгового центра – все иностранное. У нас только выражение лица осталось свое, да еще наши комплексы. В окружении чужого нам трудно сохранить свое самобытное лицо. Я работаю на то, чтобы вернуть нам казахам свое лицо. Я долго жил за границей, но сны я там видел на казахском языке. Я вырос на руках у моей бабушки. Пыль аульная, которую я нюхал, она в крови у меня. Наша нация теперь раздроблена – мы разделены. Разделены по принципу: ты по-казахски не разговариваешь, а я разговариваю, ты мыслишь не по-казахски, а мы по-казахски. Казахов 10 миллионов всего и внутри такого малого количества столько проблем. Нас всего-то на пол Москвы.

А в чем главные проблемы общества?

За 23 года у нас очень мало достижений реальных. Мы на 140-месте по уровню коррупции из 177 стран мира. У нас 11 литров спирта выпивается в год на одного человека, при том что ВОЗ говорит, что 8 литров на человека — это критический показатель. 11 литров — это уже деградация нации. У нас нет образования, оно просто покупается. У нас нет ни одного вуза, где студенты бы не разводили экзамены и зачеты. Учителя самые несчастнее и бесправные люди, они получают зарплату меньше всех. Культура населения определяется не потреблением мыла на душу населения, она определяется состоянием кладбищ и отношением к старикам. А у нас пенсия 20 тысяч минимальная. Как можно прожить на 16 тысяч. У нас девальвации, у нас студенты брошены на произвол судьбы. Нет образования – у нас за 23 года выросло поколение невежественных дураков. И они в этом не виноваты, их нужно жалеть. Они развели зачеты, купили дипломы, а завтра они пойдут нас лечить, учить наших детей, а чему он может научить? И этому врачу я свой зад не подставлю, он сделает какой-нибудь укол, и я умру. Поэтому наши уважаемые ездят лечиться в Швейцарию, а местным врачам они не доверяют.

Что же делать в такой ситуации?

Что же нам делать? Каждый должен задать себе вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы твои дети в это стране жили? Ты хочешь, чтобы они в хороших школах учились? Чтобы ребенок не давал взятки в вузе? Хочешь ли ты не бояться за своего сына или дочку?» Завтра он выйдет на улицу, а большинство городов у нас стали маргинальными. Города меняют облик, и страна меняет облик. Становится маргинальной и невежественной. Это как радиация – ее не чувствуешь, но она действует изнутри. И мы разлагаемся изнутри. Мы так можем потерять страну, потому что 300 миллиардов вывезено за последние годы в офшоры. Это же катастрофа — у всех крутых людей давно есть недвижимость за границей, их дети учатся за границей. И крутые детям говорят: «Постарайся там зацепиться, не вздумай сюда возвращаться!» И это тоже наша сегодняшняя правда. А те, у кого прожиточный минимум низкий, они не могут отправить детей за границу, они и здесь не могут обучить их. Но, главное не кипеть. Я не нагнетаю. Я говорю то, что есть. То, что я вижу и знаю. Я никого не зову на площадь, там делать нечего. Там проблемы не решаются, там они усугубляются. Оппозиции как таковой у нас нет. Власть на диалог не идет и не пойдет. Поэтому надеяться не на кого – только на себя. В нашей нынешней ситуации надо начать со своего подъезда – наведи порядок, потом выйди во двор – сделай площадку для детей. С себя надо начинать – не бросать окурки мимо урны и не писать мимо писсуаров. Попробуй в Эмиратах мимо урны брось. Да и сами мы там не позволяем себе этого. Уезжая, мы становимся воспитанными гражданами. А дома мы гадим. Нужно менять психологию людей. Я пытаюсь менять своими фильмами. Поэтому я и не снимаю пошлые киношки, чтобы бабла срубить. А чтобы снять кино, от которого светлые добрые чувства – надо работать. Вот этот фильм «Кемпiр»– люди на полтора часа задумаются о своих отцах, мамах, дедушках и бабушках. Может им захочется что- то хорошее сделать. Да даже если они просто позвонят и скажут: «Бабушкааа…как дела?» Мы все в мыслях хотим жить в Сингапуре и Эмиратах. Но, к сожалению, мы родились здесь, так значит надо тут что-то делать.

Ваши публикации производят фурор и вызывают восторг у пользователей интернета. И многие считают, что Ермек Турсунов позволяет себе многое, потому что ему это разрешают. Есть у вас «крыша» в столице?

Смотрите, Вадим Борейко опубликовал на сайте Forbes.kz мое письмо к Правительству и говорит мне: «Сайт порвало, поставило рекорд посещаемости!» Я его как журналиста понимаю. Но, это говорит о чем? О том, что обычная правда вызвала такой ажиотаж. Что я открыл? Я сказал: «Вы нас ограбили!» И все. И вдруг поднялся такой хай-вай. Какой позор! Это говорит, в какой клоаке мы находимся, если обычная правда вызывает такой ажиотаж. А крыша. Была бы крыша — было бы здорово(смеется). А если серьезно, цена правды в наше время неимоверно высока. И никакие макроэкономические достижения меня не убедят. У меня в подъезде живет баб Валя. Она мне говорит, сколько стоит хлеб, картошка на базаре, мясо. Я на бабу Валю ориентируюсь, она мне в отличие от… не соврет. И она мне вот уже 30 лет рассказывает, сколько ей дней надо продержаться до пенсии. И у нее никогда не сходится дебет с кредитом. А эти оплаченные словоблуды в дорогих пиджаках мне каждый день говорят, что мы обалденно живем. И я начинаю беситься, я не понимаю, кто из них врет? Толи баба Валя, толи вот этот. Но я бабе Вале больше верю, потому что я ее знаю больше 30 лет. И вот я выхожу и говорю эту правду. А всех интересует не то, что я сказал, а как мне это позволили сказать. Может меня это запад испортил, я там 12 лет болтался, и я могу выйти к микрофону и сказать: «Круто вы все одеты, а повернитесь спиной! О, а зад то у вас голый!» Все это знают, но никому не охота это говорить. А как мне подстраиваться? Как я потом буду детям в глаза смотреть? Что я скажу дочери, когда она скажет: «Папа, а где ты был, когда мы страну теряли?» Но я-то могу сказать: «Доча, я что мог, то и делал! Снимал фильмы, говорил правду!»

*Часть слов в интервью была заменена литературными эквивалентами.

Примечание.
Ермек Каримжанович Турсунов родился 20 июля 1961 года в Алматинской области. Писатель,сценарист и кинорежиссёр, в прошлом — известный спортсмен, игравший за сборную Казахстана по мини-футболу[1]. Окончил факультет журналистики КазНУ им. Аль-Фараби (бывший КазГУ); затем сценарно-киноведческий факультет ВГИКа.

Режиссер трилогии фильмов:Келі, Шал и Кемпiр.

Написал сценарии к следующим фильмам: * 2012 год — «Шал» / «Старик», режиссёр Ермек Турсунов * 2009 год — «Кто вы, господин Ка?» («Волчий след», «Цветочник»), режиссёр Хуат Ахметов * 2009 год — «Сабалак», совместно с Тимуром Бекмамбетовым * 2008 год — «Мустафа Шокай», режиссёр Сатыбалды Нарымбетов * 2008 год — «Невестка» / Келін, режиссёр Ермек Турсунов * 2008 год — «Баксы́», совместно с Сергеем Бодровым и Гульшад Омаровой * 2007 год — «Ближний бой», режиссёр Еркен Ялгашев * 2007 год — «Лоскутное одеяло» / Құрақ көрпе, режиссёр Рустем Абдрашов — награда за лучший сценарий на кинофестивале «Киношок» в 2007 году * 1993 год — «Абулхаир-хан», режиссёр Виктор Пусурманов * 1990 год — «Мытарь», лауреат драматургического конкурса «Золотое перо», г. Москва

Источник: ИА «Zakon.kz»