[:ru]
Обращаясь к казахской молодежи и исследователям казахской культуры сразу скажем четко, ясно и однозначно:
- «Түйе шешу» (букв. «развязывание верблюда»), лжеобычай, вернее игра казахов, когда в некоторых (!) уголках Казахской Степи, с некоторых (!) времен, иногда (!) во время празднеств и тризн организаторы мероприятия ради развлечения невежественной толпы, а именно пьяных от кумыса мужчин-кочевников уговаривали очень бедных девушек или вдов за приз в виде верблюда оголить свое тело (топлес или даже голышом пройтись до точки назначения) – НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ! Ни с древними, «тенгрианскими», ни поздними обычаями народа Великой Степи.
- А является сей позор (и Хлудов это тоже не придумал, а однажды увидел и зарисовал) НОВОВВЕДЕНИЕМ XIX века (правда, слава Богу, случайным, редким и эпизодическим), циничной выдумкой зажравшихся казахских баев-«цыганизаторов». Ведь и сегодня на «бессмысленных и беспощадных» казахских тоях происходят порой ужасные вещи и разворачиваются аморальные сценарии, а в ночных клубах РК девушек иногда уговаривают раздеться за деньги, не правда ли? Ужели это тоже «народная традиция» казахов или еще кого-то?!
- Единственное, что многих удивит – это то, что деморализация и деисламизация подкрадывались к нам уже с XIX века. Хотя в официальных учебниках истории и этнографии об этом молчат, т.к. на их взгляд, в Багдаде, то бишь Казахии, всегда все спокойно и прекрасно. Однако автором данных строк сложный и деликатный вопрос ментальной деформации казахов немного изучен, опубликованы ряд статей и эссе // статьи: «История и психология казахов: первые военные поражения и кризис ментальности»», «Зигзаги казахской ментальности: феминизация и моральная деградация в колониальную эпоху», «Цыганизация казахской ментальности», «Чем закончилась цыганизация Казахской Степи?» и др.
- И эта, изображенная на картине Н. Хлудова, отвратительная, аморальная, унижающая достоинство и честь женщины Великой Степи казахская игра «түйе шешу», как и многие аморальные привычки под маской «обычая», прилипшие к нам в колониальную эпоху (т.к. новая система объективно вызвала стихийный распад традиции, безработицу, безделье, порчу нравов), однажды подверглись всесторонней и жесткой критике со стороны казахских джадидов – просветителей-модернизаторов и патриотов движения «Алаш» нач. ХХ в., как и ранних мыслителей и критиков во главе с Абаем.
- Реформаторы, лучшая часть народа, морально уцелевшая, призывали бедных казахов открыть глаза и критически посмотреть на самих себя, отделить «зерно» традиции от всего наносного, грязного, безнравственного, бессмысленного, придуманного муллами, баями, невеждами-дегенератами, а порой некритически воспринятого от соседей или иностранцев (так, казахи в 19-нач. 20 вв. начали злоупотреблять чаем, часть мужчин – курить трубку, выпуская клубы дыма, а где-то даже опиум, среднеазиатский «банг»). В городах «мусульманского» Востока, Персии, в Кашгаре и других регионах уже с XVIII века резко увеличилось число томных курильщиков кальяна, у них, т.е. у загнивающего тогда оседло-мусульманского мира Востока вместо «туйе шешу» были свои бзики: например, процветало «бачабози» (мода на танцующих мальчиков, потенциальных геев), также тайная проституция или «временные браки»… И что, все это называть «народными обычаями» таджиков, персов, узбеков, уйгуров, казахов?
Назира Нуртазина
[:]