АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Есть ли у Алматы хозяин, или Как мегаполис превращается в деревню [:]

[:ru]

Всего за пару лет Алматы превратился в полигон, на котором руководство будто бы испытывает худшие методы и приемы управления. Как результат – деградация городской среды

Недавно журналистка Асем Жапишева в своем проекте «Tilkespekjoq» буквально в двух фото рассказала о «заботе» акима Алматы Бакытжана Сагинтаева, который вернул автопарковку перед «Атакентом» и поставил биотуалет прямо перед культурной Меккой города – ГАТОБом имени Абая. Похоже, пока все это творилось под носом Сагинтаева, он спокойно попивал чай на встрече с писателями, которая обошлась в 10 миллионов тенге. Или водил зарубежных блогеров по городу за 26 миллионов. Правда, что он им показывал, если в городе нет особых позитивных изменений?

А чтобы это доказать, приведем хронологию развития Алматы – как менялся город при каждом акиме.

За последние два десятка лет на посту акима Алматы сменилось четверо политиков. Тасмагамбетов, Есимов, Байбек, Сагинтаев. Эти четыре периода можно обозначить вехами, не побоюсь этого слова, становления города: начало нулевых при Тасмагамбетове как зарождение урбанизации, акимство Есимова – как время новых идей и реформ, период Байбека – полная модернизация. Какую, в свою очередь, характеристику можно дать правлению Сагинтаева? На этот вопрос, пожалуй, стоит ответить после внимательного рассмотрения конкретных кейсов, инициированных или реализованных самим экс-премьером. Правда, судя по ним, складывается четкое ощущение отсутствия в городе хозяина.

Реформаторы

Чтобы понять, как менялся город последние два десятка лет, придется совершить краткий экскурс в прошлое. Разберем, чего достиг каждый из акимов.

Имангали Тасмагамбетов на момент своего назначения был уже опытным политиком и, думается, к руководству городом пришел с предельно понятным, а главное, нужным планом. Это были 2004-2008 годы. Алматинцы хорошо помнят те времена – времена большой стройки, я бы сказал. Причем подчеркну – социальной стройки. Развязки, ремонт дорог, вывод метро из «спячки» – все это дело рук Тасмагамбетова.

Он первым из акимов озадачился освещением города, что было немаловажным на те времена разгула преступности. При нем стало меньше перебоев с электричеством. Дворы мало-мальски начали превращаться в участки, которыми, по сути, они и должны быть – с детскими площадками и освещением, в парках заработали фонтаны, начали вводиться в строй новые школы и больницы. В общем, Тасмагамбетова, говоря коротко, можно назвать родоначальником «привычного» Алматы.

Была ли критика? Безусловно. Ему пришлось разбираться с захватчиками земли в микрорайоне Шанырак. Появились протестные движения вроде «Оставим землю народу». К лету 2006 года ситуация накалилась и во время сноса незаконных строений жители заживо подожгли полицейского, он скончался. Тогда Тасмагамбетов обещал помочь людям, но, в конце концов, заявил, что город должен развиваться, а всякие «социальные аутсайдеры» мешают этому.

Это было, по сути, первое серьезное противостояние власти и граждан. Тут еще и подоспел жилищный «пузырь», который начал сдуваться – застройщики все чаще не выполняли свою работу, обманутые дольщики регулярно «штурмовали» акимат. Причем, звучали, пусть и единичные, но требования отставки Тасмагамбетова. 

Взявший после него бразды правления Ахметжан Есимов взял на вооружение лучшие практики предшественника: продолжил строить школы и больницы, стабилизировал электроснабжение города, ремонтируя коммунальные сети еще 40-ых годов, начал приводить в порядок алматинскую барахолку (тогда, собственно, и началась масштабная работа под названием «модернизация рынков», вызвавшая шквал критики. Об этом чуть позже). Но особенно он запомнился своими дорожными реформами, что для Есимова, вроде как для политика старой закалки, советского человека, казалось, было чуждо. Его работа в этом направлении поначалу даже вызывала критику.

Еще бы, ведь это он взялся за главную головную боль всех алматинцев – дороги и общественный транспорт. Без толики фанатизма перечислю его заслуги как есть – он открыл первую линию метрополитена, ВОАД, начал замену разваливающихся микроавтобусов (вспомните, как переполненные «зайчики» летали на грани жизни и смерти) на современные газовые.

Вернемся к критике. Есимову, как говорилось выше, знатно досталось за перестройку барахолки. Не перечесть, сколько митингов и ругательств пришлось ему за это вытерпеть. Противостояние, надо сказать, было действительно серьезным. Дошло до того, что он пообещал раскрыть имена высокопоставленных покровителей барахолки.

Не раз акима критиковали за проект строительства курорта на Кок-Жайлау. Это, пожалуй, самый неоднозначный проект за всю его работу. Эксперты тогда говорили о том, что экономическая модель и технические решения проекта были рассчитаны слабо.

Кроме того, еще в 2007 году Елбасы поручил вынести все незаконные строения в верховьях алматинских рек. Однако сделать этого Есимов не смог – попросту не было денег на выкуп, а особняками там владели весьма богатые люди (видимо, столь же влиятельные, что покровители барахолки).

Но самого главного в наследии Есимова не отнять: именно он, напомню, начал программу «Город для пешеходов», пригласив датского архитектора Яна Гейла, с которым ввел первые полосы для общественного транспорта, велодорожки. Тогда же был взят в разработку переход на электронную систему билетирования «Онай». То, что раньше было присуще только европейским городам, начало потихоньку появляться в Алматы. Правда, многие из этих проектов он так и не успел воплотить в жизнь: Есимову пришлось спешно отправиться в столицу для реализации проекта уже международного масштаба – ЭКСПО.

Но беспокойства за будущее важнейших начинаний, как выяснилось позже, были напрасными. Бауыржан Байбек, занявший кресло акима в августе 2015, продолжил ключевые из них. Надо признать, что сначала к молодому чиновнику без большого опыта относились скептично и воспринимали многие его инициативы в штыки. Пожалуй, именно ему пришлось столкнуться с серьезной оппозицией буквально с первого дня работы.

При нем в полную силу заработала программа «Алматы – город для пешеходов», построена первая линия BRT, реконструированы центральные улицы, отремонтированы плотины, площади у вокзалов, дороги, арыки, выделены деньги из бюджета на покупку новых автобусов, а также субсидии на покрытие убытков перевозчиков.

Он взял курс на социальные нужды: при нем в городе запустили программу по освещению улиц. Он первым отдал средний ремонт дорог в ГЧП, открыл много детсадов, школ и поликлиник, избавился от покосившихся и опасных билбордов, киосков, заборов (к этому вопросу придется вернуться).

Закрепилось решение об отмене строительства зданий более 6 этажей выше проспекта аль-Фараби, так как высотки не давали городу продуваться.

Он, как и Есимов в свое время, продолжил строительство развязок, пробивки магистральных дорог, велодорожек. Чтобы снизить смертность на дорогах, он принял по-настоящему непопулярное решение, снизив скорость авто в городе до 40 км/ч, а на скоростных трассах аль-Фараби, Саина и ВОАД – до 60 км/ч.

Позже был открыт фронт-офис Open Almaty и отдельная служба по работе с жалобами людей.

Туда как из рога изобилия посыпались жалобы. Львиная доля была связана как раз со сферой транспорта – тогда Байбеку приходилось выслушивать за автобусные полосы, то есть за систему BRT, велодорожки, систему «Онай» (причем отдельных алматинцев не останавливали даже доводы независимых экспертов о плюсах того или иного проекта). Шквал критики раздался и за отказ от трамваев, от парковки перед «Атакентом», за платные парковки. А сколько шуму было из-за того, что он перекопал весь центр перед тем, как построить пешеходную улицу Панфилова. Например, недовольство тогда выражали предприниматели – владельцы заведений. Они справедливо жаловались на то, что проводимые транспортные реформы и дорожные работы приводят к убыткам, поскольку посетители элементарно не могут попасть в заведения.

По сути, все свое акимство Байбек подвергался жесткой критике.

Анализируя эту цепочку акимов и их действия, непроизвольно замечаешь один объединяющий их фактор – преемственность и наличие собственного видения. Именно это и отличает этих 3 акимов. Во-первых, каждый из них в полной мере или частично продолжал то, что начинал предшественник. Во-вторых, у каждого были свои взгляды на развитие города, которые они отстаивали до конца, принимая, порой, непопулярные решения.

Теперь рассмотрим, что есть в арсенале у нынешнего акима Бакытжана Сагинтаева.

Время Сагинтаева – бремя алматинцев

Перейдем к анализу работы пока еще действующего акима. За основу возьмем только факты – конкретные кейсы.

Святыни, доставшиеся нам от предков, которые Нурсултан Назарбаев велел сохранить и облагородить, нынче превращаются в свалки. Сакские курганы в Алатауском районе будто оказались не нужны нынешней администрации города.

Ради потехи ли собственного эго, либо из-за недостатка практического опыта, или идя на поводу у популизма, Сагинтаев, откровенно говоря, загубил не только святыни, но и несколько важных и перспективных проектов.

Во-первых, «Этноленд», который должен был раскинуться на территории «Казахфильма». Проект даже представили Нурсултану Назарбаеву, который одобрил и поручил сделать его едва ли не флагманом программы духовного развития.

На бумаге все выглядело грандиозно: тут вам и фестивали казахского музыкального и театрального искусств, костюмированные представления о быте и обычаях народа, мастер-классы декоративно-прикладного искусства и по приготовлению национальных блюд, ремесленные и художественные выставки, фестивали этнической музыки, а также соревнования по национальным видам спорта. Традиционные юрты предполагалось дополнить самой настоящей ханской ставкой и статуями батыров. Причем, все вышеупомянутое являлось лишь частью масштабной задумки.

Однако Сагинтаев будто решил – пусть лучше земля пустует, не приносит деньги и не становится местом притяжения не только для казахстанцев, но и иностранных туристов. Представьте, сколько зарубежный гостей хотели бы воочию лицезреть воссозданную ханскую ставку! В общем, столь грандиозный объект Сагинтаев заморозил несмотря на то, что «Этноленд» был не просто проектом на бумаге. По нему уже были готовы все документы – ПСД, ТЭО, подбиты сметы, они прошли все этапы, вплоть до бюджетного согласования.

Впрочем, такая же судьба настигла и строительство Конгресс-холла на «Атакенте». Сагинтаев заморозил и этот проект. Сейчас «Атакент» выглядит вот так: заасфальтированные деревья, парковка внутри территории, от которой избавлялись в прежние времена, советские беседки, мусор.

В воздухе витает полное уныние от того, в каком упадке сейчас находится «Атакент».

Не приостанови тут стройку Конгресс-холла, здесь все могло бы выглядеть иначе, по-современному.

А вот проект мемориального комплекса у мавзолея Райымбек батыру Сагинтаев все-таки решил воплотить в жизнь, но далеко не в том виде, в котором его планировалось реализовать. Прежняя администрация собиралась построить целый мемориальный комплекс – музей истории казахских батыров и святых, мечеть, визит-центр, медитационные башни и гостиницу для туристов. Об этом было заявлено еще в декабре 2018 года.

Спустя два года Сагинтаев все-таки решил разморозить проект – 10 декабря 2021 года прошли общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду. Правда, назвать это настоящими общественными слушаниями весьма сложно – заседание длилось всего 13 минут, а двухмиллионный мегаполис на них представляли 5 местных жителей. В онлайн-конференции некая Мария, представляющая интересы компании-проектировщика, сообщила, что строительство мемориального комплекса представляет собой лишь возведение «одноэтажного здания с выставочным центром». Я так полагаю, выставочный центр – это и есть музей истории. В самой проектной документации фигурирует лишь «строительство мемориального комплекса». Ни о мечети, визит-центре, башнях или гостинице в официальном документе и речи нет. Это ли не наглядно говорит о том, как акимат Алматы заботится о привлечении туристов и развитии города в целом… Создается ощущение, что Сагинтаев решил сделать проект ради галочки, только лишь потому, что мавзолей батыра вошел в список сакральных мест республиканского значения.

Схожая история творится и с рынками. Печально известную барахолку, напомню, начал модернизировать Есимов, продолжил – Байбек. Вместо рынка с контейнерами и антисанитарией торговцы наконец-то начали переезжать в обустроенные и цивилизованные бутики в торговых домах. С Зеленым базаром – аналогичная ситуация. То же планировалось проделать и с оставшимися на барахолке рынками, которые еще работают по старинке в контейнерах. Но Сагинтаеву, похоже, до этого нет дела. Он в это время словно хайпует на том, что отменяет на автомагистралях скоростной режим в 60 километров в час и возвращает высокоскоростной режим в 80 километров в час.

Причем Сагинтаев пришел к такому решению без особых исследований и статистики, судя по тому, что озвучил его буквально в первые недели своего акимства. Действительно, почему бы не заработать быстрые баллы в глазах народа? Хотя по сути ограничение не было «хотелкой» или прихотью. Алматинцы помнят программу Vision Zero, по которой живут передовые страны – Швеция, Нидерланды, Франция, Германия уже практиковали подобное и ограничивали скорость даже до 30 км/час, тем самым снижая смертность на дорогах.

2015-2018 годы алматинцы тоже хорошо помнят – тогда в городе массово сносили незаконно построенные киоски с антисанитарными условиями, и билборды, мешающие движению, без разрешительных документов и в аварийном состоянии. Сейчас вся эта «красота» снова вернулась на городские улицы.

Ранее на Бишкекской, Талгарской, Капшагайской, Верхнекаменской, Кульджинской трассах снесли сотни билбордов. Но с приходом к власти Сагинтаева больше 400 таких рекламных щитов предприниматели снова вернули на свои места.

Трассы теперь – как одна большая полоса с рекламой. Многие, наплевав на все законы и правила, самовольно обустраивают даже такую рекламу на столбах освещения:

Многие из билбордов нависают едва ли не над самой проезжей частью. Большинство из них уже пора менять – железо заржавело.

С киосками все аналогично: то, от чего в городе так рьяно избавлялись, снова появилось чуть ли не на тротуарах. Эхо 90-ых, не иначе.

Наглядно о том, как работает акимат с предпринимателями, можно судить и по АЗС на улице Саина.

С точки зрения бизнеса это весьма прибыльный проект – заправочная станция на самой оживленной транспортной артерии города, где ежедневно проезжают сотни тысяч машин.

Но с точки зрения безопасности и стандартов строительства подобных объектов эта заправка – безусловно сомнительный проект. Именно поэтому прежнее руководство города не выдало разрешение на его строительство, руководствуясь здравым смыслом: Саина – это ключевая городская артерия, к тому же скоростная. На этом участке много разветвлений – по направлению вверх буквально в нескольких десятках метров от заправки расположено транспортное кольцо, ведущее на улицы Мустафина, Садыкова и вниз по Саина. Приблизительно через пару сотен метров расположена развязка, ведущая на улицу Розыбакиева. То есть этот участок дороги слишком оживлен, при выезде авто с этой заправки не исключено создание аварийных ситуаций. С точки зрения дорожной инфраструктуры АЗС не должны располагаться на таких участках, дабы не нагружать трассу и не создавать заторы.

Вполне возможно, что кто-то из чиновников акимата стоит и за этой заправочной станцией на Восточной объездной автодороге.

Эту АЗС построили буквально через небольшую улочку в 3 метра от частной школы. Хотя по СНиПам и требованиям пожарной безопасности заправки должны располагаться в 50 метрах от жилых и общественных зданий, школ, остановок. В общем, любые объекты, где находятся люди, должны быть удалены от заправочной станции как минимум на 50 метров, повторюсь. В данном случае налицо нарушение всех мыслимых требований. Хозяин заправки просто наплевал на официальные регламенты и безопасность детей.

Известно, что акимат при Байбеке ранее судился с бизнесменом, который, видимо, в отместку затеял информационную атаку на администрацию города. Не помогло.

Зато спустя короткое время, как видим, АЗС «чудесным» образом выросла близ школы. Видимо, акиму Алматы интересы то ли бизнесменов, то ли партнеров важнее безопасности детей.

 «Волевое» решение Сагинтаева

А вот чем Сагинтаев любит козырнуть, так это своей «социальностью» и глубокими думами о народе. В частности, о тех, кто оказался «на отшибе» — в Алатауском районе городе. Даже придумал новое название для старой программы – «Новый Алматы». К примеру, Бакытжан Абдирович говорит о социальном спонсорстве при строительстве школ и детсадов и принципе полицентричности, когда все находится в шаговой доступности. Мол, я внедрил – вы пользуйтесь.

Вот что заявлял Сагинтаев 9 декабря 2021 года на площадке Службы центральных коммуникаций при президенте РК:

«МЖК строятся. Поначалу они говорят, что у них по проекту и школа есть, и садик. Но по факту они строят в первую очередь жилье, а в конце школу. То есть они быстро построили дом, а дети пошли в нашу школу. Оттуда и появляются классы «Ы» и «Я». Мы сказали: «Нет, ребята, так не пойдет». И, начиная с сентября, волевым решением мы приостановили все стройки практически», – гордо заявил он тогда.

Однако бахвальство Сагинтаева можно быстро одернуть фактами. Смею напомнить, что разрешение о строительстве школ частникам выдавались еще во времена Есимова и он начал сворачивать проекты жилых домов без школ и детсадов. А идею полицентричности в городе продвигал и Байбек.

Алматинцы помнят, что самое большое изменение границ города произошло в бытность акимом Ахметжана Есимова, когда в черту города вошли окрестные дачные массивы и сельские населенные пункты. Именно тогда Есимов задумался о том, что социальные объекты должны быть в шаговой доступности в каждом микрорайоне. Вот что говорил Есимов еще 22 августа 2014 года на августовском педагогическом совещании:

«Когда мы выносим вопрос на градсовет, кстати, в субботу мы проводили градсовет, рассматривали комплексную застройку и там, где не предусмотрены детские сады или школы, эти проекты мы сворачиваем, и эту практику будем продолжать. Если жилье строится, то сразу должны быть предусмотрены и детский сад, и школа. По нормативам», – уже тогда утверждал Есимов.

Развил эту тему и внедрил принцип полицентричности уже Байбек. 12 августа 2016 года на праздновании дня строителя он сообщил об этом:

«Сегодня ведется работа по формированию стратегического мастер-плана города, поскольку территория Алматы увеличилась практически в два раза. Мы должны с учетом современных требований, оценив сильные и слабые стороны – определить основные направления развития. Главная ценность нашего города – человек и его комфорт, поэтому внедряется принцип полицентричности», – заявил тогда Байбек.

Неужто дошло до того, что примеряются чужие регалии?

Еще один пример «работы»: в Алатауском районе открыт креативный хаб.

Так и тянет воскликнуть: не с того вы начали, господин Сагинтаев. Вам бы социальные объекты в Алатауском районе строить. Даже дураку понятно, что район еще не готов к креативу, ему бы нормальные дороги в микрорайонах, да освещение с больницами и школами. Вот в чем действительно нуждается район.

Сагинтаев = точечная застройка

Именно с этим он сейчас ассоциируется у многих алматинцев. В прошлом году в мегаполисе даже прошел митинг, участники которого требовали запретить точечную застройку на законодательном уровне.

«Президент говорит, что точечная застройка – это плохо, аким Алматы Бакытжан Сагинтаев обещает, что точечной застройки нет и не будет, однако явочным порядком под прикрытием чиновников акимата город застраивается массированно. Точечная застройка ведет к удушению города. Здания высотного типа строятся поперек воздушных потоков, город не продувается. Алматы является зоной экологической катастрофы, признания факта которой мы тоже требуем от властей», – утверждали активисты.

«Мы видим, что каждый кусочек земли распродан. Застройщики очень часто меняют целевку. Обещают построить детский сад, а вместо этого исчезает детский центр и превращается в жилое помещение. И очень часто такая лазейка используется», – подчеркнула председатель общественного объединения «Защитим Алматы» Салтанат Ташимова.

Ярчайшим примером изменения планов, но только не застройщиков, а самого акимата, является «корейский медцентр». Как объяснить тот факт, что учреждению здравоохранения аким предпочел очередной бизнес-центр?

Прямо на месте этого бизнес-центра еще 3 года назад планировали построить современную медицинскую клинику. Была даже договоренность с иностранными партнерами.

«В 2019 году совместно с японцами мы начнем строительство передового диагностического центра. Обсуждаются совместные проекты с ведущими клиниками Индии, Кореи, России. В мире в медицинской отрасли лидируют Корея, Израиль, Германия. Предлагаю просто наши медучреждения отдать этим брендам, не кому-то здесь, а отдать тем, к кому мы ездим. С ними договориться, чтобы они сюда приехали и эти услуги оказали здесь. Тогда количество пациентов увеличится», – говорил тогда Байбек.

Но сложиться этим планам не удалось. Вместо медцентра вырос очередной офисный муравейник.

Разрешение строительства на самой высшей точке Шымбулака – отдельная история. В декабре 2020 года на высоте 3200 метров открылся отель Tenir – с 10-ю номерами и одним домиком побольше, видимо, административным. Из каждого открывается великолепный вид на горы Заилийского Алатау. Внутри, разумеется, все обставлено и оборудовано по высшему классу, с собственной финской сауной. Проживание в сутки здесь может позволить себе не каждый – оно обойдется больше 100 тысяч тенге.

И все бы ничего, если бы не один важнейший запрет, который нарушил акимат. Дело в том, что ранее Нурсултан Назарбаев в пух и прах разнес строительство коттеджей, домов и других объектов на «Шымбулаке», категорично запретив строить что-либо на курорте.

«Я запретил строить коттеджи на Шымбулаке, продолжают строить. Кто за это отвечает? Разве вы не видите, что это ухудшает продуваемость и вид города. Можете сносить эти коттеджи бульдозерами! Никакую ответственность не понесете! Я разрешаю», – заявил тогда он.

Строительство опасно не только с экологической точки зрения, но и с точки зрения безопасности – в любой момент на этой высоте может случиться сход снежных лавин. Именно такая опасная ситуация сложилась там в марте этого года. Подразделения МЧС и Казселезащиты пытались очистить горные склоны, но безуспешно. Специалисты тогда предупреждали, что именно на 3200 метрах снежные лавины в наибольшей степени угрожают людям. Они могут снести все на своем пути, в том числе и новые строения. Но, видимо, акиму было трудно отказать олигархам в столь прибыльном, но опасном проекте.  

Еще один факт, ярко говорящий о Сагинтаеве как о хозяйственнике и эффективном государственном менеджере – бюджет. Представьте, в предыдущие годы город тратил на свое содержание около 500 миллиардов тенге (по данным из открытых источников*: 2015 – около 450 млрд, 2016 – 360 млрд, 2017 – 457 млрд, 2018 – 431, 2019 – 525 млрд).

Сейчас же Сагинтаев умудрился увеличить эту сумму до триллиона тенге (несколько дней назад депутаты маслихата утвердили бюджет города на 2022 год в размере 1 трлн 40 млрд тенге).

При этом, стали ли алматинцы жить в 2 раза лучше?

«Троечник»

Прошло вот уже больше двух лет, как Сагинтаев встал у руля Алматы. Чего же добился город? Как он изменил его? Поймайте на улице любого алматинца, он вам с уверенностью ответит, что абсолютно ничего за это время не изменилось, никаких кардинальных перемен не произошло. Тот же Туркестан за эти два года Умирзак Шукеев застроил так, что, если город в ближайшем будущем обгонит Алматы по многим показателям, никто не удивится. Какого рывка он добился! За каких-то пару лет Туркестан превратился из местечкового городка в процветающий центр тюркского мира. С Алматы же все ровно наоборот. Из некогда цветущего мегаполиса он становится похож на деревню.

Быть может, кому-то критика в адрес Сагинтаева покажется чересчур острой, но будучи коренным алматинцем, я не вижу иного способа достучаться до акимата. И мою позицию разделяют многие горожане из числа экспертного сообщества. Поверьте, нам есть с чем сравнивать.

Известный юрист Ержан Есимханов еще в марте писал, что самый крупный город страны умирает.

«Друзья, у вас нет ощущения, что в связи с бурным развитием сначала столицы, а потом Туркестана на отшибе внезапно оказался крупнейший город в стране – а именно, Алматы? Задумайтесь сами – городом уже несколько лет управляет довольно малоинициативный аким, для которого это просто очередная административная должность, который разогнал всю предыдущую команду – а команда работала неплохо. Город застрял в развитии. Город деградирует. Руководство города не коммуницирует по его проблемам с горожанами. Его не видно. И в городе происходит черт знает что, в какую сторону не посмотри», – констатировал Есимханов.

Юрист при этом отметил, что многим уже надоело, что из города о его проблемах проще достучаться до левого берега столицы, чем до Новой площади, где сидит городской акимат.

«В Алматы давно пора что-то менять. Как бы ни ругали предыдущего акима, при нем хорошо работала одна простая вещь – обратная связь между городом и людьми. Сейчас этой обратной связи нет совсем. Соцсети городского руководства – показуха. Ключевые проблемы не обсуждаются.
Городу нужно новое руководство. Такое, которое будет хотеть здесь что-то делать, а не просто отсиживать очередной административный срок. Такое, которое будет говорить с людьми. А иначе экономические, экологические, социальные проблемы города, накопившись, вполне могут привести к неприятным последствиям. У людей кончается терпение. Это висит в воздухе. Это висит в воздухе – просто, чтобы это видеть, надо чаще ходить по городским улицам», – дал он совет акиму города.

Свой вердикт работе акима города давали и другие эксперты из разных сфер:

«Я думаю, что Сагинтаев был плохим премьером и остается плохим акимом. Это мое личное мнение. Мне кажется, что при его назначении на большие посты был превышен уровень его компетентности. Он может быть хороший заместитель, но в качестве самостоятельного руководителя нигде не состоялся», – считает политолог Данияр Ашимбаев. 

«По большому счету сказать о том, что он сделал что-то, я не могу. Наоборот очень многое откатилось назад с тех времен, когда были введены БРТ, автобусные линии, велосипедные станции, дорожки, пешеходные улицы. На самом деле с тех времен мало что поменялось. Мы не увидели продолжение этого тренда, а наоборот увидели откат. Мы не видим движений этих идей. Очень многие ругают Сагинтаева за то, что при нем не то, что ничего не изменилось, а даже некоторые вещи стали хуже. По сути нет какой-то активной работы. Мы видим некоторую деградацию, что городом не стали заниматься и это заметно», – поделился мнением экономист Арман Бейсембаев.

«Нужно принять во внимание тот факт, что Алматы – экономический лидер среди регионов страны. И на городе замыкаются экономические интересы и экономические сферы влияния крупных внутриэлитных игроков, таких игроков, влиять на которых Бакытжан Сагинтаев не может в силу того, что не имеет достаточного политического веса, даже несмотря на то, что у него за плечами позиция премьер-министра. Если его работу оценивать по 5-балльной шкале, то где-то на 3. Оцениваю его, как середнячка», – подчеркнул политолог Максим Казначеев.

Похоже, дни Сагинтаева в качестве акима Алматы сочтены. Не пора ли рассматривать новые кандидатуры на эту должность? Среди претендующих эксперты уже обозначили Малика Мурзалина, Умирзака Шукеева и Жениса Касымбека.

 

*ссылки на источники:

https://kursiv.kz/news/finansy/2016-01/pochti-500-mlrd-sostavil-byudzhet-almaty-v-2015-godu

https://forbes.kz/process/economy/byudjet_almatyi_na_2016_sokraschen_po_sravneniyu_s_2015_na_chetvert

https://www.inform.kz/ru/byudzhet-almaty-v-2017-godu-sostavit-457-5-mlrd-tenge_a2983633

https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazvan-byudjet-almatyi-na-2018-god-333257/

https://kapital.kz/economic/74470/utverzhden-byudzhet-almaty-na-2019-god.html

https://www.inform.kz/ru/byudzhet-goroda-almaty-na-2020-god-sostavil-bolee-700-mlrd-tenge_a3594523

https://informburo.kz/novosti/byudzhet-almaty-na-2021-god-deputaty-maslihata-prinyali-za-10-minut.html

https://www.inform.kz/ru/byudzhet-almaty-na-2022-god-utverdil-maslihat_a3874293

Нурбулат Куанышев 

 

[:]