АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Асель Турланова. Есть такая профессия, родину кормить

скачанные файлы (3)Более половины населения Казахстана живет в сельской местности, но от этого престиж аграрных профессий не растет. Как вернуть былой авторитет аульчанам?

Село в девяностые пережило не самые лучшие времена. Внутренняя миграция в стране привела к тому, что молодежь устремилась в города в поисках лучшей жизни. А без молодости, как известно, нет энергии! Отчего возникает вопрос: можно ли в аулы вдохнуть новую жизнь, полную творчества, энтузиазма, романтики? Можно, считают специалисты.

Как заметил классик: разруха в головах. Духовный кризис порождает проблемы в повседневной жизни, он является одной из причин глобального экономического кризиса. Население западных государств потребляет свыше половины ресурсов планеты. Люди не хотят ограничивать свои аппетиты, и при этом предпочитают жить не по средствам, а на кредиты.

О кризисе ценностей писал в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» глава государства Нурсултан Назарбаев.

«Сегодня весь мир убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса», — отметил президент в своей статье.

Но только ли весь мир? Не сильно соврем, если скажем, что казахстанская молодежь тоже мечтает о работе в банке, в офисе крупной компании. При этом задумываются ли она над тем, что такие мечты могут их привести в ряды безработных. Ведь как заметил Нурсултан Назарбаев: «юристов, финансистов мы «напечатали», ходят сейчас без работы».

В отличие от банковского сектора, сельскому хозяйству повезло меньше. Молодые люди не горят желанием связать свою жизнь с землей и овладеть аграрными профессиями. По мнению доктора биологических наук Аюпа Искакова, причину, по которой престиж к аграрным профессиям в обществе снизился, нужно искать в слабой профориентационной работе.

— К сожалению, пока этим никто не занимается. Деятельность ВУЗов сводится к агитации, когда каждый хвалит себя, чтобы завлечь в свои стены абитуриента. При этом плохо учитывая его интересы. А ведь бывает так, что молодые люди ошибаются при выборе профессии, — рассуждает ученый.

скачанные файлы (4)

Положение дел можно исправить, если в школе проводить работу с учениками. По словам ученого на этом этапе можно «выявить способного ребенка, его интересы, формировать у него в ходе обучения определенные навыки». Это нужно для того, чтобы выпускник школы уже точно знал, кем он хочет стать в будущем, с какой профессией хочет связать свою жизнь, и где ему получить необходимое образование.

— Поэтому мы сейчас предлагаем концепцию непрерывного образования на всю жизнь, — говорит Искаков.

Суть состоит в том, чтобы школьные учителя смогли пройти курс, который позволит им находить у школьников способности, раскрывать и развивать их. Это удобно для ВУЗов. Практически их будущий абитуриент уже подготавливается в школе к дальнейшему обучению. А раз так, то в интересах самих институтов, университетов взаимодействовать со школьными учителями, которые могут стать их представителями.

— Допустим, перед нами ученик 6-го класса, который проходит биологию или зоологию. Действительно, он получает знания, но не опыт! Разница есть. Люди далекие от села тоже знают, что есть корова, есть разные сорта кукурузы. Но другое дело вырастить все это, почувствовать каково это, найти в этой деятельности свои прелести, — говорит ученый.

Как и советский педагог Антон Макаренко, который говорил о том, что теория должна подкрепляться практикой, так и Аюп Искаков считает, что для того чтобы поддержать интерес школьника к сельскому хозяйству нужно от знания переходить к практическому опыту.

Но как это сделать? Например, посредством домашнего задания. Конечно, не все дети и их родители могут позволить держать корову. Но создать маленькую грядку на подоконнике и попытаться получить высокий урожай, вполне под силу.

— Чтобы поддерживать интерес, — говорит профессор биологии, — ребятам надо время от времени следует поручать дело, непривычное для них. Способное захватить их своей новизной.

Например, можно заняться рационализаторством. Применить на домашней грядке компактные автоматизированные системы полива или сделать их самостоятельно. В любом случае ребенок увидит плоды своей деятельности, ощутит свой труд и почувствует силу знаний.

Свои плоды получит вузовская система, куда в последствие придет не просто подготовленный абитуриент, а влюбленный в профессию молодой человек. Даже если в ходе такого образовательного эксперимента, мы не получим будущих агрономов, то все равно, ничего страшного не будет.

— Если допустим в классе 20 учеников, мы на них всех не претендуем. У кого-то родители бизнесмены, и они хотят, чтобы их ребенок продолжил их дело. Кто-то хочет сложить трудовую династию, например нефтяников. Мы претендуем на тех, в ком смогли разжечь сильный интерес к агросектору, — говорит ученый.

Впрочем, убеждены, «сельский час» не пройдет даром для будущих бизнесменов и нефтяников. Пусть они выбирали другую профессию. Но уже в школьные годы у них будет формироваться уважительное отношение к сельскому хозяйству, его труженикам и жителям.

Как говорит профессор философии Адиль Нурмаков, который в советское время приехал в Алматы из села, задача школы не только дать образование. Она традиционно выполняла еще и воспитательную функцию, прививала систему ценностей школьникам, что в свою очередь формировало мировоззрение взрослого человека, его отношение к окружающей действительности.

— Любовь к труду, изменит мир! Как не раз отмечал глава государства, все ценности созданы человеческим трудом. А труд работников села ценен вдвойне. Поскольку мы говори о людях, которые тратят время на то, чтобы прокормить других. Очень важно, чтобы отношение к ним в обществе было уважительным, — рассуждает Нурмаков.

Пренебрегать такой философией опасно. Ведь речь идет уже не об отношении к профессии, а об обеспечении продовольственной безопасности страны. Казахстан, по оценкам экспертов, 40 процентов продуктов питания ввозит из-за рубежа. Почему так происходит? Причин этому много, но есть одна веская — престиж сельских специальностей в обществе упал. Мало кто хочет связывать свое будущее с землей.

С мнением ученого не поспоришь. Израиль смог на камнях разбить сады и грядки, а Казахстан с его плодородными землями и вовсе способен прокормить соседей, да еще и заработать на этом деле. Мы занимает 9-ое место в мире по площади территории, и продолжаем импортировать продукты питания.

По словам Икакова, сегодня стоит менять отношение не только к сельскохозяйственным специальностям, но и к селу в целом. Это раньше, в советское время жизнь в колхозе не казалась медом. А сегодня…

— Нужно сделать так, чтобы школьники понимали, насколько масштабна эта отрасль. То есть сельское хозяйство — это не только рано утром выгонять скот или доить корову, или же гнуть спину в поле с утра до вечера, а работать по-новому, используя современные технологии, — говорит ученый.

Ложный миф о жизни на селе — еще одна причина, из-за которой молодежь чурается сельских профессий. Хотя стоит отметить, что тяпочно-мотыжный период постепенно уходит в прошлое. На помощь работникам села приходит современная техника. Она сама вовремя подает корма животным и воду на поля.

— Если ребенок будет осознанно изучать. Он будет понимать, что сельское хозяйство это не только пасти скот и косить траву. А это еще IT-технология, компьютерное моделирование или программирование, что все это стало частью сельского хозяйства, — говорит Аюп Искаков.

Инновационная волна охватила агросектор. Уже тот факт, что люди в магазинах сталкиваются с ГМО продукцией, указывает на то, что в сельском хозяйстве активно применяется генная инженерия. А раз так, то умирает миф о том, труд аульчанина не требует квалификации и хорошего образования.

— Сегодня молодежь мечтает увидеть мир. Ездит в командировки в другие страны. Но эту мечту может воплотить один из 20-30 тыс. человек. Остальные окажутся у разбитого корыта или станут профессиональными аутсайдерами, — рассуждает Нурмаков.

В то же время наш собеседник признает, что какой либо романтики в общественном сознании, связанной с развитием села, нет. Это удивительно, поскольку ряд представителей казахстанской политической элиты начинали свою трудовую деятельность в сельском хозяйстве. К примеру, первый премьер-министр независимого Казахстана Сергей Терещенко.

— Наверное, сегодня надо говорить и о том, что жить на селе — это хорошо, это здорово! Это лучше, чем пропадать на стройке и дышать пылью. Это лучше, чем работать в офисе и часами портить зрение за компьютером. И вообще, лучше жить в гармонии с природой, — говорит алматинский философ.

Раньше Казахстан был кормильцем СССР. Такое положение находило отражение в кадровом составе руководства республики. А сегодня, тех, кто начинал трудовую деятельность на селе и на чем опыт молодые люди могли сослаться, мало. Не эта ли еще одна причина того, что аграрные профессии неоправданно девальвировали в общественном сознании.