[:ru]
Воспитанники детских домов являются одной из социально-уязвимых категорий нашей страны. Эти дети с детства испытывают колоссальный стресс. Каждому из нас необходимо чувство безопасности на этапе младенчества. Базовая потребность в безопасности у детдомовцев нарушается. Часто они отстают в умственном развитии. Страдают от психических отклонений.
Согласно официальной статистике более 2,7 миллионов детей по всему миру живут в интернатах. Это небезопасная среда. Ребенок в закрытом учреждении сталкивается с насилием, травлей, прессингом. Мучителями могут стать как окружающие взрослые, так и сверстники. Малыш, пробывший в детском доме больше 6 месяцев, начинает страдать от проблем с ментальным и физическим здоровьем. Детям нужен близкий взрослый, который сумел бы позаботиться и развить базовое доверие к миру. У детдомовцев нет такого взрослого.
После выхода из детских домов, выпускники оказываются не готовыми к взрослой жизни. У них нет поддержки. Детей бросают по разным причинам. У кого-то нет средств, чтобы прокормить ребенка, поставить его на ноги. Для кого-то ребенок изначально был нежеланным.
Почему Казахстан решил ликвидировать детские дома?
В Казахстане работает детский фонд «Ана Үйi» («Дом мамы»). Фонд рассматривает проблемы материнства, детства, и оказывает социальную поддержку детям-сиротам. Благодаря работе «Дома мамы», в детских домах стало в два раза меньше детей-сирот.
Как отмечают общественники, общую картину социального сиротства можно изменить. Фонд «Дом мамы» готов оказывать материальную и психологическую помощь семьям, находящимся в тяжелых обстоятельствах. Важно принять превентивные меры в тех случаях, когда в семье намечается отказ от ребенка. С этой целью к работе были подключены три ведомства. Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты населения, и Министерство просвещения.
Казахстан ставит перед собой цель закрыть детские интернаты до 2023 года и трансформировать их в центры поддержки семьи и ребенка. Реформировать детские закрытые учреждения под семейный тип важно. Это поможет ребенку мягко адаптироваться и социализироваться в обществе.
Директор благотворительного фонда «Милосердие» Аружан Саин отмечает, что в Казахстане необходимо на законодательном уровне создать институт приемных семей. Такие семьи могут приходить на помощь биологическим родителям в момент трудностей. Если родители не смогут забрать ребенка обратно, ему найдут постоянную приемную семью.
Эксперт ЕС по уходу за детьми Люсия Вежмелка считает, что профессиональные семьи должны существовать в каждой стране. Это их основная форма занятости. По каждому ребенку им предоставляют индивидуальные планы воспитания. Платят зарплату. Некоторые из этих родителей берутся за опеку над трудными детьми. Кто-то воспитывает детей с проблемным здоровьем. «Временные» семьи берут на себя большую ответственность за деток. Как подчеркивает Вежмелка, у Казахстана огромный потенциал в данном направлении. В менталитете народа закрепилось правило не сдавать детей в детские дома.
« Готовый кейс есть, теперь остается дело за малым, высокая вовлеченность госорганов и их гармоничное межведомственное взаимодействие в партнерстве с общественниками», — сказала Люсия Вежмелка.
В нашей стране зарегистрировано 124 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей. Согласно статистическим данным 2021 года, в этих домах проживает 4 тысячи человек.
В Министерстве образования и науки отмечают, что общий контингент воспитанников детских домов сокращается каждый год. С 2017 по 2020 годы воспитанников стало на 41 % меньше. Количество детдомов сократилось на 31 %.
Общественный деятель Мурат Кабылбаев не считает ситуацию с закрытием детских домов радужной. Как отмечает Кабылбаев, люди в Казахстане рано радуются реформации этих учреждений. У нас не выработалась альтернативная форма устройства деток. Был принят закон о приемной семье. Существуют такие формы устройства ребенка, как патронат, усыновление и приемная семья. Все они дублируют опеку. Разница между ними только в заработной плате опекунов. Важно подходить к вопросу закрытия детских домов серьезно. Иначе их придется снова открывать через 10 лет.
Общественный деятель считает сомнительной идею внедрения «фостерных семей», которая практикуется на западе. Раньше в детских домах детей воспитывали до 18 лет. Потом их выпускали во взрослую жизнь. Это было большой ошибкой. Подростки, как правило, не могли справиться с трудностями взрослой жизни. Шли по наклонной.
У них не было поддержки. Плюс, психическая травматизация нередко приводила их к алкоголизму или наркомании. Общественный деятель предлагает готовить профессиональных родителей для детских домов. А в детских домах практиковать семейный тип отношений. Учреждения, в которых находится более 200 брошенных детей, никак не могут этим детям помочь.
В семейном детском доме с ребенком будут работать представители органов опеки, психологи, социальные работники. К каждому ребенку будет выработан индивидуальный подход. Итоговая цель такой работы возвращение и адаптация ребенка в родной семье. Если биологические родители не готовы его принять назад, необходимо искать усыновителей или патронат.
Дома семейного типа, в которых работают профессионалы, вытеснили бы интернаты. В них бы просто не было потребности.
«А большие детские дома, в которых содержатся от 70 до 200 детей, они вообще не должны существовать. В 21 веке- это ненормальное явление. Представьте, дети попадают туда в разном возрасте. У них разный опыт жизни в биологических семьях. Среди них есть дети наркоманов, алкоголиков, бродяг и т.д. У всех детей разный темперамент и туда же попадают дети из благополучных семей, у которых погибли родители, и их всех смешивают в одном учреждении и как там не будет насилия и прессинга?» — задается вопросом эксперт.
По словам эксперта, такая обстановка травмирует ребенка. Воспитатели домов не всегда могут уследить за происходящим. У самого Мурата Кабылбаева 12 приемных детей. Опекун отмечает, что с детьми-сиротами сложно работать. Надо к этому процессу подготовиться основательно. Ребенка из детского дома нужно выправить, менять его внутренний мир полностью. Продемонстрировать на собственном примере, что бывает другая жизнь.
В детских домах у воспитанников нет возможности развиваться.
Готовы ли воспитанники детских домов к новому учебному году?
Не секрет, что дети из малообеспеченных, многодетных и детских домов перед учебой оказываются без канцелярских товаров и школьной формы. В Казахстане запущен портал социальных услуг «Всеобуч».
Аким Нур-Султана Алтай Кульгинов сообщил на своей страничке в Instagram, что больше 16700 детей должны получить материальную помощь в этом году. Помощь охватит и детские дома.
Из государственного бюджета было выделено 670 миллионов тенге в рамках Всеобуча. Дети могут приобрести школьную форму, обувь, канцелярские товары. В 2020 году социальная помощь была оказана 13245 детям, в 2021 — 14 620 учащимся. Каждый ребенок получит по 40 тысяч тенге. Если в одной семье четверо детей-школьников, они получат 160 тысяч тенге. Руководство детских домов может подать заявку на приобретение необходимых товаров к новому учебному году. «Всеобуч» готов поддержать детей-сирот.
Айнур Абаева.
[:]