[:ru]
(о лидерской лекции профессора В.Ф. Зайберта
в КазНУ им. аль-Фараби)
10 сентября 2019 г. в конференц-зале факультета истории, археологии и этнологии КазНУ состоялась лидерская лекция доктора исторических наук, профессора, известного археолога Виктора Федоровича Зайберта «Ботай – начало степной цивилизации». Признаюсь, поскольку у меня есть определенные предубеждения к археологии, к «золотоискателям», то я вначале ожидала услышать очередное скучное перечисление артефактов вперемежку с дежурными назиданиями молодежи.
Однако на этот раз я была приятно удивлена и благодарна за весьма и весьма содержательную, яркую, настоящую лидерскую лекцию – хорошо продуманную, наполненную притом патриотизмом, гуманизмом. Читал ее известный казахстанский археолог В.Ф. Зайберт, открывший Ботайскую культуру. Лекция оказалась очень полезной для первокурсников, всех студентов и магистрантов факультета.
Виктор Федорович с большим уважением определил место КазНУ им. аль-Фараби как «интеллектуального центра Казахстана», поздравив первокурсников с поступлением в этот ведущий и старейший вуз страны. Молодых слушателей тронули его слова о том, что надо больше читать серьезные книги, наращивать знания с первого года обучения, а не довольствоваться формальным подходом к обучению. При этом ученый упомянул свое детство и школьные годы, когда он, простой парень из села Северного Казахстана, любил читать книги и заниматься спортом.
Сразу обратил внимание лектор на актуальность темы Ботайской культуры в свете статьи Первого Президента Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой Степи»; вспомнил свою первую встречу с Елбасы в 1997 г.: тогда В. Зайберт работал в университете в Петропавловске, и Президент РК посетил презентацию первых материалов по Ботайской культуре.
Все мы так или иначе осведомлены о знаменитой Ботайской археологической культуре Казахстана, датируемой эпохой энеолита, где были найдены уникальные следы доместикации лошади; сотни тысяч костей, свидетельствующие об огромной роли этого животного в степной Евразии. Но из данной лекции слушатели почерпнули свежие факты, новые обобщения, гипотезы.
Говорилось о «новом прочтении ботайской архитектуры», реконструкции жилищ наших древних предшественников, о прототипах юрты кочевника, которые использовались, когда весной ¾ населения ботайцев уходила на джайляу, в степи, практикуя , таким образом, яйлажный тип скотоводства. Обитатели Ботайского поселения в большом количестве разводили лошадей и любили конину, изготавливали кумыс (показаны на слайдах кумысная, и загон для дойных кобыл).
Были представлены и обоснованы интригующие факты о религиозных верованиях и культах этих насельников, в частности, продемонстрирован череп человека, он родился гермафродитом и был обожествлен как святой или шаман. «Ботайцы» поклонялись Солнцу, проводили соответствующие ритуалы. Им были известны 16 видов домашних промыслов. Жизнь их была полна опасностей и трудностей: они воевали с внешним врагом 15 лет, также живя в землянках, страдали от туберкулеза и др. болезней.
В следующем, 2020 году археологи будут отмечать 40-летие Ботайской культуры, включенной ныне в список 100 общенациональных сакральных объектов Казахстана. В настоящий момент создан музей-заповедник «Ботай». Сделано уже немало в деле скрупулезного исследования материалов, масштаб исследований вышел на полноценный международный уровень. Проведены комплексный анализ и восстановление облика этой древнейшей культуры при участии специалистов самых разных направлений.
Сейчас есть все основания говорить об уникальности Ботайской культуры, которая как зеркало отражает истоки всех фундаментальных признаков скотоводческой культуры и степной цивилизации тюрков. И это означает, отметил профессор, что с учетом данных Ботайской культуры можно говорить, что 6 тыс. лет назад начался отсчет истории предков казахского народа. О своем детище проф. В.Ф. Зайберт рассказывает с большой любовью, энтузиазмом, профессионально; демонстрирует интересные слайды, схемы и диаграммы, фото Ботайского поселения, сделанные из космоса и др.
Оказалось, что знаменитый археолог всегда учит участников раскопок и в целом молодых археологов девизу «не спеши!», призыву не увлекаться количеством, не болеть болезнью «золотой лихорадки». При проведении раскопок, по его мнению, требуется толерантность, тактичность, чувство уважения к земле, ушедшим поколениям и верность науке прежде всего.
Слушая ученого, студенты поняли, что за настоящими открытиями археологов стоит тяжелейший труд, физический и интеллектуальный. «Только за один сезон на месте раскопок члены экспедиции вывозят 120 «камазов» земли; в целом на месте Ботайского поселения обнаружено 300 тыс. ценных находок (орудия труда, наконечники стрел, остатки жилищ, керамика и др.), около 20 тонн костей лошадей. Притом, уточняет проф. В. Зайберт, в памятный для него первый день археологических раскопок на этом месте в 1980 г. сразу нашли 60 тыс. находок.
Весьма любопытным оказался палеоантропологический аспект наследия Ботайской культуры. Изучены всего 10 останков людей, и они показывают, что среди насельников северного Казахстана в эпоху энеолита преобладал европеоидный средиземноморский тип, но в то же время найдены черепа, принадлежащие людям монголоидной расы, и даже экваториальной, т.е. негро-австралоидной расы (один череп). И это подтверждает известный тезис о том, что степи Евразии и территория древнего Казахстана всегда были зоной культурных контактов, миграций, смешения и метисации рас, взаимодействия различных цивилизационных моделей.
Н.Д. Нуртазина,
профессор КазНУ им.аль-Фараби
[:]