АЛТЫНОРДА
Новости мира

Филфак МГУ заявил о сознательном и целенаправленном разрушении гуманитарного образования в России

Ученый совет филологического факультета МГУ выступил с заявлением сознательном и целенаправленном разрушении гуманитарного образования в России, передает Kazakhstan Today.

По мнению преподавателей и профессоров, гуманитарное образование в стране находится в критическом состоянии. Документ называется «О реформе образования, ее итогах и перспективах». По мнению авторов заявления, скверное положение дел — во многом результат политики Министерства образования. «Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции», — пишут филологи. Полностью письмо можно прочитать на сайте факультета, сообщает NEWSru.com.

Под заявлением стоит 34 подписи профессоров, докторов и кандидатов филологических наук, заслуженных преподавателей, среди них — подпись декана факультета Марины Ремневой и ее заместителей. В заявлении анализируется ситуация, сложившаяся в школах и вузах.

Авторы заявления констатируют: катастрофа в гуманитарном сегменте произошла, «русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса». Причиной этого филологи называют не некомпетентность власти, а их сознательную и целенаправленную деятельность. В частности, упоминается Программа развития образования до 2020 года, недавно утвержденная правительством.

Такая политика обусловлена, по мнению филологов, рядом причин. «Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин; назовем некоторые, наиболее очевидные. Стремление власти окончательно уничтожить «советскую» составляющую «постсоветского» образования, в случае с русской классической литературой — резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориентирована на обслуживание этой элиты. Понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования, стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования».

Результаты, которых Министерство образования добилось проводимыми реформами, по мнению филологов: падение уровня преподавания литературы, деградация учительского корпуса, рост коррупции, раскол образовательного пространства. Ситуация усугубляется закрытием школ в провинции, сокращением бюджетных мест на филологических факультетах, а также слиянием и закрытием вузов. Министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию гуманитарного образования в вузах, считают авторы заявления. Также в заявлении говорится о способах дискредитации гуманитарных вузов включением их в список «неэффективных», что наносит огромный урон репутации.

Снижающийся уровень гуманитарного образования в школах ведет к тому, что вузы вынуждены «подтягивать» знания студентов, вводить дополнительные курсы по «Русскому языку и культуре речи», как это делается в МГУ. Студенты неспособны внятно формулировать мысли, а, следовательно, и самостоятельно мыслить.

Профессора и преподаватели философского факультета заявляют о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют, о необходимости предания гласности данных, который позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования, необходимости начала дискуссии о путях выхода из создавшегося положения.

В частности, по поводу введения единого тестирования, в заявлении указывается, что «в результате введения ЕГЭ, с отменой сочинения произошли иные, качественные изменения в характере преподавания: учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования — создание потребителя, «управляемой массы». Созданы условия для деградации учительского корпуса, обреченного на «подготовку к ЕГЭ» и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками. Резко вырос уровень коррупции».