АЛТЫНОРДА
Мультимедиа

Французский след Туркестанского легиона

Снимки с советскими военнопленными часто мелькали в немецких газетах 1941–1943 годов

Снимки с советскими военнопленными часто мелькали в немецких газетах 1941–1943 годов. История Туркестанского легиона до сих пор полна загадок. Разгадать которые пытаются не только казахстанские, но и зарубежные ученые. Недавно, например, удалось отыскать следы легионеров во французском движении Сопротивления.

Недавно польский историк Адам Качиньский в своей статье о Туркестанском легионе, опубликованной в газете Polska Zbrojna, писал о коллаборационистах – так называли изменников родины, сотрудничавших с фашистами на оккупированных гитлеровской Германией и ее союзниками территориях.

Однако данное определение может быть применительно к тем, кто добровольно сотрудничал с гитлеровцами. А как же должны были поступать те, кто не по своей воле оказался во вражеском стане?

Основная масса красноармейцев попала в плен в первые четыре месяца войны (3,6 миллиона человек, всего за весь период войны – 5 миллионов 734 тысячи). Они были очень плохо вооружены, многие не имели ни винтовок, ни даже саперных лопат, а попав в плен, сразу стали отказниками: Сталин не подписал Конвенцию о правах военнопленных, многократные обращения руководства Международного Красного Креста и предложения организовать советским представителям встречу с военнопленными отвергались вождем.

В это месиво живых и мертвых, окровавленных и лежавших в беспамятстве людей, отвергнутых своими и унижаемых врагами, осмелился пойти и встать на защиту их прав Мустафа Чокай.

Из воспоминаний Марии Чокай:

“В ноябре Мустафа с оказией передал письмо. Он написал о душераздирающих мучениях военнопленных. Эти несчастные подвергались оскорблениям, за малейшую провинность их расстреливали. Мустафа писал, как ему больно и как он умолял немцев пощадить их. Ему удалось спасти 35 мусульман, приговоренных к расстрелу только за то, что они, как и евреи, прошли обряд обрезания. В лагерях началось людоедство… В лютый мороз они рыли руками ямы, спасаясь от дождя и снега. “Лучше умереть, чем видеть такое”, – писал Мустафа.

Спустя несколько недель получила открытки, пересланные мужем из лагерей в Сувалках и Ченстохове через знакомого в Полтаве. “…Мне кажется, что мои обращения к руководству [лагерей] возымели действие. Работы много. Я один не успеваю. Нужен помощник. Надо успеть до того, как закроют лагеря на карантин”. Но он не успел…

После смерти Мустафы Чокая Мария Яковлевна, обливаясь слезами, снова и снова читала обрывки бумаг с обращениями пленных, которые она нашла в личных вещах мужа.

Агай, помогите молодым. Мы все из Кызыл-Орды. Сеит Есмурзаев.

Мы трое ровесники, 22–23 года. Грамотные и образованные, могли бы работать. Возьмите нас к себе. Бекбауов из Жаркента и Жанибеков Амирбек из Шымкентской области, Алжабаров Батталхан.

Род. в 1916, кузнец, в армии с 1939. Караев Сарсенбай, Касымов Кажгали. Капитан Сибгатуллин.

Читал о вас в книге “История гражданской войны”. Я близкий родственник Сулеймена Ескараева, Темирбека Жургенова. Родом из Кармакчи, долгое время жил и учился в Кызыл-Орде. Прошу о личной встрече. Абсадыков.

Пленен 20 октября. Спасите нас. Мы умираем от истощения. Передайте нам табак. Его можно менять на еду. Сулейманов Ибад.

Род в 1915. Бурят. Окончил 3 курса планово-эконом. ин-та. В армии с 1938. Лейтенант, командир роты Пленен 28 июня. Лич. рег. № 18458.Богданов Владимир.

Род.в Фергане. Дехканин. Работал в Марголане. Мадумаров Улкамбай. Узбек.

Род. в 1915 в Алма-Ате. Колхозник. В армии с 1939. Пленен 22 июля. Монахин Сергей Григорьевич.

Род в 1913 в г. Ош. 268 стрелковый полк. Пленен 22 июня. Учитель. Окончил педвуз в Одессе. Михайлов Лев Николаевич.

Род. в 1915. Пленен 15 декабря. Сапожник. Неграмотный. Кузнецов Павел Тихонович.

“Поправить здоровье и физические силы пленных…”

Польский историк подтверждает слова Мустафы Чокая: “Одной из главных задач лагеря в Легионово, – приводит Адам Качиньский слова немецкого офицера, – было поправить здоровье и физические силы бывших пленных”, для чего были выделены дополнительные продовольственные пайки. Автор приводит также фрагмент речи немецкого поручика, произнесенной перед группой заключенных: “Раньше вы были пленными, вы голодали, болели и испытывали мучения. Теперь для вас будут созданы новые условия. Вы будете приравнены к немецким военным, и будете туркестанскими солдатами. Дисциплина здесь военная, а не как в вашем предыдущем лагере. Вы обязаны ее соблюдать. А кто не будет соблюдать строгих требований, вернется в лагерь для военнопленных”.

Части Туркестанского легиона были дислоцированы немцами во многих европейских странах. После смерти Мустафы Чокая (27.12.1941) военнопленные стали искать способы перехода к партизанским движениям на территории Югославии, Италии, Франции.

Предлагаемый ниже документ воспроизводит события почти семидесятилетней давности.

Что легионеры делали в рядах французского Сопротивления?

Август 1941 г. Фото из немецкой газеты “Антикоммунист” под статьей “Уничтожение миллионной армии”
Август 1941 г. Фото из немецкой газеты “Антикоммунист” под статьей “Уничтожение миллионной армии”
Август 1941 г. Фото из немецкой газеты “Антикоммунист” под статьей “Уничтожение миллионной армии”

В докладной за подписью полковника Сопротивления Фернана о переходе к ним в июле 1944 г. группы из 47 человек, дезертировавших из немецкого гарнизона: узбеков – 27, казахов – 17, туркмен – 6, киргизов – 1, таджиков – 1. Данный факт свидетельствует о том, что немецкие войска, сформированные из бывших советских военнопленных, разнородны в своем составе. Наряду с ними есть грузины, азербайджанцы, чеченцы и другие. Социальный состав бывших военнопленных, перешедших на нашу сторону, таков: колхозников – 29, служащих – 10, студентов – 6, рабочих совхозов – 2.

Фернан продолжает: “Учитывая различный культурно-политический уровень этих людей, работа в немецких подразделениях должна быть дифференцирована. Мне кажется, что самое сложное – это разложение войсковых частей, где есть узбеки и киргизы, так как представители этих наций открыто боролись против советской власти, сформировав так называемые “басмаческие банды”. В период с 1930 по 1932 они вели борьбу в конспиративной форме, организуя саботажи на территории своей страны. Та же организация, которая управляла ими, была инициатором внедрения советских военнопленных в состав немецкой армии. Эта организация, именующая себя освободительницей Туркестана, созвала в июне 1944-го в Вене съезд, на котором было 300 делегатов. Задача – ведение агитационной работы в среде немецких воинских формирований из числа туркестанцев по продолжению войны. Однако усталость от тягот войны и чувство недовольства быстро распространяются в гарнизонах, находящихся в городах Альби, Родез и других населенных пунктах Франции. В нашей работе с немецкими воинскими подразделениями мы делаем ставку прежде всего на самых грамотных представителей таких наций, как азербайджанцы, казахи и туркмены, которые больше всего выражают недовольство. С ними мы должны работать особо, не забывая при этом о других”.

“Монголы” в городе

В качестве примера Фернан предлагает: “Несмотря на то, что мы имеем дело с самыми отсталыми элементами, опыт, приобретенный в боях под Кармо, показывает, что мы в состоянии разложить немецкую армию и при интенсивной работе мы сможем сделать из них активных бойцов против оккупантов. Например, несмотря на усталость, 5 групп по 3 человека в каждой были направлены мной в Кармо. Они были одеты в гражданскую одежду. В каждой тройке было по одному дезертиру, а при нем были письма и тексты обращения к солдатам. Задание состояло в следующем:

1) вступить в контакт с оставшимися солдатами гарнизона и разведать обстановку;

2) пресечь маневры немцев, пытающихся запугать туркестанцев, что любой дезертир будет расстрелян на месте и что отношение макизаров (французские партизаны. – Б.С.) к ним будет таким же.

В ходе операции туркестанцы, дезертировавшие из немецкой армии, были узнаны местными жителями и немцами. Немцы от страха попрятались, боясь предпринять какие-либо контрмеры к дезертирам. Среди жителей Кармо быстро распространился слух о том, что “монголы” в городе и разгуливают в гражданской одежде. Одним словом, немцы запаниковали, а у местных жителей эта акция вызвала любопытство и веру в наши силы.

Данная операция, носившая характер скорее политический, чем военный, полностью удалась”.

Туркестанцы на политработе

“На следующий день, 17 июля, мы отправили еще 5 групп по 3 человека в пять разных точек города Кармо, – продолжает Фернан. – Задание новой операции заключалось в налаживании связей со всеми сторожевыми постами, расположенными вокруг города. В четырех точках операция провалилась, так как на каждом посту к туркестанским солдатам был приставлен немец. И всё же находившиеся там туркестанцы узнали своих товарищей. На пятой точке туркестанцы были одни, и наши люди сумели поговорить с ними и передать тексты обращения.

18 июля солдаты, дезертировавшие из немецких частей, приняли участие в боевых операциях. Они были в составе 10 групп по 4 человека в каждой. Им было выдано оружие, и они действовали под прикрытием 10–12 вооруженных французских партизан. В 9 точках из 10 они сумели приблизиться к сторожевым постам и обратиться к своим товарищам, предлагая им перейти на сторону макизаров. Однако они не сумели увести их с собой, так как немцы, следившие за ними, открыли стрельбу, и наши люди были вынуждены вступить в бой. Они дрались по-геройски. 11 из них смогли покинуть Кармо только к 7 часам вечера. Остальные четверо вернулись лишь к вечеру 19 июля. Наши туркестанцы живы и здоровы, что свидетельствует о том, что их земляки, находившиеся в составе немецкой армии, не стали стрелять в своих. В результате немцы были вынуждены обезоружить своих туркестанцев и отправить их в Альби (город, где находился один из концлагерей. – Б.С.). Эти сведения получены нами от шести товарищей, перешедших к нам через два дня после указанной операции. Тот факт, что не состоялось массового перехода туркестанцев во время последней операции, объясняется их недостаточной подготовленностью, а немцы накануне получили подкрепление, которое было внедрено в их среду.

Выводы:

1. Многие туркестанцы могут быть использованы в политической работе по разложению немецкой армии. Мы уже имеем опыт обращения к солдатам оккупационных войск на трех языках.

2. Мы можем использовать их в боевых операциях, так как они имеют опыт ведения боев.

3. Некоторых можно использовать в качестве военных инструкторов и военных советников.

Предложения:

На мой взгляд, необходимо создать небольшие группы из представителей вышеназванных национальностей. Необходимо снабдить их материалами и направить в места дислокаций оккупационных войск, поручив вести агитационную работу по массовому дезертированию из немецких войск. Для этого мне нужны: 20 комплектов одежды (белье, обувь и прочее); 5–6 велосипедов и 1 автомобиль; деньги; 15 автоматических пистолетов; 1 пишущая машинка и бумага.

Если эти просьбы будут удовлетворены, мы сможем рассчитывать на успех. Мы уже располагаем контактами в немецких войсках, находящихся в городах Кармо, Альби и Кастр.

Член Комитета советских патриотов южной зоны полковник ФЕРНАН”.

Так можно ли этих людей назвать коллаборационистами?

Материал подготовила Бахыт САДЫКОВА

Источник: http://www.caravan.kz/article/46653