История борьбы власти с национализмом это последняя страница борьбы империи с национал — уклонизмом. Эти последние несколько лет до получения независимости были особенно примечательными и непродуктивными для власти, но удивительно креативными для неформальных умников. До сих официальные властные персоны не вполне осмеливаются фундаментально опубликовать основные тезисы. Спасибо, что смогли хотя бы озвучить тезисы конца 1989-хгг. Это тезисы о голодоморе и геноциде казахов в 1929-1934 гг., о необходимости цельной государственной политики деколонизации. Борьба тогдашней госвласти с национализмом была неэффективной и только подзадоривала неформальных интеллектуалов. Но эта борьба перетекла в борьбу с теми же акторами уже в независимом Казахстане. Это была борьба с неким экстремом. Власть независмого Казахстана не сажала последних в тюрьмы, но сдерживала неодобрением и публично начала флирт идеей неоевразийства. Новая послеколбиновская элита была не только русскозычной, но русофилской. Эта элита была выпестована Кремлем. Кремль создал и рекрутировал политические элиты во всей Средней Азиии, но казахская элита оказалась другой. Казахская элита оказалась способной разрушить старые производственные отношения- командно-административную экономику и построить новое рыночное общество и новые институты. Эта работа удалась, и в 2002 году госдепартамент США признал этот процесс состоявшимся. На постсоветском пространстве это удалось только Прибалтике и России.
Итак, успешное экономическое строительство сопровождалось торможением процесса деколонизации и в, частности борьбой с «Қазақ тілі қоғамы» на местах. Властями предполагалась только экономическая и социальная модернизация, задачи политической и национальной модернизации были отодвинуты на потом. Первые две модернизации дали приватизацию крупной и средней собственности –заводы и фабрики, нефтяной сектор и прочее перешло в частные руки –номенклатурному бизнесу и инвесторам. Постколониальная номенклатура работала под контролем Кремля. Высшим пиком этого процесса был Евразийский проект. Евразийский проект оказался чрезвычайно жизнеспособным –за короткое время создали институты- Таможенный Союз, Единое экономическое пространство и Евразийский союз, последнее предполагало доминирование интересов Москвы. Далее предполагалось создать Общий Парламент и Общую валюту и Единые органы управления. За нарушения правил Таможенного Союза предполагались посадки и они реализовывались. Но тут начались накладки-возмутилось США, (Предупреждение Х.Клинтон о нежелательности Таможенного Союза), возмутились и казахские интеллектуалы. Одновременно возникли локальные кризисы, социальные возмущение отдельных групп населения привели к самому неприятному-началось отчуждение национальной элиты от власти. Это грозило десакрализацей власти. Подобные умонастроения были правильно восприняты частью частью казахоориентированной элиты. Недовольство правительственным курсом стало вызывать тревогу. Удельный вес проказахской части номенклатуры составил примерно от 1/3 до 2/3. Вместе с тем русскоязычная часть номенклатуры стала вырождаться, приватизация в Казахстане сказочно обогатила их и они стали вести себя не совсем адекватно. Стала разворачиваться эпизодическая борьба-проба сил потенциальных оппонентов.
Показательным стал судебный процесс вокруг одной темиртауской школы, которую ,несмотря на окрик из Ак Орды ,все же судебным решением передали казахской школе. Однако фигуранты противостояния политически обозначили себя — тогдашний Премьер и местная власть.
Далее появилось много поводов подобных столкновений более откровенного порядка. Российские интересы стали сперва подспудно а затем в открытую игнорироваться. Так произошло с конфликтом по поводу Байконура. Хотя интересы России не особенно пострадали, но они были поставлены под сомнение. Символической точкой отсчета игнорирования интересов Кремля стала установка памятного камня в память о голодоморе 1930-х. Тема государственного суверенитета Ак Орды перед Кремлем стала всплывать все чаще и чаще. Мог ли Казахстан потерять независимость? Да, но только теоретически.
Россия сейчас слаба. Россия сейчас десятое или даже одиннадцатое государство по объему ВВП. США, Европейский Союз, Япония и Китай смотрят на Россию с молчаливым неодобрением. Милитаристская Росссия часто выступает против интересов НАТО. Обновленный Союз несомненно выступит против США и его союзников. Но сил у России бороться с таким монстром явно не хватает. Сегодня ситуация совершенно иная, абсолютно не сравнимая с той, что складывалась до первой мировой войны. Объединенная Европа и США не позволят России сколотить альянс против НАТО.
Да и казахи помнят о собственном национальном интересе. Казахстан, в отличии от других стран Средней Азии, достаточно благополучен. Казахи на стадии пассионарного подъема-растут численно, растет экономический потенциал, налицо социальное и межэтническое умиротворение. Вхождение в состав России может привести к джихаду, национально-освободительному движению, которое будет трудно остановить.
Я писал о нациях- «спящих», «уставших» и пассионарных. Спящими нациями являлись нации в СССР, представлявшие союзные республики. В Индии ряд крупные наций являются «спящими». Они проснутся и разбудят друг друга. И будет у них как в СССР накануне 1990-х. «Уставшими» нациями можно назвать украинцев в России и возможно коренное население Беларуссии. Они предпочитают отказаться от своей этничности в пользу русской. Пассионарные нации бывают разные-казахи оказались в категории доверчивых и политически наивных. Они передоверились своей элите, каковыми были русофилы во власти. Прозрение наступило.
Что успели казахи за 22 года суверенитета.
1)Успешно провели праволиберальную экономическую и социальную реформы;
2)Провели социальную модернизацию. Образовался класс крупных и средних собственников в городском и сельском населении;
3)Демографическая модернизация. Казахи уже стали составлять две трети в удельном весе всего населения,57%казахов живут в городах. Даже на севере казахи составляют относительное большинство или близко к этому;
4)Межэтническое умиротворение при достаточной административной устойчивости. Крикливое пророссийское меньшинство ,которое прежде пугало, теперь смешит или тешит;
5)Казахи построили национальное государство и не допустили сепарации регионов. Правда, пожертвовали национальной модернизацией. Надеемся нагнать упущенное: время и темп.
Что не успели казахи за 22 года суверенитета.
1)Национальная модернизация не осуществлена.Можно сказать о завершенности некоторых вопросов деколонизации. Предстоит решать вопросы нациостроительства:
а)Не ликвидирована возможность создания субэтнической группы-шалаказах(русскоязычных) и шокынган казах(крещенный казах);
б)Не реализована в полном масштабе интеграция в казахский этнос адаптированных тюркоязычных этносов-приезжих киргизов, каракалпаков и части уйгуров и узбеков;
2)Мы не создали проказахскую неказахскую элиту из числа казахоговорящих неказахов;
3)Не создали казахскую Книгу книг «Нұрсұлтанның нұрлы жолы», кодекс казахских правил геополитического выживания казахов в 21 веке, концепцию вызовов и угроз национальному существованию, сохранения и преумножения духовных ценностей казахского нации;
4)Государственный язык не стал государственным де-факто. Необходимо замещать английским русский язык, создать условия по переходу Казахстана из русскоговорящей страны в англоговорящую страну при развитии государственного языка, не менять алфавит;
5)Нужна новая историография и новые западнические концепции общественных наук;
6) Необходимо всячески поддерживать традиционный ислам, создать самодостаточные институты финансового укрепления и развития института ислама. Воссоздать казахскую мечеть как основу традиционного ислама. Создать интеллектуально богословскую базу традиционного ислама на основе казахских мечетей, медресе и академий. Производить отбор лучших богословов и ученых для повышения уровня контингента профессоров из топ 200 высших исламских учебных заведений мира. Сохранять казахский язык как основного языка обучения и проповедей.
Ресурсные кризисы и как и как их преодолеть их.
1)Технологический кризис. Технология индустриального общества это ловушка, которая загонит нас в технологический провинцианализм. Нужна программа и дорожная карта пост-индустриального развития Казахстана;
2)Минерально-сырьевой, водный и экологический кризисы. Месторождения меди, урана, нефти иссякают в локальных проявлениях. Ряд минерально-сырьевых ресурсов перестают быть востребованными на мировом рынке. Так случилось с ураном, так случится с другими углеводородами, сланцевая революция снизит цену на углеводороды. Зато усиливается недостаток водных ресурсов;
3)Политический кризис. Чтобы не допустить эскалации политической реформы нужно провести реформу местного самоуправления и судопроизводства в сторону независимости судов от властной вертикали. Периодически сажать коррупционеров, в первую очередь высокопоставленных;
4)Наблюдается обезлюдение целых регионов. Обратите внимание на ВКО и на некоторые северные области, нужно заселять их оралманами и компактно проживающими в этих краях этническими меньшинствами. Необходимо создать фонд внутриказахстанских переселений из трудоизбыточных в трудонедостаточные города. В городах строить, для имеющих работу, арендное и ипотечное жилье с уплатой в рассрочку;
5)Видимо придется оставить некоторые монофункциональные города, придется переселить часть активного населения в перспективные города, открывать учебные комбинаты для молодежи;
6)Социальный кризис опасен по причине существования многочисленного самозанятого населения, которое является опасной пороховницей. Эту категорию нужно переселять в крупные города и при получении работы, давать жилье в рассрочку, пусть не самое новое. Уровень урбанизированности необходимо довести до 70-80%. В аулах и малых городах должно жить не более 20% населения.
Три политические альтернативы
1)Авторитаризм с «казахской душой».Полумилитаристское государство с сильным государственным патронажем в социальной сфере;
2)Авторитаризм с клерикальной начинкой и традиционалистским лицом;
3)Авторитаризм с милитарно-гебистской начинкой .
Суммарно это будет коррупционно- патронажный авторитаризм. Вероятны смешанные варианты начинок.
Трехэтапная революция. Абстрактная версия.
1)События после дня «Х». Отрицание существующего истеблишмента, на этапе после революции в «лайковых перчатках». Похоже на милитаристски – гебистский переворот или номенклатурно-олигархический заговор;
2)События после первого этапа. Заговорщики используют локальное недовольство и делают из него общенациональный кризис. Работают проказахские политтехнологи и национально ориентированные идеологические вожди, которые формально духовные отцы нации.
3)События после второго этапа. Заговорщики используют локальное социальное недовольство и некорректные действия полиции и делают из него общенациональный кризис. Полиция деморализована и не может навести относительный порядок. Активными акторами являются исламизированные низы. Некоторое классовое недовольство эксплуатируется как сознательные действия антинародного режима. Активно действуют агенты внешних сил.
Тринити сила
1)Объединение верхушечной части военных внутренних войск и десантных групп, а также гебистов. Основные акторы – офицеры западники, патриотически настроенные или олигархически ориентированные офицеры(спонсоры: один или два крупных олигарха);
2) Основные акторы- действующие лица: клерикально настроенные группы- молодые муллы, недовольные некорректными действиями властей;
3) Высшая политическая и финансовая элита и номенклатура , почувствовавшая угрозу в действиях власти собственным интересам.
Ресурсы влияния. Если хочешь сохранить или приобрести власть, то учти это.
1)Соблюдай интересы буржуазного класса и особенно олигархов;
2)Интеллектуалов и интеллигенции высшего звена. (Редакторы ТВ, сайтов, известные блоггеры;}
3)Городской средний класс потенциально опасен, но и труслив. Он боится массовых погромов и массовых репрессий власти.
Гадания А.Гали привели к весьма банальным выводам. Ничего нового. Да, политически процесс банален.