АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Гайнижамал ШЕКЕЙ. ИСТОРИЯ КАЗАХИИ НАПИСАНА НА ПРОСТОРАХ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ КОПЫТАМИ ТУЛПАРОВ НАШИХ ПРЕДКОВ-НОМАДОВ

slide2По крайней мере три тысячелетия в глубь колодца исторически обозримого времени копыта тулпаров наших предков-номадов сотрясали просторы Великой Степи. Так была написана история номадической цивилизации огромного пространства на евразийском континенте. А многотысячелетняя история тюркской ойкумены Центральной Азии, получившая в наследие от предков-номадов созданную ими великую конно-кочевую цивилизацию, заняла свое место системного элемента мирового исторического процесса. Тюрки развили цивилизационное наследие древних насельников региона на базе этнокультурной и языковой преемственности на территории  Турана (центрального урало-казахстанского региона внутриконтинентальных степей).

Степная цивилизация и Великая Степь. По заведенному Создателем вечному и строгому порядку шло Время, исторические  эпохи и столетия сменяли друг друга. На пространстве Великой Степи над головами евразийских номадов с восходом Солнца сияли живительные, светозарно-желтые лучи, а после захода испепеляющего дневного светила вечное синее Небо – жилище номадического бога Тенгри – посылало ночную прохладу. С востока на запад, с севера на юг, по периметру и диагонали огромной территории Центральной Азии развивалась степная цивилизация, ставшая великим евразийским мостом между Западом и Востоком.

Ареал расселения номадов Великой Степи  изначально занимал срединное положение между Европой и Азией. И ныне территория Казахстана граничит на западе с Европой,  на востоке – с континентальной Азией. Благодаря Великому Шелковому Пути в западной части Великой Степи (современный Казахстан) развивалась полуоседло-кочевая цивилизация, в которой  подвергались взаимному влиянию тюркская, иранская, китайская,  монгольская и славянская культуры.

Великая Степь (
slide2Uly Dala, Great Steppe)  тянется посреди Евразийского континента. С севера ограничена сибирской тайгой, с юга – горными системами. Алтай, Тарбагатай и Западный Тянь-Шань  делят это огромное пространство на две части. Восточная часть Великой степи (территория между  Сибирью, Тибетом и Китаем – Монголия и Восточный Туркестан)  называется Внутренней Азией. Западная часть Великой  Степи включает  территорию  современного Казахстана и степи Причерноморья.

Термин  «кочевники» происходит от тюркского слова  «коч», «көш», то есть «переселяться». «аул на пути откочевки». В казахском языке это слово поныне в составе активного лексического фонда языка. Так же и существительное «көшпелілер» (кочевники) и глагол «көшу» (переселяться, менять место проживания ). Госпрограмма по миграции называется «Нұрлы көш». Отметим, что это слово уже давно заимствовано нашим северным соседом и входит в активный словарный запас русского языка.

Что касается крупных миграций целых народов и набегов на оседлые территории (впрочем, набеги носили взаимный характер), то причины этого явления надо искать не в склонности кочевников «к  перемене мест» или агрессии. Это было вызвано продуманной экономической политикой, востребованной экстенсивной формой кочевого скотоводства.

В 21 веке потомки древних насельников-номадов  уже не ориентируются по звездам: ни скотоводы, ни земледельцы, ни караваншики на торговых путях –мы только лишь любуемся Сүмбіле (Сириус), Үркер (Плеяды), Мизам (Весы),  Қамбар (Лев)¸Темірқазық (Полярная звезда),  Шолпан (Венера) и  всей звездной картой ночного неба. А нашим предкам важно было знать, что «пока не взойдут Плеяды, не взойдет просо», чабан-овцевод искал на небе свою «путеводную звезду Венеру», перегон стада на осенние джайляу планировался заранее¸ потому что степняки знали,  «когда появится созвездие Весов – по утрам  утром станет холоднее, Сириус взойдет – дни  станут холодными».  Ведь у детей Великой Степи  была  неразрывеная связь с матерью-природой, а космология и экология носили прикладной характер.

Новое, третье тысячелетие нашей эры стирает номадизм из памяти потомков. Как будто не было этого исторически длинного, тягучего Пути, пройденного великой степной цивилизацией. Но времен связующая нить осталась: современная Казахия занимает сегодня 9-е место по территории в мире, внутри прежнего ареала своих великих предков номадов-евразийцев. И по-прежнему «небеса над нами – свидетели перемен, степное солнце освещает наши благие дела, а небо и солнце – цвета нашего флага».

Научное высокомерие и исторические истины.  При всем при этом  наряду с тем, что цивилизационные пласты Востока и Запада глубоко изучены, не все знают о весьма плодотворной для общечеловеческой цивилизации и общеисторического процесса роли евразийской номадической цивилизации на просторах обширного ареала Великой Степи.  Или не хотят знать и признавать  очевидное. Ведь развитие гуманитарных наук началось на Западе, из-за чего проявляется вполне объяснимое ревностное отношение, высокомерие западного научного мира и явное игнорирование этого вопроса. Как отмечает казахстанский ученый-историк Ж.О.АРТЫКБАЕВ, большинство историков и культурологов при рассмотрении всемирной истории каким-то непостижимым образом не замечают Великую Степь и многотысячелетнюю историю цивилизации евразийских номадов.

Как бы то ни  было, научное высокомерие Нового Времени, когда европоцентризм в гуманитарных научных дисциплинах по сей день остается нормой, поражает своей твердолобостью. Хотя безапелляционная привязка степной цивилизации к иранским истокам и ираноязычной языковой базе сегодня уже аргументированно отвергается многими учеными, в том числе и  западными. Они доказали, что «многотысячелетнее самостоятельное внутреннее  развитие», «корневая» устойчивость тюркских языков служит «глубоким историческим символом многотысячелетнего этнокультурного населения Турана». Кроме того, уже накопленный  научный материал убедительно доказывает этнокультурную преемственность населения Центрально-Азиатской степи, начиная от ранних эпох до средневековых кочевников-тюрков. Уже нет сомнений (ранее имевших место в исторической науке) в том, что современные тюрки происходят от  своих прямых предков – «древних тюрков».

В свое время достаточно авторитетно прозвучал призыв Л.Н.ГУМИЛЕВА «Пора прекратить рассматривать древние народы Сибири и Центральной Азии только как соседей Китая и Ирана. Надо, наконец,  сделать практический вывод из того бесспорного положения, что их история и культура развивались самостоятельно».

imagesА вот с каким пафосом в первой половине 18 века писал известный французский писатель, правовед и философ Шарль МОНТЕСКЬЕ (годы жизни 1689-1755) о кочевниках Великой Степи: «Ни один народ в мире не превзошел татар (тюрок) своей славой или величием своих завоеваний. Этот народ поистине владыка вселенной. Все остальные будто созданы для того, чтобы ему служить. Он также основатель и разрушитель  империй, во все времена он проявлял на земле свое могущество, во все века был бичом других народов. Они дважды завоевали Китай и до сих пор он от них в зависимости. Они господствуют над обширными владениями, составляющими империю Могола. Они  владыки Персии и восседают на престоле Кира и Гистаспа. Они покорили Московию. Под именем тюрок они совершили необъятные завоевания в Европе, Азии и Африке, и они господствуют над этими тремя частями света.

А если углубиться в более отдаленные времена, то мы увидим, что от них же произошли некоторые из народов, уничтоживших Римскую империю. Что значат завоевания Александра в сравнении с завоеваниями Чингисхана? Этому победоносному народу недостает только историков для прославления его чудесных деяний. Сколько бессмертных подвигов погребено во мраке забвения! Сколько они  основали империй, которых происхождения мы даже не знаем!  Этот воинственный народ, занятый только своей настоящей славой, уверенный в вечных победах, не заботился  о том, чтобы закрепить в будущем память о своих прошлых завоеваниях».

Действительно, сравнивая полководческие таланты, казахский писатель-этнограф А.СЕЙДИМБЕКОВ указывает, что Александр МАКЕДОНСКИЙ выступил в поход на Восток с 30-тысячным пешим войском и 5-тысячной конницей. В то время как древний полководец-тюрок КУЛЬТЕГИН в походе на Запад возглавил хорошо вооруженную 600-тысячную армию воинов-всадников.

 

А ведь как только не упражнялись в своем высокомерии некоторые  исследователи даже с мировыми именами в исторической науке и в тюркологии в частности.  Мол,  Великая степь – это всего лишь  «проходной двор».Сегодня есть мнение, что кочевники –это «реликтовые этносы»,«редкие и исчезающие виды» в эпоху глобализма «на особо охраняемых территориях».  О «внеисторичности кочевников», то есть о том, что у кочевников нет истории, рассуждал авторитетный в научном мире английский ученый-историк А.ТОЙНБИ. Этот миф развенчал Л.Н.ГУМИЛЕВ. В то же время, основываясь на археологических данных, Тойнби приходит к выводу, что номадический ответ евразийцев на вызовы двух периодов (две глобальные засухи планетарного масштаба) существенного изменения климата на Земле был цивилизационным рывком.

О вкладе евразийскизх номадов в мировую цивилизацию. В предисловии к своей         книге «Древние тюрки» Л.ГУМИЛЕВ пишет, что «степная культура имела древние традиции и глубокие корни, но известна в меньшей степени, чем культура оседлых народов. Причина, конечно, не в том, что тюрки и другие кочевые племена были менее одарены, чем их соседи. А в том, что остатки их материальной культуры – войлок, кожа, дерево и меха – сохраняются хуже, чем камень. Однако среди западноевропейских ученых возникло ошибочное мнение, что кочевники были «трутнями человечества» Виолле де ДЮК)». И это при том, что номадическая цивилизация дала человечеству очень многое.

В том числе: приручение лошади, всадничество, военное снаряжение для конницы, Евразия – родина легкой боевой колесницы и повозок, отсюда они попали в Переднюю Азию, образцы повозок сохранились на скалах (петроглифы). Без всадничества и кочевничества в сакскую и тюркскую эпохи не могла бы развиться столь успешно степная цimages (1)ивилизация в Евразии, не произошло бы освоения огромных пространств континента. Освоение культуры скотоводства, особенно отгонного, инновации в материальной культуре¸ седло, удила, луки, героический эпос, легкое  переносное жилище, обычаи гостеприимства, звериный стиль в искусстве, консервирование молочных продуктов, способы обработки мясной продукции для ее хранения.

Древние насельники степей освоили и широко использовали металл, развивали  бронзолитейное и железоделательное производство. На Южном Урале, в Центральном Казахстане, на Алтае находились ведущие центры древней металлургии, они и сейчас здесь есть. Добывались медные руды и олово, выплавлялась бронза (сплав меди и олова). Были освоены шерстяное прядение и ткачество, производство керамики. Кочевники первыми  придумали и надели штаны, очень удобные для всадника; слово «парик» (отсюда: «парикмахерская») происходит от тюрк. слова «бөрік», было освоено шитье кожаных и меховых изделий одежды и проч. Обо всем этом говорят памятники древних эпох: раскопки  андроновсксой археологической культуры, Ботайской (с захоронением 70 тыс.лошадей), Бегазы-Дандыбаевской с величественными мавзолеями, отличающимися архитектурной завершенностью, строительное искусство в низовьях Сыр- Дарьи и Приаралья.В прототюркский период были протогорода, о чем говорит открытие «страны городов» на Южном Урале и сопредельных с Казахстаном регионах, датируемое Ш и П тыс. до н.э. Образцы монументальной архитектуры – города Аркаим, Кент и другие памятники. Памятники-захоронения в Евразии, такие как  Пазырык, Чиликты, Майэмир, Бесшатыр, Берел, Иссык, Тогыскен,  Аралтобе и др. дали «золотого воина», образцы анималистического искусства, звериного стиля в золотых и серебряных украшениях, бронзовых изделиях, посуды и др. утвари.


Древний трансконтинентальный маршрут Великий Шелковый Путь проходил через Центральную скачанные файлы (1)Азию на Средний и Ближний Восток, Средиземноморье и в Европу. В наше время Китай, Казахстан и Россия начали Возрождение Великого Шелкового Пути. Уже заканчивается строительство международной, трансконтинентальной автотрассы «Западная Европа – Западный Китай».  Сегодня Казахстан с соседними  странами  региона строит железнодорожные пути,  формирует логистику на Каспии,  в Китае в морском порту нам восточном побережье, в Грузии на Черном море, прокладывает сеть внутренних автодорог по «лучевой» схеме от столицы к областным центрам и к внешним границам необъятной территории Казахии.

Те, кто называет казахов «конеедами», должны знать, что современная медицина признает отменный вкус и пользу  конины для здоровья человека, поскольку лошадь – это бегающее животное, очень чистоплотное в отношении к воде и пище. Поэтому в конине мало токсинов, это легкоусвояемое мясо, кроме того кумыс из кобыльего молока имеет ценные лечебные свойства. Сегодня цивилизацию номадов называют «спящей», «кажушейся застывшей». Но в Новом Времени случилось известное событие исторического масштаба: в постколумбовый период Европа (на крови автохтонного населения, истребив 5 млн. индейцев – древних насельников американского континента) вырвалась в авангард общемирового развития, позиционируя себя как единственного носителя «цивилизованности». Надо отметить, что угасание  номадизма в целом было предопределено исчерпанием его изначального цивилизационного потенциала. А на территории Великой Степи после открытия торговых морских и океанских путей  Великий Шелковый Путь утратил свою экономическую актуальность, что привело к угасанию пассионарности на огромной территории центральноазиатского степного региона, переходу к  гомеостазу.

В то же время, как считает географ и этнограф, директор Музея кочевой культуры в Москве  К.КУКСИН, «кочевник – очень крепкий «резерв» человечества. Если мир постигнет катастрофа, то выживут, скорее всего, кочевники. У кочевых народов  похожая ментальность, похожее сознание. Они мыслят широко, у них есть понятие Пути, бескрайности мира, цикличности Времени (к примеру, у казахов есть мирововоззренческое понятие временного отрезка – мушел). Для сведения: по научной классификации к историческим кочевым народам относятся саки, гунны, авары, казахи, кыргызы, джунгары, калмыки, печенеги, половцы, сарматы, хазары, хунну, тюрки, цыгане. Сегодня к кочевым народам относятся австралийские аборигены, бедуины, масаи, пигмеи, туареги, монголы, казахи Китая и Монголии, тибетцы, цыгане, оленеводы таежной и тундровой зон.

Как считают ученые-номадологи, кочевники-евразийцы выработали у себя  особенности этнопсихологического характера, которые можно считать признаками их особой ментальности. Наши древние предки (саки, гунны, тюрки) имели физическую и нравственную выносливость, ценили свободолюбие, храбрость и воинскую доблесть, вели мобильный (салт  атты) образ жизни, отвергали консерватизм. Знали и придерживались норм и табу в  социально-этичесой сфере общественной жизни, соблюдали  законы генеалогии,  экологии и космологии. К примеру, у казахов до сих пор принято знать  свое генеалогическое древо (жетi ата – предков до  седьмого колена, для сохранения физического и психического здоровья поколений, недопущения  кровосмешения и генетических сбоев).

Или, как писал в своих трудах известный ученый-тюрколог  В.РАДЛОВ, среди тюркских народов именно казахи и кыргызы отличаются особыми талантами  к ораторству и импровизаторству. Да, казахи сегодня, как  их предки, умеют ценить слово, воспринимая его как сгусток информации, особенно в сакральной области. И ведь до сих пор, в наш век ускоренной глобализации и бездуховной масс-культуры,  на состязания-айтысы стекаются толпы  вполне компетентных зрителей – простых казахов, большинство из которых аульчане. Как говорится,  яблоку негде упасть. А призы победителям  акынам-импровизаторам по своей ценности не уступают или даже превосходят призы на байге (конных состязаниях).

И вот что в подтверждение вышесказанного пишет современник нашего великого соотечественника Н.ЯДРИНЦЕВ в своей статье «Чокан Валиханов и культурные взаимосвязи народов»: «Вообще говоря, киргизская (казахская) раса отличается наблюдательным умом и необыкновенной энергией мускульной силы. Один чиновник, долго служивший в степи и ездивший в отпуск в Россию, рассказывал нам, что сравнивая русских бывших крепостных мужиков с киргизами (казахами , он находит, что у последних свобода обхождения, сообразительность, остроумие, юмор – все несравненно больше развито, чем у нашего забитого крестьянина». И далее: «Киргизский (казахский) народ глубоко поэтический. Они считают себя музыкальным народом и говорят, что  там, где богиня песни носилась когда-то над землею и пролетела ниже, народ музыкальнее».  Автор с восхищением пишет о состязаниях- айтысах: «Когда во время восстания Кенесары степь разделилась на две партии,  одна – за независимость, другая – за слияние, то певцы выходили на ратоборство и в импровизированных песнях, один отвечая другому, вели гражданские дебаты. Таким образом, политической ареной служила поэзия и киргизские (казахские) музы стояли с мечами в руках друг против друга».

Казахстан –Ұлы Дала Елі. В последние полтысячи лет на территории нынешнего Казахстана историческая эстафета от древних тюрков перешла в руки современных тюрков – потомков древних  насельников Великой Степи  – казахов. «Казахское ханство является законным наследником саков, гуннов, уйсуней, а также Великого Тюркского каганата, Дешт-и- Кипчака и Золотой Орды», — отметил в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном 550-летию Казахского ханства Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

В 1465 году было основано  Казахское ханство, 550-летний юбилей которого широко отмечается в наши дни.  За это время многострадальный казахский народ, несмотря на имевшие место трагические превратности судьбы  и суровые ветры истории (время Великого бедствия и народной скорби «Ақтабан шұбырынды», колонизация, голодомор, политические репрессии, демографический спад, угроза потери языка, угроза экологической катастрофы вследствие ядерных испытаний в течение 40 лет),  получив исторический шанс, возродил свою государственность.

Сегодня над казахскими степными просторами гордо развевается Флаг Независимости, «мы строим новый Казахстан с невероятно новыми  возможностями и  перспективами, которых никогда не было у наших предков» (Н.Назарбаев). За короткий исторический срок  после обретения Независимости Казахия укрепила свою новейшую государственность, ибо «нет суверенитета – нет и страны» («егемен болмай ел болмас»).  Мы поставили перед собой и своей страной – Ұлы Дала Елі (Страной преображенной  Великой Степи) амбициозную цель – в течение ближайших полтора-два десятка лет войти в 30-ку развитых стран мира.

Есть все основания полагать, что уже поколение ровесников Независимости станет свидетелем воплощения в жизнь Стратегии «Казахстан-2030», в которой заявлено: «К 2030 году Казахстан станет Центральноазиатским Барсом, и будет служить примером для других развивающихся стран», «Казахстанский Барс будет обладать западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, и восточной мудростью и выносливостью».