По выражению Наполеона, «большая политика – это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».
Это определение раскрывает суть внешней политики любого государства во все времена. И именно здравый смысл с самого начала присутствует в казахстанской внешнеполитической стратегии в эпоху Независимости.
НА ПЕРЕПУТЬЕ ТРЕХ ДОРОГ – РОССИЯ, КИТАЙ, ЗАПАД…
После того, как случился «парад суверенитетов», перед Казахстаном встала неотложная задача – разработка концепции внешней политики.
Как отметил в своей книге «На пороге 21 века» первый Президент Казахстана Н.НАЗАРБАЕВ, «если бы мы не начали в срочном порядке формировать собственную внешнюю политику, нашим интересам был бы нанесен колоссальный ущерб».
Дело в том, что сразу после провозглашения Независимости перед страной встал вопрос дипломатического признания нового государства мировым сообществом.
А на момент обретения суверенитета было два фактора, привлекавшие интерес мирового сообщества к нашей республике – наличие ядерного оружия на территории Казахстана и крупных запасов углеводородов.
Эти факторы стояли во главе угла выбора пути. А на геополитическом перепутье у такой богатой недрами и де-факто ядерной республики как Казахия сходились интересы всех мировых держав – России, Китая и тандема ЕС — США.
Ведь Казахстан находится между российским «медведем» и китайским «драконом». К тому же такие «зубры» как мировые гегемоны Евросоюз и США никому не позволят игнорировать их интересы.
Вот и выбирай, чтобы никого не задеть, не обидеть, не восстановить против себя в такой непростой геополитической ситуации.
«Известно, что даже сам М.ГОРБАЧЕВ крайне скептически относился к перспективам РК, как самостоятельного государства. Он считал, что республика, где титульная нация в находится в меньшинстве, не способна обеспечить нормальные условия для внутренней стабильности и обречена на вмешательство заинтересованных держав». (К.Токаев, кн. «Преодоление», Алматы, 2003).
Поэтому в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» Н.НАЗАРБАЕВ так обозначил формат внешнеполитической концепции нашей республики:
— «Специфика геополитического положения и этнодемографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующими в обеспечении безопасности не военные, а политические средства, с опорой прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию».
— «Система безопасности Казахстана должна выступать составной частью региональной и планетарной системы безопасности».
«Казахстан станет зоной, свободной от ядерного оружия, в результате договорного процесса. С учетом интересов своей безопасности наше конечное желание – получить гарантии неприкосновенности и территориальной целостности без ядерного потенциала».
Разумеется, что кроме «многовекторности внешней политики» у Казахии другого выбора просто не было.
При этом также разумным был выбор внешнеполитических приоритетов.
Сначала были выстроены стабильные и предсказуемые взаимоотношения с государствами-соседями – бывшей метрополией Россией и азиатским гегемоном Китаем.
Как отмечает К.ТОКАЕВ в своих дипломатических очерках, «…внешнеполитические приоритеты Казахстана особенно наглядно проявились на исходе 2002 года.
В этот период Президент РК совершил визиты в Москву и Пекин, а затем председательствовал на заседании глав государств в Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» в Астане.
Таким образом была наглядно продемонстрирована схема внешнеполитических приоритетов нашего государства: укрепление сотрудничества со странами, находящимися по периметру границы».
При этом с 1992 по 2002 годы кроме нескольких официальных визитов в Россию и КНР, состоялись официальные визиты казахстанского Президента: три – в США, два – в ФРГ, во Францию, Израиль, Польшу, Японию, Турцию, в соседние республики региона ЦА, в Лиссабон и Будапешт (на саммиты ОБСЕ), в Стамбул (на саммит тюркоязычных стран), участие в саммите организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» в Астане.
Как видим, география визитов и участия в международных саммитах наглядно показывает активную многовекторную деятельность Казахстана во внешней политике.
«В ЕВРОПУ ПРОРУБИТЬ ОКНО…»
У такого государства как Казахстан «отсутствие прямого выхода к открытому морю, удаленность от коммуникативных средств затрудняют участие республики в международных экономических связях.
Поэтому исключительное значение имеет поддержание взаимовыгодных дружественных отношений на принципах взаимного доверия с сопредельными государствами, прежде всего с Россией и Китаем, являющимися для нас воротами к мировым коммуникациям.
Вместе с тем мы, естественно, выступаем за развитие широких связей со всеми другими странами на основе международной справедливости и партнерства». (Н.Назарбаев «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства»).
Как известно, Государственная программа технологического характера «ПУТЬ В ЕВРОПУ» была принята 29 августа 2008 года. И ее принятие вполне адекватно, обоснованно, так как имеет под собой конкретную историческую основу.
Дело в том, что Казахстан получил председательство в ОБСЕ в 2010 году и должен был работать в «тройке» ОБСЕ как будущий глава ОБСЕ, как председатель и год после председательства.
Заметим, что именно Казахия первой на постсоветском пространстве – в СНГ после распада Советского Союза смогла получить право возглавить столь авторитетную международную организацию.
Поэтому был просто необходим программный документ деятельности Казахстана на столь ответственном посту как председательство в ОБСЕ .
Здесь следует отметить, что сам факт председательства Казахстана в ОБСЕ является по сути уникальным явлением.
И с точки зрения географического фактора, т.к. европейская территория Казахии составляет около 10 процентов.
И с точки зрения ситуации в региональной и глобальной системах международной безопасности.
А эта уникальность показывает, что Казахстан состоялся как самостоятельное государство и имеет вполне заслуженный авторитет в мировом сообществе.
Кстати, по казахской традиции при рождении детей и наречении новорожденного именем принято фиксировать происходящее в этот день какое-либо событие неординарного порядка
К примеру, Наурыз, Айтжан, Шекей, Жанбырбай, Каржаубай – те, кто родились во время праздника Наурыз, во время праздника Айт, в день, когда в ауле угощали соседей остатками зимнего согума – «шеке бергенде», или в тот день шел сильный дождь или буран и т.п.)
Поэтому такое неординарное событие 2010 года, как председательство Казахии в ОБСЕ, тоже не осталось без внимания и было зафиксировано в анналах народного шежире (летопись).
В Астане родившемуся в тот год мальчику родители дали имя Саммит. А девочку нарекли Саммитгуль.
Но вернемся к большой политике. Несмотря на адекватность принятия госпрограммы «ПУТЬ В ЕВРОПУ», тем не менее на первых порах этот шаг вызвал легкий шок в СНГ, особенно в бывшей метрополии России.
Прежде всего поразила уверенность молодого независимого государства в своих силах, решившегося на такой, по меркам все еще не изжившего себя в СНГ «совкового мышления», несколько вызывающий, но решительный шаг.
И, надо признать, не каждой постсоветской республике подобный шаг был по силам.
А резвым околокремлевским политтехнологам, подвизающимся в основном на своем «хлебе насущном» – поддержании имперских амбиций бывшей метрополии, даже в голову не пришло, что можно посредством такого тонкого политического хода выйти за рамки сложившихся международных политических стереотипов.
К чести российского руководства и руководства других стран СНГ, надо отметить, что они поддержали Казахстан, что оказало серьезное влияние на принятие ОБСЕ решения о председательстве Казахстана в 2010 году.
Что касается России, то определенные недружественные в политических кругах силы сразу нагнали «виртуальные страхи» насчет подводных камней для других партнеров Казахстана в международной сфере.
На самом деле раздутая политическая шумиха вокруг принятия Казахстаном госпрограммы «ПУТЬ В ЕВРОПУ» не имела под собой никакого сколько-нибудь достаточного конспирологического повода.
Прежде чем так «взволноваться», российским политиканам надо было сначала вспомнить о том, что значительная часть самой РФ находится в Европе (географически – до Урала на востоке). А это означает, что мимо России Казахстан все равно не пройдет.
К тому же, начиная с эпохи Петра 1, который смог «в Европу прорубить окно», бывшая метрополия постоянно сама стремится в Европу.
Другое дело, что из-за своего имперского высокомерия и мессианских устремлений ей все еще не удается установить взаимообогащающий контакт с западноевропейской цивилизационной системой.
А Казахстан, двигаясь в Европу, тем самым движется туда вместе со всем постсоветским и азиатским пространством, включая саму Россию.
Ведь наша страна имеет тесные связи внутри СНГ, интеграционные связи с РФ, международную политическую интеграцию в Азии (ШОС, СВМДА).
Таким образом, программа «ПУТЬ В ЕВРОПУ» всего лишь обозначает один из векторов казахстанской многовекторной внешней политики, а не смену векторов..
Это не есть желание порвать с евразийством, с которым связь историко-географическая, поэтому неразрывная.
Это и не вестернизация, потому что Казахстан с учетом современных реалий стремится просто восстановить связь «восток-запад», которая еще с древности существовала благодаря Великому Шелковому Пути, пролегавшему и через территорию современной Казахии.
При этом цели вполне прагматичные – с помощью европейского тренда провести ускорение модернизации и демократизации нашей республики, чтобы не отстать от всего мирового сообщества в движении по столбовому пути в эпоху ускоренной глобализации.
Ведь игнорирование такого современного фактора, как ускорение исторического времени означает, что торможение или промедление на этом пути всего на один день может привести к отставанию на десять лет.
И горе тому, кто думает, что в эпоху глобализирующегося мира, геоэкономики и транснациональных экономических связей возможна хоть какая-то изоляция от внешнего мира.
Нельзя, замыкаясь в собственной скорлупе, в рамках СНГ, в рамках одного континента (только Европы, только Азии или только Америки), успешно преодолеть вызовы нового третьего тысячелетия, нового 21 века.
«ПРОЦВЕТАЮЩИЙ КАЗАХСТАН В ПРОЦВЕТАЮЩЕМ МИРЕ»
То, что трехлетие председательства в ОБСЕ закончилось в 2011 году, не означает сворачивания программы «ПУТЬ В ЕВРОПУ», превращение ее в макулатуру, которую можно выбросить как фантик от конфетки в мусорную корзину.
Программа продолжает действовать, как долгосрочный тренд нашей внешней политики, наравне с евразийским и тюркским интеграционными трендами.
Это подтверждают и постоянные контакты с Евросоюзом и его стратегическим союзником США.
Так, в начале июле нынешнего года состоялся государственный визит в Казахстан Премьер-Министра Великобритании Дэвида КЭМЕРОНА в сопровождении большой группы британских бизнесменов.
Затем, в середине июля, состоялась встреча Н.НАЗАРБАЕВА и Д.КЭМЕРОНА в Лондоне, на которой обсуждались вопросы реализации договоренностей, достигнутых в ходе недавнего визита британского премьера в Казахстан.
Великобритания относится к числу государств с устойчивой экономикой, поэтому Казахстану очень важно установить тесное сотрудничество с Лондоном.
Как известно, по итогам встречи в Астане впервые было подписано совместное Заявление о стратегическом партнерстве.
В своем приветственном слове Д.Кэмерон отметил:
«Я рад, что являюсь первым действующим Премьер-Министром Великобритании, который посетил вашу страну. Сегодня мы открываем новую главу в наших отношениях.
Подписанное соглашение о стратегическом партнерстве поставит наши взаимоотношения, основанные на экономических связях, сотрудничестве в области безопасности и обороны, на новый уровень.
Такие компании как «Shell» и «BG Group» играют значимую роль в энергетическом секторе страны.
Мы продолжим развивать и расширять инвестиции в другие сектора экономики – здравоохранение, образование, недвижимость, финансовые услуги.
Мы хотим увеличить товарооборот между нашими странами вдвое».
В ходе переговоров было отмечено, что Великобритания является одним из крупнейших партнеров Казахстана. В республике работает около 600 компаний с участием британского капитала в различных отраслях.
На сегодняшний день общая сумма инвестиций британских компаний в Казахстан составила около 12 миллиардов долларов.
Между двумя странами существуют перспективы сотрудничества в области транспорта, а также космических проектов.
Так, в ходе переговоров был подписан контракт между НК «Қазақстан Ғарыш сапары» и британской компанией «SSTL» по созданию нового спутника и передачи технологий нашей стране.
В РК действует Британский Совет, координирующий двусторонние связи.
Кроме того, Великобритания включила Казахстан в список 14 приоритетных стран по активизации взаимной торговли. Товарооборот в прошлом году составил 2,3 млрд. долларов, который предполагается удвоить.
В ходе нынешних переговоров были подписаны соглашения на более чем весомую сумму – 1 млрд. 100 млн. долларов.
И что очень важно, также была достигнута договоренность по либерализации визового режима между нашими странами.
Более тысячи казахстанских студентов обучаются в вузах Великобритании в рамках образовательной программы «Болашак».
Кроме того, британские вузы принимают активное участие в развитии нового Международного университета в Астане.
Также они осуществляют подготовку технических кадров на базе Казахстанско-Британского Технического университета в Алматы.
Визит Д.Кэмерона начался с Атырауской области, где Президент РК и Премьер-Министр приняли участие в церемонии открытия завода по комплексной подготовке нефти и газа «Болашак».
«Мы готовы и далее укреплять этот диалог с Великобританией по формуле «сырье в обмен на инвестиции и передовые технологии», — заявил Н.НАЗАРБАЕВ.
В свою очередь Д.КЭМЕРОН отметил, что наши страны могут и дальше активно развивать торгово-экономические контакты.
«Отказ от ядерного оружия, улучшение благосостояния казахстанцев, диверсификация экономики – все это реальные достижения Казахстана.
И мы хотим быть партнером, не только взаимодействуя в нефтегазовой отрасли, но и развивая сотрудничество в образовании, культуре и других направлениях, которые имеют стратегическое значение для Казахстана, — подчеркнул он.
И, как написала влиятельная британская газета «THE GUARDIAN», глава британского правительства с легким раздражением прокомментировал свой визит в свете акцента журналистов на нарушения в области демократии и прав человека в республике:
– «Давайте проясним ситуацию, — сказал Д. Кэмерон. – Почему я здесь в воскресенье? Я вам скажу почему. Мы участвует в глобальной гонке за рабочие места и инвестиции, а это одна из наиболее быстро развивающихся стран мира».
НА ПУТИ К «ДЖЕФФЕРСОНОВСКОЙ ДЕМОКРАТИИ»
Если говорить о развитии демократии в Казахстане, то надо отметить, что с обретением суверенитета республика встала на путь движения к построению демократического общества.
Об этом заявлено в Конституции РК (ст.1, п.1): «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством», высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы
После принятия госпрограммы «Путь в Европу» была составлена Дорожная карта, и оба документа подтверждают движение Казахстана в сторону демократии.
Другое дело, что, как, как говорится, «Москва не сразу строилась». Или, как гласит китайская пословица, «за одну ночь лед толщиной в три сантиметра нарасти не может».
Поэтому процесс установления полноценной демократии требует достаточно длительного времени.
В Казахстане он проходит через стадию «авторитарной демократии», как это было в Турции, Малайзии, Сингапуре.
Ведь, особенно после резкой смены тоталитарного режима, как это произошло при распаде СССР, «шоковая терапия» в политике могла сыграть роковую роль.
И тогда, в сложнейших условиях первоначального этапа формирования новейшей государственности, резкие политические реформы (так называемый «разгул демократии») вкупе с еще не укрепившимися новыми экономическими отношениями могли привести к нарушению стабильности в транзитном обществе.
Поэтому здесь важно двигаться, как говорят на Западе, «step by step», то есть шаг за шагом, постепенно.
Да и история самих западных стран говорит о долгой дороге к храму демократии.
Сегодня Европа признана во всем мире как передовой цивилизационный бренд. Это своего рода «Мекка демократии», где определены все мировые стандарты – от экономических, политических до гуманитарно-правовых.
Поэтому некоторые английские газеты упрекали своего Премьер-Министра в том, что во время недавнего визита в Казахстан для него «в поисках контрактов с Казахстаном торговля оказалась важнее прав человека»,
Хотя Д. КЭМЕРОН во время визита в РК все же поднял вопрос о нарушениях в области соблюдения принципов демократии.
В ответ на это казахский министр иностранных дел Ерлан ИДРИСОВ «частично «согласился с критикой западных демократий по поводу ситуации в этой сфере», написала The Guardian .
При этом глава казахстанского внешнеполитического ведомства расставил акценты, заявив, что:
«Мы слышим критику в свой адрес, и нельзя сказать, что мы этой критикой недовольны.
Мы терпеливо объясняем нашим партнерам, что на сегодняшний день мы – не джефферсоновская демократия.
Но джефферсоновская демократия является нашей целью».
Так что Казахия уверенно следует и по пути в Европу», и по пути тюркской и евразийской интеграции, и по пути добрососедства в Центральноазиатском
и в целом Азиатском регионах.
Главное – вся казахская многовекторная внешняя политика подчинена стратегическим национальным интересам «казахстанского барса».
Гайнижамал ШЕКЕЙ