Во все времена без дорог как без воды – и «ни туды, и ни сюды». Для Казахстана «дорожный вопрос» не просто злободневный, а самый что ни на есть насущный. Ведь наша страна занимает 9-е место в мире по территории. А при небольшой плотности населения автомобильное сообщение является самым необходимым средством транспортной связи центра и всех регионов страны. К тому же в век скоростей без сети хороших автомобильных дорог трудно представить развитие внутреннего сектора экономики.
Строительство обновленной траспортной инфраструктуры является решением важной социально-экономической проблемы, поэтому находится в центре внимания руководства страны . Это решение было озвучено в качестве первого из семи пунктов Новой Экономической Политики – «Нұрлы жол», которую в ноябре 2014 года обнародовал Елбасы в своем Послании на 2015 год народу Казахстана: «Первое. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Оно будет осуществляться в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов. При этом инфраструктурный каркас свяжет с Астаной и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными путями и авиамагистралями по лучевому принципу».
Как особо подчеркнул Нурсултан НАЗАРБАЕВ, «Дороги – это линия жизни Казахстана. В наших необъятных просторах вокруг дорог всегда возникала и развивалась жизнь. Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиамагистрали. Новые магистрали, которые построят казахстанцы, обновят нашу экономику и общество. Они накрепко свяжут все уголки нашей страны с центром. Ускорятся и увеличатся грузопотоки, возрастут объемы транзита через страну. Наши граждане будут ездить по современным и качественным автомагистралям, смогут безопасно и быстро добираться в любой регион».
Дав правительству чуть больше полгода для разработки проектно-сметной документации, Глава государства объявил о старте строительства автомобильных дорог в рамках программы «Нүрлы жол» уже 2 июля 2015 года – в ходе Общенационального телемоста. На Министерство по инвестициям и развитию возложена реализация строительства и реконструкции трех ключевых автодорожных направлений: автомагистраль длиной в 1276 км Центр-Юг (Астана –Караганда – Балхаш – Курты –Капшагай –Алматы ), автомагистраль длиной 1016 км Центр-Восток (Астана – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск), автомагистраль Центр-Запад (Астана – Атырау – Актобе ). Для их строительства из Нацфонда выделяются средства на общую сумму 296,7 млрд.тенге, на реконструкцию других дорог республиканского значения – 6,3 млрд.тенге.
По сообщению Министерства по инвестициям и развитию РК (МИР РК), в этом году за счет строительства казахстанских автодорог будет обеспечена занятость 100 тысяч человек. В целом же программа Новая экономическая политика «Нұрлы жол» создаст до полумиллиона рабочих мест по всей стране. Строительство сети автодорог от столицы к регионам и четырех внутренних транспортно-логистических центров (хабов) будет осуществляться по «принципу лучей». Выполнение этой задачи позволит добиться сбалансированного развития всех регионов страны, снизит диспропорции, как в экономической, так и в социально-демографической ситуации. До 2019 года на треть сократится время в пути между крупными городами и обеспечен выход в соседние страны.
Надо отметить, что на местах тоже не дремлют. Так, к примеру, активное автодорожное строительство ведется в Мангистауской области. Как сообщил в СМИ аким области Алик АЙДАРБАЕВ, за счет средств республиканского бюджета в привлечением займа Азиатского Банка Развития реализуется проект реконструкции автодороги Актау – Бейнеу –Атырау. Готовы 200 км, еще два участка длиной 100 км планируется завершить к концу года. Кроме того, начались работы по реконструкции автомобильной дороги Шетпе –Жетыбай – Актау. На строительство, капитальный, средний и текущий ремонты и содержание автодорог местного значения из средств республиканского и местного бюджета выделено 7,7 млрд.тенге. Строится автодорога Сынгырлау – Сам – Ногайлы – Турыш и 12 автопавильонов (остановок) на трассе Актау – Каламкас. Кроме того ведутся ремонтные работы на нескольких участках автодорог местного значения. А на строительство автодороги до курортной зоны «Кендерли» выделено 50 млн.тенге из местного бюджета. Идет поиск инвесторов, которые готовы вложить инвестиции в развитие курортной зоны, — сообщает Today.kz.
В нынешнем веке дороги обязательно должны быть хорошие, современные, с развитой инфраструктурной сетью. А не как пелось в одной из песен советских времен и то, что мы имеем в наличии даже сегодня: «Эх, дороги – пыль да туман, холода, тревоги, да степной бурьян…». На новых дорогах необъятного Казахстана, вместо пыли будет хорошее покрытие, вместо тревог – безопасность, в кафе и мотелях путников будут ожидать еда, тепло и условия для отдыха. Средства для грандиозного строительства есть, работы уже начались и идут полным ходом, а на горизонте на радость всем казахстанцам и особенно жителям регионов уже видно благополучное завершение многолетней «дорожной эпопеи».