Сила любой страны – в единстве ее народа. Эта политическая аксиома, исторически выверенная, подтвержденная фактами из истории человеческой цивилизации. Сегодня она поставлена в центр внутренней и внешней политики Казахстана, что является безошибочным выбором казахстанского народа и руководства страны. И теперь главное – успешно пройти этот путь создания единой нации, достичь заветной цели. Для этого нужны политическая воля, стабильность внутри страны и на международной арене. А это архисложная задача, и ее выполнение связано с осознанием огромной исторической ответственности, которая легла сегодня и в ближайшие два-три десятилетия на казахстанскую нацию.
Понятия «казахстанский народ», «полиэтничность» древней Казахии начали формироваться всего лишь сто лет назад, в начале ХХ века. Вот как этот процесс кратко (хотя цитата довольно длинная, но столь длительный исторический процесс короче пересказать невозможно) в своем выступлении «Мәңгілік Ел: одна страна, одна судьба» на ХХП сессии Ассамблеи народа Казахстана (23.04.2015) охарактеризовал Президент РК Н.А.НАЗАРБАЕВ:
«Такой важный вопрос, как история межэтнических отношений, должен объективно и беспристрастно преподаваться в школах. Наша молодежь должна знать ее как свои пять пальцев. Весь прошлый век на территории Казахстана шел сложный процесс формирования многоэтничного народа. В самом начале прошлого века в ходе крестьянского переселения периода столыпинских реформ в Казахстан прибыло 1 миллион 150 тыс. человек из России, Украины и Беларуси. Через два десятилетия в 30-е годы во время коллективизации из центральных районов бывшего СССР в Казахстан было сослано 250 тысяч раскулаченных крестьян. В это же время на строительство промышленных объектов со всех уголков страны было переселено порядка 1 миллиона 200 тыс. человек.
Затем, при сталинском режиме в разные годы сюда были депортированы целые народы – около 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 550 тысяч представителей народов Северного Кавказа, 18,5 тыс.корейских семей с Дальнего Востока. Их выгружали из вагонов прямо в голой степи. В то время здесь жили только казахи…
Как вы знаете, в годы сталинских репрессий в Казахстане были созданы 11 специальных лагерей: АЛЖИР, КарЛАГ, СтепЛАГ, ДальЛАГ, КамышЛАГ, ПесчанЛАГ, ЖезказганЛАГ, Актюбинский, Петропавловский, Кегирский и Усть-Каменогорский лагеря, в которых содержались сотни тысяч узников. Кроме того во время войны Казахстан принял 360 тысяч человек эвакуированного населения. А в 50-е годы на освоение целины прибылоеще 1,5 миллиона человек. Кроме того различные закрытые военные объекты приняли порядка 150 тысяч специалистов и членов их семей. В целом с начала ХХ века в Казахстан было переселено 5 миллионов 600 тысяч человек. Местное население в то время насчитывало около 6 миллионов. Это к сведению тех, кто не знает истории и считает, что Казахстан извечно был таким многонациональным.
С другой стороны, следствием преступной сталинской коллективизации стала гибель от голода 1,5 миллиона казахов. Еще 1миллион 300 тысяч казахов вынуждены были откочевать за пределы бывшего СССР, спасаясь от репрессий и нужды. Из этого следует, что ни одна страна в мире, ни один народ не испытал такого излома в демографической ситуации и не стоял перед угрозой полного исчезновения, как казахский народ. Но мы выжили. Смогли сплотиться, не ожесточились и не озлобились…Мы выстояли, помогли всем невинным жертвам сталинизма, добились своей независимости мирным путем, объединив вокруг себя все этносы и конфессии».
Лидер нации в своем выступлении на этом заседании Ассамблеи народа Казахстана, которая весной отметила свое 20-летие, подчеркнул: «Как видите, наша многоэтничность была искусственно создана политической системой. Мы все страдали от тоталитарной машины того времени. В Казахстане ежегодно проводится День памяти жертв политических репрессий. Почти вся казахстанская элита была репрессирована, половина расстреляна..».
Как свидетельствует беспристрастная История, Казахия имеет древнюю историю своей государственности. Она началась от Государства гуннов, продолжилась на территории Евразии в Тюркском каганате, затем наступила эпоха Золотой Орды. Осенью нынешнего, 2015 года, Қазақ Еліотмечает 550-летие Казахского ханства, имеющего яркие страницы своей истории на пространстве Великой Степи.
А национальная идея Казахстана – построение Вечного государства «Мәңгілік Ел» – была завещана потомкам нашими великими предками. До наших дней дошла надпись, выбитая в древности на камне, установленном на могиле известного своей мудростью советника великих тюркских государственных деятелей-братьев – кагана Бильге и военачальника Культегина – Тоңықөқа (Тоньюкук) в первой половине VIII века (716-735 гг.). Найден в бассейне р. Селенги в конце XIXвека, а надпись на нем гласит.: «Түрік жұртының мұраты – Мәңгілік Ел» («Цель тюрков –Вечное государство»).Древнее руническое тюркское письмо было расшифровано датским исследователем скандинавских и финских письменных памятников В.Томпсоном и русским тюркологом В.Радловым.
О том, насколько важна роль сплоченности и единства нации, говорит история гибели могущественного Хазарского каганата, просуществовавшего более трех веков – с 651 по 1015 годы нашей эры.
Сделаем исторический экскурс по судьбе Хазарии. Как известно, это было раннее феодальное государство в Восточной Европе. Столица – город Семендер (на территории современного Дагестана), затем Итиль (город в нижнем течении Волги). В Советском Энциклопедическом Словаре написано: «Хазары – тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат. В VIIIвеке Хазария занимала территорию Северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра». Кстати, Каспийское море в древности называлось Хазарское, так обозначено на старых картах.
Большинство населения состояло из тюркских племен, оставшихся после распада Государства гуннов и Тюркского каганата. Как указывается в монографии доктора исторических наук С.А.ПЛЕТНЕВОЙ «Хазары» (1976 г.), «хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли «каган», а государство «каганатом». В книге казахского ученого-этнографа Акселеу СЕЙДИМБЕКА « Қазақ әлемі» («Мир казахов») отмечается, что на первом этапе становления каганата основным верованием было тенгрианство, а в 731 году после арабского завоевания население приняло ислам.
Олнако в VIII в., из-за соседства с Византией и благодаря тесным торговым отношениям между Хазарией и Византией, появилась возможность распространения христианства. Была создана митрополия – открыт христианский религиозный центр и 7 епархий. А в приграничье с Дагестаном усилиями торговцев-евреев распространился иудаизм.
Как пишет известный авторитет в этнографии Л.Н.ГУМИЛЕВ, «…в древности частым явлением были миграции населения. И одна из форм миграции: группа купцов или отряд завоевателей создавали свою колонию на чужой территории. Для хазар колонизаторами стали представители персидской и византийской ветвей еврейского народа.Это стало возможным после бегства евреев из Персии из-за противостояния между двумя лагерями претендентов на власть. Одна часть персидских евреев бежала в Византию, где их без особого энтузиазма приняли греки, которые потом предложили евреям покинуть страну после их предательской политики в борьбе Византии с с арабами.
Вторая часть персидских евреев бежала в сторону современного Азербайджана и поселилась к северу от Дербента, на равнине между Тереком и Сулаком, где они занялись дипломатией, торговлей и образованием. И в начале IX в. еврейское население Хазарии стало интеллектуально и экономически сильным, а затем, после объявления иудаизма государственной религией совершившим с помощью наемников переворот и захватившим власть Обадией, усилилось и политически. Придя к власти, Обадия выгнал из страны хазаров, составлявших военное сословие, часть которых отступила в Венгрию».
Как признают историки, несмотря на многоэтничность, внутреннее единство Хазарии поддерживалось единством государственного тюркского языка и тюркской письменности. Но, по мнению Л.Н.ГУМИЛЕВА, смешения хазар с евреями не произошло, так как родство определялось по отцу у хазар, а у евреев – по матери. Дети учились в разных школах, сложились два стереотипа поведения, население четко делилось на аборигенов и пришлых евреев. Таким образом, падение государства было обусловлено отсутствием религиозного равенства и единых национальных традиций. И, как считает С.А.ПЛЕТНЕВА, «новая государственная религия не объединила народ Хазарии, а, наоборот, открыла путь к противостоянию двух враждебных групп населения».
В книге казахского ученого-фольклориста и тюрколога Рахманкула БЕРДИБАЯ «Түбі бір түрікпіз» («Мы изначально были едиными тюрками») Хазарская трагедия (Хазария қасіреті) случилась из-за-за недальновидности хазарских каганов, которые не вели политику единства языка и защиты традиционной религии, дав при этом «зеленый свет» разного рода религиозным миссионерам. Тем самым народный дух местного тюркского населения, на котором держался каганат, был уничтожен, и была открыта дорога к «безграничному космополитизму».
При этом еврейское правительство Хазарии, свергшее тюркскую военную знать, пользовалось услугами наемников. А так как хазарские правители-евреи были истыми купцами, то они покупали только победы за высокую плату наемникам, которых казнили за поражения. Народ же Хазарии потерял патриотическое сознание и чувство единения, Все это привело к тому, что он оказался низведенным до уровня толпы, которую интересовали только лишь личные интересы и удовлетворение материальных потребностей.
Как описывает события древности Л.Н.ГУМИЛЕВ, Хазария в IX-Xвв. стала экономически богатым государством и политическим гегемоном в Восточной Европе. Но у иудейской Хазарии было много врагов, в том числе и христианская Византия. В 939 году русский князь Игорь потерпел поражение от Хазарии, после чего русское княжество было обложено «хазарской данью», о которой рассказывается в «Повести временных лет». Сам князь Игорь погиб при сборе дани хазарам, а его сын Святослав летом 964 года выступил в поход потив Хазарии. Хазары-аборигены, спасаясь, ушли в дельту Волги и растворились в лабиринте ее протоков. Еврейское население не знало укромных уголков и троп в дельте, и оно было чуждо коренным хазарам-тюркам, которые их недолюбливали и спасать не собирались. Так бесславно пала Хазария, исторические уроки которой имеют важное значение для современных государств.
Что касается новейшей государственности Казахии, то наша страна является светским государством. И, как подчеркнул в своем выступлении на XXIIсессии Ассамблеи народа Казахстана «Мәңгілік Ел: одна страна, одна судьба» Лидер нации Н.А.НАЗАРБАЕВ, «казахстанцев объединяет, во-первых любовь к общему дому. Во-вторых, общественное согласие по отношению к истории нашей древней земли и развитию языков. В-третьих, глубокая вера в настоящее и великое будущее нашего государства и его граждан. Это и есть основа нашей Вечной Родины – «Мәңгілік Ел».
Кроме того Глава государства особо отметил, что общеказахстанское единение означает прежде всего единство коренного казахского народа, потому что большинство населения составляют казахи. Судьба народа и его будущее – в руках казахского народа, поэтому главная ответственность лежит на казахах».
По мнению Президента РК, главная основа единства казахстанцев, создания единой нации – это то, что «наша Конституция гарантирует и защищает равенство прав всех граждан, независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Вместе с тем необходимо укрепление казахстанской идентичности…. Консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік Ел» – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности. Они призваны составить основу Патриотического акта «Мәңгілік Ел», над проектом которого сегодня работает Ассамблея народа Казахстана. И в нем необходимо новаторски определить казахстанский патриотизм».
Отметим, что суть нового казахстанского патриотизма тезисно отражена в 1-м пункте 7-го раздела III-ей главы «Стратегии «Казахстан-2050», озаглавленной «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего общества»: «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде всего, гордость за страну и ее достижения. Но сегодня, на новом этапе состоявшегося государства, такого понимания уже недостаточно. Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос. Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы.
Только такой подход дает нам прагматичный и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания. К 2050 году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем».
И, как подчеркивается в Стратегии «Казахстан-2050», «мы восстановили историческую справедливость по отношению к казахскому народу, нашей культуре и языку. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей стране справедливо признаны мировым эталоном».
Сегодня на повестке дня главный вопрос – создание нации единого будущего под сводом священного казахского шанырака (верхняя сводчатая часть юрты). Он является центральным геральдическим элементом в государственном гербе и одним из символов новейшей государственности древней Казахии.