Современная казахская нация является одной из достойных наследников самобытной номадической цивилизации. А ведь номадам принадлежит историческая роль как архитекторов этнико-политического облика Евразии.
Но лишь с обретением независимости казахи-потомки ее древних насельников (саков, гуннов, тюрков) смогли приступить к познанию истории своей цивилизации с позиции современной историографии и как неотъемлемой части всемирной истории.
«ОБЩЕСТВО, ДОПОДЛИННО ЗНАЮЩЕЕ СВОЕ ПРОШЛОЕ,
СПОСОБНО ЯСНО ПРЕДВИДЕТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ (Н.НАЗАРБАЕВ)
В начале июня нынешнего года, Государственный секретарь РК Марат ТАЖИН провел совещание по вопросам изучения национальной истории.
На нем было заявлено, что Глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ поставил «перед казахстанским научно-историческим сообществом масштабную задачу по возрождению национальной исторической памяти нашего народа, изучению истории Казахстана как части всемирно-исторического процесса», ликвидации до сих пор имеющихся «белых пятен» и «черных дыр».
Кроме того, по словам М. ТАЖИНА, в мировой историографии произошла критическая переоценка методов познания, что осталось на периферии внимания казахстанского научно-исторического сообщества.
Как отметил М.ТАЖИН, «задача современного историка состоит не в том, чтобы втиснуть национальную историю в какие-то жесткие рамки неких универсальных закономерностей. А в том, чтобы понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории».
Перед учеными — историками были поставлены две задачи: «сегодня на этапе состоявшегося государства необходимо создание целостной национальной исторической картины» и «сохранение в глобализирующемся мире исторической памяти, как единственного способа самосохранения вообще».
И вот, 25 сентября, состоялось Ш заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории под председательством Государственного секретаря РК Марата ТАЖИНА..
На заседании были подведены итоги проведенной работы за неполные четыре месяца по реализации поручений июньского совещания.
Так, были заслушаны доклады министра культуры и информации Мухтара КУЛ-МУХАММЕДА, министра образования и науки Аслана САРИНЖИПОВА и других участников заседания о ходе проводимой работы по изучению национальной истории.
Казахстанские историки побывали в научных командировках в десяти зарубежных странах (Великобритания, Германия, Египет, Иран, Индия, Китай, Монголия, Россия, Турция, Узбекистан), в архивах и библиотеках которых провели большую работу по сбору исторических материалов.
Была разработана и осуществляется Программа исторических исследований «Народ в потоке истории».
Обновлены паспорта всех исторических памятников на территории страны. «Казахреставрация» провела полную реставрацию 89 объектов, относящихся к историческим памятникам.
Готовится к переизданию доработанное 8-томное собрание сочинений Шокана ВАЛИХАНОВА, уже готовы дополненные и переработанные 3 тома.
Гостелекомпании «Казахстан» и «Хабар» создают циклы исторических фильмов.
Так, телекомпания «Казахстан» уже закончила работу над тремя большими фильмами «Саки», «Гунны», «Уйсуни», создала 8 фильмов под общим названием «Тайны степи», 12 фильмов под названием «Коридор времени» и цикл фильмов, посвященных 300-летию АБЫЛАЙ хана.
На телеканале Хабар» кроме тематики древней истории, снимаются фильмы также и по событиям новой истории. Уже сняты 4-хсерийные фильмы о героях Второй мировой войны Бауыржане МОМЫШУЛЫ и Касыме КАЙСЕНОВЕ. На конец года запланирован выпуск 12-тисерийного фильма о Куляш БАЙСЕИТОВОЙ.
В более чем 50 казахстанских печатных изданиях открыты тематические рубрики по национальной истории. В таких журналах, как «Жұлдыз», «Жалын», «Абай», «Простор», «Нива» и в детском издании «Балдырған» созданы тематические рубрики по возрастным группам читателей.
В шести регионах страны проведены кустовые совещания историков.
В республиканских печатных и электронных СМИ готовится серия выступлений историков, общественных деятелей по национальной истории Казахстана с привлечением 40 экспертов.
В начале октября в Кокшетау состоится празднование 300-летия АБЫЛАЙ хана, а 25 октября в Таразе – празднование юбилея ТОЛЕ би и открытие ему памятника.
На Ш заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории состоялись презентации международного научно-популярного исторического журнала «Мәңгі ел» и веб-портала «История Казахстана» (e-history.kz).
По словам М.ТАЖИНА, новый «веб-портал станет самым мощным ресурсом распространения знаний о нашей национальной истории».
На сегодняшний день на портале уже размещено более 6 тысяч записей на трех языках.
Также было презентовано создание таких научно-исследовательских структур, как Республиканский научно-исследовательский центр по изучению традиционных цивилизаций Центральной Азии, Международная лаборатория «Геоархеология», Научно-исследовательский центр «Изучение Всемирной истории», Лаборатория по популяционной генетике.
Для освещения вопросов национальной истории Казахии при Министерстве культуры и информации РК создан специальный журналистский пул.
В октябре в Казахстане состоится конгресс историков, посвященный вопросам практической реализации поставленных задач. По мнению госсекретаря, «полагаю, было бы важным пригласить авторитетных зарубежных ученых, которые занимаются исследованием истории нашего региона, Казахстана, в частности. Почему бы также не пригласить крупных тюркологов?»
.
И все же, как отметил М.ТАЖИН, нельзя успокаиваться на достигнутом, «наши первые достижения должны нас подвигнуть на еще большие успехи».
Он поручил МОН ускорить разработку программы «Народ в потоке истории», которая по существу является ориентиром.
Также было подчеркнуто, что «необходимо продолжить работу в зарубежных архивах, расширив область исследования документов».
В качестве ключевой задачи госсекретарь назвал «системную обработку полученных материалов, обобщение и качественный анализ».
На заседании присутствовал вице-министр иностранных дел Равиль ЖОШЫБАЕВ. Было поручено МИДу РК взять на особый контроль продолжение зарубежных поездок казахстанских историков, чтобы не возникало никаких затруднений. «Летом послы были в курсе и оказывали поддержку во всех странах. Надо в таком же ритме продолжать работу», — сказал М.ТАЖИН.
«Теперь задача ученых – провести глубокие, объективные научные исследования, которые бы позволили увидеть, осознать нашу историю как неотъемлемую часть всемирного исторического процесса.
Повторяю, нам не нужна локальная, местечковая история.
Казахская национальная история – это часть всемирной истории, и чем раньше мы покажем это, тем точнее мы аргументируем глубину, широту, масштаб связи нашей национальной истории с глобальной историей, тем более зримой, выпуклой она будет», — подчеркнул госсекретарь.
«ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО СЧИТАЕТ, ЧТО КАЗАХСТАН
НАХОДИЛСЯ ВДАЛИ ОТ СТОЛБОВОЙ ДОРОГИ ИСТОРИИ» (Н.НАЗАРБАЕВ)
Как ни старались в годы царской и советской колонизации историки метрополии «похоронить» историю казахского народа, историческая правда торжествует в новую эру суверенитета.
Как известно, еще с древности кочевья номадов занимали огромную территорию Евразии. И сегодня суверенный Казахстан, представляет собой девятое по территории государство мира.
По мнению Главы государства Н.НАЗАРБАЕВА, «нужно с научных позиций опровергать всякие бредни о том, что кочевники считали своей любую землю, где они прогоняли стада».
В своих выступлениях, Посланиях народу, книгах Первый Президент РК не раз подчеркивал: «убежден, что казахи, с каким бы другим народом их ни сравнивали, достойны государственности. Это доказывает вся их прошлая и настоящая истории, ,а уроки истории призывают нас мыслить в интересах народа».
Вот еще несколько цитат от Лидера нации об истории Казахстана:
— Священная земля казахов – книга славной истории наших предков, написанная копытами их коней.
— Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков.
— Казахи – народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира. Эта истина, подтвержденная памятниками древности, письменами, сохранившимися на серебряной чаше из Иссыкского кургана, руническими надписями эпохи Тюркского каганата из долин Орхона, Енисея и Таласа.
— Вся суть и содержание всей многослойной и насыщенной прошлой истории казахов сводится к одному – борьбе за свободу. Вся многовековая история со времен древних скифов, гуннов, огузов, саков, усуней, канглы, кыпчаков и до вчерашнего трагического Желтоксана – это летопись нашей борьбы за честь и независимость народа и родной земли.
— Это пространство на стыке двух континентов служило не только ареной глобальных завоевательных походов, но и великой артерией, где во взаимном переплетении взаимообогащались расы, этносы, религии, культуры и мировоззрения.
— За несколько тысячелетий до наступления нашей эры и задолго до появления Великого Шелкового пути здесь пролегал прославленный Степной путь, соединявший Древнюю Элладу со странами и народами Дальнего Востока.
— На протяжении двух тысячелетий наши предки играли заметную роль в историческом развитии государств, находившихся в ареале от Дальнего Востока до Западной Европы и от Сибири до Индостана.
— В свое время именно эти прокаленные солнцем и с виду неброские казахские степи задавали жизненный ритм всему Евразийскому континенту. Застывшие у кромки горизонта курганы – безмолвные свидетели масштабных событий всемирно исторического значения.
— Известно и то, что наши предки, отправлявшиеся из этой степи в далекие военные или мирные походы, донесли до многих народов и передали им немало полезных знаний, умений и изобретений, что в дальнейшем подготовило почву и для многих других ярчайших открытий.
И всю эту многовековую, богатейшую, имеющую всемирно историческое значение кочевую цивилизацию и историю казахов как часть этой великой цивилизации еще вчера не хотели признавать с европоцентристских, русско-имперских и советско-имперских позиций.
Дошло даже до того, что коммунисты во главе с КПСС внедряли в школьные учебники идеологическую установку о том, что история нашего. казахского народа началась якобы с 1917 года. (?!)
А вот как свидетельствует сама всемирная история о цивилизации номадов и деяниях наших великих предков.
Так, сведения о древних насельниках Казахстана имеются в античных источниках в трудах римских и древнегреческих историков. Сам «отец истории» Геродот в 4 томе своего 9-томного монументального труда «История» (V век до н.э.) описывал племена Евразии, в том числе живших на территории современного Казахстана.
Также сведения по древней истории современной Казахии содержатся в трудах Полибия, Плиния, Птолемея, Стробона. В латинских и древнегреческих источниках саков называют скифами.
В сборнике проповедей Заратустры Авесте, кочевые племена, населявшие степные просторы от Хуанхэ до Дуная, именовались «туры с быстрыми конями».
В древнеперсидских текстах номадов называют сака, или саки. К примеру, в Бехистунской надписи иранского царя Дария 1, возраст которой две с половиной тысячи лет, народы к северу от Сыр-Дарьи названы саки.1
Из истории известно, что саки играли важную роль в мировой политике своей эпохи, принимали активное участие в исторических событиях.
Так, они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. Входили в гвардию Дария 1 как «десять тысяч бессмертных».
Сражались против спартанцев царя Леонида в битве при Фермопилах в 480 году до н.э. в составе войска Ксеркса.
В битве при Марафоне в 490 году до н.э. находились в центре боевого построения персов.
Они остановили Александра Македонского, не пустив его за Сыр-Дарью и сохранив свою независимость.
Известна имена героических сакских цариц ЗАРИНЫи ТОМИРИС, сражавшихся против мидян и персов в VI веке до н.э.
Прошли века, и в ХХ веке н.э.стали известны имена боровшихся против фашистских захватчиков казахских героинь АЛИИ и МАНШУК.
Древнегреческий историк ПОЛИЕН описывал, как сак по имени ШИРАК (тюркское имя, звучит вполне современно) завел персов в безводную пустыню, где погибло большинство участников похода. То есть Иван Сусанин, по сути, повторил подвиг предка казахов – сака Ширака.
Теперь уже весь мир знает о сакском воине «Золотом человеке», а европейские Дома моды – о сакском «зверином стиле».
Всемирно известен и философ АНАХАРСИС – яркий представитель сакской культуры, живший в VI веке до н.э.
На Анахарсиса, «скифа, сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по матери эллина и оттого владевшего двумя языками» ссылается АРИСТОТЕЛЬ в «Никомаховой этике».
Также Анахарсису посвящен специальный раздел в книге ДИОГЕНА Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Потомки саков номады-казахи и в бурной истории двух тысячелетий н.э. прошли столь же славный путь. Как отмечает Н.НАЗАРБАЕВ, «сколько у нас было ханов и султанов, батыров и беков, биев и шешенов, акынов и писателей, жизнь и деяния которых являют достойные примеры для воспитания новых поколений. На бескрайней казахской земле почти нет уголка, не овеянного легендой. Что ни местность – история, что ни край – святая земля».
И теперь, как убежден Глава государства и весь наш народ, в начале третьего тысячелетия, в XXI веке День Независимости, «согревший всех нас своим светом и теплом, распростерший над нами высокое звездное небо, и впредь будет вести караван нашей истории из столетия в столетия».
«МЫ НЕ ЯВЛЯЕМСЯ НАРОДОМ, У КОТОРОГО
СОМНИТЕЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ И ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ» (Н.НАЗАРБАЕВ)
На стыке второго и третьего тысячелетий, в наступившую эпоху ускоренной глобализации встает вопрос о сохранении современной казахской нацией своих исторических корней.
Казахи, благодаря своей способности объединиться в моменты опасности, стремлению жить в дружбе, мире, согласии и добрососедстве, не только не исчезли в бурном водовороте истории, но и после стольких испытаний («тар жол, тайғақ кешу») сумели восстановить свою государственность.
Если мы хотим стать успешным государством и построить свою государственность в расчете на историческую перспективу («Мәңгілік мемлекет», «Мәңгі ел»), то нам необходимо осмыслить истоки нашей духовности.
«Мечтая о нашем великом будущем, не следует забывать и о нашем достойном прошлом», — подчеркивает Президент РК.
Как написано в исторических свидетельствах, привезенных из зарубежных архивов, Казахия – это богатые степные края, где самый бедный имеет тысячу овец, а богатые – стада в десять тысяч овец.
Не с тех ли времен до нашего времени дошла пословица «настолько велики стада, что жаворонки вьют гнезда в густой шерсти на овечьих спинах» («қой үстінде бозторғай жұмыртқалаған»). Ибо под тучными стадами не было видно травы, в которой можно было гнездиться птицам.
– Нам надлежит гордиться тем, что мы – страна с необозримыми просторами, великолепными городами и освященной древностью историей.
Сотворив этот мир, Всевышний не обделил казахов: соответственно их широким помыслам дал им необозримую землю, осыпал ее несметными подземными и наземными богатствами, населил эту землю миролюбивым, добродушным и справедливым народом, одарил этот народ отважными и доблестными сыновьями и дочерьми.
Мы – народ, во все времена относившийся к прошлому – с благодарностью и прощением, к будущему – с добрыми надеждами и светлыми намерениями».
Гайнижамал ШЕКЕЙ