Главным врагом современного государства является неэффективная система госуправления. Ведь «административные джунгли» создают питательную среду для коррупции, которая деформирует экономические отношения и разрушает правовую сферу. А свободная экономика и правовые устои – это те самые два «кита», на котором зиждется развитое, современное, справедливое государство. И если под экономику и право подложена разрушительная мина коррупции, то можно не надеяться на успешное развитие такого государства.
Вот почему в Плане Нации «100 конкретных шагов по дальнейшему государственному строительству» почти половина (44 шага) охватывает реформы в сфере госуправления, реформу по обеспечению верховенства закона и формирование транспарентного подотчетного государства. Эти реформы входят в число 5 институциональных реформ, озвученных Лидером нации 21 мая этого года после внеочередных президентских выборах.
Формирование профессионального государственного аппарата. Проведение этой реформы будет осуществлено в рамках 15 шагов Плана Нации (с 1 по 15 шаги). В их числе модернизация процедуры поступления на госслужбу, переход на оплату труда госслужащих по результатам их деятельности, повышение оплаты их труда, обязательное предоставление им служебного жилья без права приватизации, усиление борьбы с коррупцией, внедрение новых этических правил, принятие нового закона о госслужбе, укрепление принципа меритократии¸ допуск на госслужбу для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан РК – сотрудников международных организаций.
Укрепление принципа меритократии будет внедряться за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности. Согласно определению в политических словарях, меритократия – это «власть достойных», от лат. meritus – достойный и древнегреч. kratos – власть. Согласно этому принципу, руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
В результате реформы системы госуправления будет сформирована прозрачная и эффективная модель, при которой госслужащие будут уважать права граждан и служить их законным интересам. Госслужба станет прототипом справедливого казахстанского общества – всем гражданам без исключения будут предоставлены равные возможности для самореализации на основе принципа меритократии. Такие негативные явления как кумовство, клановость, родоплеменные связи в системе госуправления будут изжиты как пережитки прошлого.
Обеспечение верховенства закона. Следующие 19 шагов (с 16 по 34-й) – это реформа в правовой сфере, проведение которой имеет целью модернизацию судебной системы и работы правоохранительных органов. Как заявил Глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ, «Реформа сделает судебную систему беспристрастной. Справедливый суд станет доступным для инвесторов и бизнеса. Право частной собственности будет незыблемо. Инвестиционное правосудие и международный арбитражный центр по примеру лучшего международного опыта должны сделать бизнес-климат в стране одним из самых привлекательных в мире».
В результате обеспечения верховенства закона коррупциогенность судебной системы и правоохранительных органов станет минимальной. Продажность судей, как один из самых осуждаемых пороков судебной системы и тяжкий грех для облеченного властью судьи смертного, канет в прошлое, ибо сказано в великих книгах Коране (сура «Баккара»): «Не присваиваете незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» и Библии («Исход»): «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».
Формирование транспарентного подотчетного государства. Это одна из 5 институциональных реформ, содержание которой отражено в 10 шагах (с 91 по 100-й). Они обеспечат совершенствование механизма работы «ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА», прозрачности и подотчетности госорганов, усиления общественного контроля и расширения гражданского участия в управлении государством.
Так, будет внедрена новая система аудита и оценки работы государственного аппарата, разработан Закон о доступе к информации, обеспечена онлайн-доступность статистических баз данных центральных государственных органов. Вся бюджетная и консолидированная финансовая отчетность, результаты внешнего финансового аудита, итоги оценки качества государственных услуг, отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов будут публиковаться. Будет создана госкорпорация «ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЛЯ ГРАЖДАН», которая станет единым провайдером госслуг по образцу Canada Service в Канаде и Centrelink в Австралии. Будет внедрена международная сертификация услуг на соответствие стандартам менеджмента качества серии ISO 9000 и т.д.
Как Финляндия, Сингапур и Швеция вошли в Топ-10 стран без коррупции. Главной целью реформ системы госуправления и формирования транспарентного подотчетного государства в Казахстане является борьба с коррупцией. Достижение эффективности антикоррупционных мер вполне реально. Главное – наличие политической воли со стороны высшего руководства страны. А она есть и громко заявлена в Плане нации «100 конкретных шагов по дальнейшему государственному строительству» как одна из «приоритетных задач» стратегии развития страны.
Международный опыт дает много ярких примеров эффективной борьбы с коррупцией. Еще в древнеримских Законах ХП таблиц термин «corrumpere» использовался в значении «подкупать судью»: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью судью или посредника, которые были назначены при судоговорении (разбирательстве дела) и были уличены в том, что приняли мзду по этому делу?».
На Западе перелом в отношении общества к коррупции наступил в конце XVIII века. В это время там началась эпоха либеральных преобразований под лозунгом «Государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов». Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв., когда усилилось государственное регулирование с одной стороны и развитие крупного частного бизнеса с другой. Конкурентная борьба привела к «скупке государства», а по мере роста в Западной Европе политических партий после Второй мировой войны получила развитие партийная коррупция. За лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные компании платили не лично политикам, а в партийную кассу. Во второй половине ХХ века коррупция начала все больше становиться международной проблемой. Глобализация привела к тому, чтоеформа сделает судебную систкему бемпристрастной. подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Газета «Financial Times» в выпуске от 31 декабря 1995 года объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила «Международный день борьбы с коррупцией»– 9 декабря.
На момент обретения Независимости Сингапур был страной с высоким уровнем коррупции. Но была проявлена политическая воля при продержке народных масс. Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью и основывается на «логике в контроле за коррупцией» – попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий. В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.
В Финляндии уровень взяточничества был очень высоким в довоенные годы. Стратегия борьбы с коррупцией рассматривала это явление как часть уголовной преступности и регулировалась на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. За послевоенный период произошло резкое снижение прежде очень высокого уровня коррупции. Так в 1945-1954 годы за получение взяток были осуждены 549 лиц, в 1980-89 годы таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х годах – всего 38. С 1990-х годов Финляндия начала использовать международные инструменты: были ратифицированы Конвенция ЕС по борьбе с коррупцией 1997 года, Конвенция ОЭСР 1998 года по борьбе со взятками, конвенции Совета Европы 1999 года по уголовном у и гражданскому праву, касающиеся коррупции, Конвенция ООН против коррупции, принятая в Мехико в декабре 2003 года. Сегодня Финляндия входит в первую пятерку стран, свободных от коррупции, в 2010 -2014 гг. у нее 3-4 места в Индексе восприятия коррупции от Транспаренси Интернэшнл.
В Швеции до середины XIX века коррупция процветала. По плану модернизации страны был принят комплекс мер, направленных на устранение меркантилизма. Госрегулирование было больше основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), чем на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведским Парламентом и Правительством были установлены высокие этические стандарты для администраторов, с жесткими требования по их соблюдению. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12-15 раз, однако разница снизилась до двукратной. На сегодняшний день Швеция в числе лидеров (3-4 места) стран без коррупции.
Казахстан вышел на передний фронт борьбы с коррупцией. В Плане Нации многие меры по антикоррупционной борьбе взяты из опыта стран-лидеров из Топ-10 государств мира без коррупции. В Казахстане имеется развитое антикоррупционное законодательство, а 4 мая 2008 года в РК ратифицирована Конвенция ООН против коррупции . Уже подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая ,Турции, ОАЭ , Египта и Франции по вопросам противодействия коррупции.
По результатам восьмого доклада о легкости ведения бизнеса («Doing Business- 2011»), опубликованного группой Всемирного Банка, Казахстан в этом рейтинге «поднялся на 4 позиции и занял 59-е место (было 63-е по методике расчета 2010 года). Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса созданы в Сингапуре. Грузия – на 12-м месте, Украина – на 145-м, Россия – на 123-м, в конце рейтинга Чад (183-е место).
На совещании в Үкімет Үйі, прошедшем 15 июня этого года под председательством первого заместителя Премьер-Министра РК Бакытжана САГИНТАЕВА, обсуждался вопрос о состоянии «Doing Business» в Казахстане. В апреле в головном офисе Всемирного Банка группа представителей госорганов в РК провела презентацию реформ, проводимых в нашей стране в рамках внесения изменений в Законы «О государственном управлении», «О кардинальных мерах по улучшению предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», «Об ограничении участия государства в предпринимательской деятельности». По итогам презентации эксперты Всемирного Банка дали положительную оценку реформам в РК по улучшению условий для предпринимательства, что является одним из показателей снижения коррупции. Стороны договорились о продолжении совместной работы с целью повышения позиций Казахстана в рейтинге «Doing Business» в 2015 году. Повышение прозрачности системы госзаказов, являющейся одной из экономически криминогенных зон, находится под контролем Правительства страны. Поэтому, как сообщил 28 июля на пресс-конференции в Службе Центральных Коммуникаций вице-министр финансов Руслан БЕКЕТАЕВ, все договоры о госзакупках будут заключаться исключительно в электронном формате. «В рамках законопроекта «О государственных закупках» в новой редакции предусмотрена полная автоматизация процессов ведения госзакупок, что позволит Минфину осуществлять камеральный контроль в этой области, — завявил вице-министр. Он отметил, что камеральный контроль предусматривает контроль без выхода на объект, то есть дистанционно, и будет проводиться ежедневно. Это даст возможность своевременно реагировать на нарушения, которые будут иметь место при проведении тендеров по госзакупкам.
В Агентстве РК по делам государственной службы и противодействию коррупциис участием помощника Президента РК Ербола ОРЫНБАЕВА 23 июля прошло заседание Коллегии, где были рассмотрены итоги работы за первое полугодие 2015 года. В ходе заседания председатель Агентства Кайрат КОЖАМЖАРОВ поставил конкретные задачи по реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» в сфере борьбы с коррупцией. В настоящее время Агентством завершается работа по подготовке проекта Закона «О государственной службе», в котором будут отражены основные механизмы внедрения принципа меритократии, усиления мотивации и повышения профессионального уровня госслужащих. Как подчеркнул руководитель Агентства, главным приоритетом для Антикоррупционной службы является защита граждан от проявлений коррупции, а главным оценочным показателем – доверие населения. Особое внимание будет уделяться предупреждению коррупционных правонарушений, предотвращению нерационального использования бюджетных средств. Как известно, сумма нерационального использования бюджетных средств за первое полугодие 2015 года составила 3,7 млрд.тенге, что составляет половину ВВП некоторых соседних республик.
Борьба на антикоррупционном фронте набирает обороты. Политическая воля руководства страны и усилия всего казахстанского общества в недалеком будущем приведут Казахстан к преодолению синдрома сырьевой зависимости, полной деоффшоризации экономики, ликвидации теневой экономики, системы «откатов» и прочих «родимых пятен» коррупционного прошлого страны. Если с этим злом успешно борются во многих странах, то обязательно получится и в Казахстане. Главное – не опускать руки и верить в успех.