О, эта многоликая и многоголовая, всепроникающая и вездесущая, великая и ужасная Коррупция! Она, как ржа железо, медленно, но верно подтачивает государственные устои. И хотя это явление старо, как мир, в 21 веке только решительная и беспощадная борьба с этим общественно-социальным злом является действенным шагом на пути поступательного развития человеческой цивилизации, формирования справедливого государственного устройства во всех странах и на всех континентах.
Это хорошо понимают и в Казахстане, вот уже четверть века идущем под флагом Независимости по пути построения современного, передового, развитого, справедливого государства для всех своих граждан, для единого казахстанского народа. Поэтому в числе 5 масштабных задач, стоящих перед страной в ближайшие полтора-два десятилетия Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ называет борьбу с коррупцией, подчеркивая при этом, что она является «одним из главных приоритетов нашей работы».
Коррупция – это жесть, и борьба с ней будет жесткая
Главное в борьбе с коррупцией – это соблюдение принципа жесткости, последовательности действий и бескомпромиссности при принятии решений. Если борьба не будет вестись настойчиво и жестко, то она по сути сведется к имитации, декларативности, кампанейщине. Сегодня, когда перед нашей страной поставлена грандиозная и амбициозная задача – в ближайшие десятилетия войти в Топ-30 самых развитых государств мира, вопрос стоит не просто остро, а острее некуда – или теперь, или никогда. Или победит ее величество Коррупция, или казахстанское общество покончит с ней раз и навсегда. Третьего не дано.
О том, что антикоррупционная борьба в Казахстане уже ведется самым решительным и бескомпромиссным образом говорит то, что в числе привлекаемых к ответственности коррупционеров все чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти. У всех на слуху недавние аресты и задержания высокопоставленных чиновников республиканского и областного уровней. Так, экс-премьер-министр и экс-министр обороны РК Серик АХМЕТОВ обвиняется в нанесении государству материального ущерба в размере более 1 млрд. тенге, в получении взятки за оказание содействия в заключении договора субподряда при строительстве объектов инфраструктуры Индустриального парка «Металлургия и металлообработка», в злоупотреблении служебными полномочиями. Обвинение также считает, что «преступные действия С.АХМЕТОВА и 21 высокопоставленного чиновника Карагандинской области повлекли тяжкие последствия, выразившиеся в подрыве авторитета государственной власти в глазах народа Казахстана». Кроме того ими нанесен материальный ущерб государству, общий размер которого составил 1,128 миллиарда тенге.
С середины июня под домашним арестом находятся экс-председатель правления АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» Талгат ЕРМЕГИЯЕВ, экс-глава департамента строительства этого же АО Кажымурат УСЕНОВ, позже был арестован управляющий директор АО Суламбек БАРКИНХОЕВ. Они подозреваются в присвоении и растрате бюджетных средств в особо крупном размере. Кроме того, аресты этих должностных лиц нанесли определенный урон имиджу Казахстана и выставки «ЭКСПО-2017» в Астане, имеющей огромное международное значение и высокий имиджевый статус для государства.
Неприкасаемых и иммунитета неприкосновенности не будет
ни для кого — ни в политике, ни в борьбе с коррупцией
Дальше некуда жестко и бескомпромиссно прозвучала фраза Президента РК Н.НАЗАРБАЕВА «Я предупреждаю своих родственников, детей, друзей своих, что здесь (в политике) неприкасаемых не будет» в документальном фильме «О главном», показанном 1 июля на всех телеканалах страны. Президент Казахстана дал интервью по широкому кругу вопросов, в том числе о политической борьбе, президентской власти, о том, что Казахстан пережил и каким путем пойдет дальше. «Мы поднимем Казахстан на уровень 30 самых развитых стран. Разве это не будущее?», — сказал он. И, заявив, что «в политике неприкасаемых не должно быть», во всеуслышание предупредил своих родственников и близкое окружение об отсутствии у них иммунитета неприкосновенности.
Само собой, понятие «политика» включает в себя и борьбу с коррупцией, которая является тормозом для ускоренного политического и экономического процесса развития страны и угрозой для ее стабильности. Столь резкое и бескомпромиссное заявление Главы государства показало, что поставленная руководством страны суперцель и сверхзадача Казахстана о вхождении в Топ-30 самых развитых стран должны быть достигнуты без пресловутой тактики «шаг вперед, два шага назад» и всякого рода метаний и шараханий. Таким образом, как государственный деятель и Лидер нации, возложивший на себя историческую ответственность за судьбу страны и ее народа на переломном этапе развития независимого Казахстана, Н.НАЗАРБАЕВ заявил, что будущее государства, интересы народа превыше всего и не будут приноситься в жертву разного рода человеческим слабостям.
Стратегия и тактика борьбы с коррупцией меняются
Известно, что коррупции подвержены и богатые, и бедные страны, с демократическими и недемократическими институтами. В прошлом веке она сыграла ключевую роль в изменениях в правительстве Японии, в реорганизации политической системы Италии, коллапсе правительственной власти, закона и порядка в Заире, привела к неплатежеспособности богатую нефтью Венесуэлу и т.д.
Коррупция (от лат.corrumpere – растлевать, corruptio – подкуп, порча) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. В «Божественной комедии» ДАНТЕ поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний ) из девяти кругов ада. История борьбы с коррупцией восходит к древнейшим временам. Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, были Уруинимгина – шумерский царь . Первый трактат с обсуждением коррупции – «Артха-шастра» – был опубликован под псевдонимом Каутилья одного из министров Бхараты (Индия) в IV в. до н.э. Египетские фараоны не знали, как остановить беззакония и произвол, чинимые огромным бюрократическим аппаратом в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь продажность судей, которая приводила к незаконному перераспределению собственности. В своих трудах Никколо МАККИАВЕЛЛИ сравнивает коррупцию с чахоткой, которую трудно вылечить.
В Казахстане борьба с коррупцией пока не дает ощутимых результатов. Так, 31 марта 2011 года Правительством РК была принята «Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы». Целевой индикатор – «К 2015 году Казахстан займет не ниже 90 места среди стран в рейтинге «Транспаренси Интернэшнл» по индексу восприятия коррупции». Однако время пролетело, 2015 год уже идет к завершению, а «воз и ныне там». Во «Введении» к паспорту Программы ясно и четко написано: «Коррупция представляет собой системную угрозу безопасности Казахстана, угрожающую стабильности государства и общества, и препятствует проводимым экономическим и социальным реформам, создавая негативный имидж Республики Казахстан на международной арене». Далее разъясняется, в чем заключается угроза государству:
Во-первых, «коррупция негативно влияет на национальную экономику, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей (местных или иностранных), подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках. По оценкам Ассоциации независимых экспертов по коррупции, она увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50%, от чего страдает все население страны».
Во-вторых, «коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса, уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям, сдерживает экономическое и политическое развитие, порождает социальное неравенство, а также вносит определенную нестабильность в политический процесс».
И делается вывод: «Таким образом, воздействие коррупции на современное общество выходит за экономические рамки. Внедряясь в различные сферы экономики и общества, коррупция продолжает оказывать деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие страны и поэтому остается угрозой ее национальной безопасности». В общем, лучше и не скажешь, в Программе все разложено по полочкам, дана объективная оценка ситуации с коррупцией в стране.
Да только вот благие намерения Правительства так и остались на бумаге, хотя и было заявлено следующее: «В период 2005-2010 годов в РК было выявлено 10929 коррупционных преступлений. При этом наблюдается тенденция ежегодного роста данного показателя. Если в 2005 году количество таких преступлений составляло 1505, то по результатам 2010 года – 1911, т.е. возросло на 27%. И если в 2005 году сумма причиненного ущерба по выявленным коррупционным преступлениям составляла лишь 379 миллионов тенге, то в 2010 году этот показатель увеличился до 6,8 миллиардов тенге».
И тем не менее надо отдать должное руководству страны – отменять в стране антикоррупционную борьбу никто не собирается. Но будет решительно меняться ее стратегия и тактика. А твердость намерений государства бороться с гидрой коррупции до победного конца исходит из следующих заявлений:
— «…В этой связи перед страной стоит задача по продолжению активной политики противодействия коррупции с целью обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны»;
— «Поэтому противодействие коррупции является стратегическим приоритетом государственной политики Казахстана и Президента Н.А.НАЗАРБАЕВА. Государственная антикоррупционная политика позволит укрепить социальную, экономическую и политическую стабильность в стране, повысит степень защиты прав, свобод, законных интересов как граждан, так и общества в целом от преступных проявлений»;
— «При этом противодействие коррупции силами только государственных и правоохранительных органов не позволит значительно снизить уровень коррупции, что тормозит проводимые в стране преобразования по ускоренному экономическому и социальному развитию»;
— «Результаты реализованных ранее государственных программ борьбы с коррупцией показали целесообразность и необходимость дальнейшего проведения последовательной, системной работы всего государства и общества по формированию действенных мер, препятствующих дальнейшему развитию коррупции».
Казахстан в рейтингах коррумпированности стран и
Индексе восприятия коррупции от«Transparenсy International» `
Как бы ни была страшна коррупция как всеобъемлющее мировое зло, но управа на нее все же есть. Условный штаб общих усилий мирового сообщества в антикоррупционной войне возглавляет неправительственная международная организация «Transparency International». Она была создана в 1993 году бывшим директором Всемирного Банка Петером АЙГЕНОМ в Берлине. В настоящее время отделения организации существуют более чем в 100 странах мира, с тои числе и в нашей стране.
Индекс восприятия коррупции (ИВК), составляемый «Транспаренси Интернэшнл» (ТИ), измеряет уровень коррупции в госсекторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на нескольких независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты. В том числе из Азиатского и Африканского Банков Развития, Всемирного Банка и американской организации Freedom House. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 100 (отсутствие коррупции).
Как показывает ИВК, борьба с коррупцией в Казахстане идет с переменным успехом. Так, в 2010 году согласно ИВК от Транспаренси Интернэшнл наша страна заняла 105 место среди 178 стран. Тогда как в 2009 году была 120 позиция, в 2008 – 145 место. В 2014 году Казахстан занял 126 место (29 баллов из 100), в 2013 году – 26 баллов, в 2012 – 28 баллов.
В 2014 году по рейтингу ИВК ТИ наименее коррумпированной страной признана Дания с результатом 92 из 100 возможных баллов. На втором месте – Новая Зеландия (91 балл), на третьем – Финляндия ((89 баллов), на четвертом – Швеция (87 баллов), на пятом – Норвегия, на шестом – Швейцария, на седьмом – Сингапур, на восьмом – Нидерланды, на девятом – Люксембург. Замыкает Топ-10 стран без коррупции Канада с 81 баллом.
Австралия в ИВК от ТИ занимает 11 место, Германия – 12, Великобритания – 14, Япония – 15, Гонконг и США – 17, Франция – 26, Израиль и Испания – 37, Турция – 64 место.
Страны постсоветского пространства: Эстония на 26 месте с Францией и Катаром, Литва на 39 месте с Доминикой и Словенией, Латвия – 43место, Грузия – 50, Армения – 94, Молдова – 103, Беларусь – 119, Азербайджан и Казахстан – на 126 месте и по 29 баллов, Россия с 27 баллами заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном, Украина – 142-е, Таджикистан – 152-е, Узбекистан – 166-е, Туркменистан – 169-е место.
Бывшие страны соцлагеря: Польша – 35 место, Венгрия – 47, Чехия и Словакия – 53 и 54 места, Болгария и Румыния – на 69-м месте. На последних местах рейтинга ИВК ТИ расположились Южный Судан (171-е), Афганистан (172-е), Судан (173-е), Северная Корея и Сомали (на 174 месте).
В Казахстане наиболее коррупционными сферами являются государственные закупки, недропользование, земельные отношения и строительство, таможенная и налоговая сфера. Однако в республике постоянно ведется упорная антикоррупционная борьба, целью которой является снижение уровня коррумпированности и экономической криминогенности до минимального уровня. Это первостепенная задача государственной важности, решение которой приведет нашу страну к процветанию, стандартам ОЭСР и вхождению в 30-ку самых развитых государств мира.
Для этого в республике предпринимается внедрение системы мер по повышению прозрачности госслужбы, прозрачности сферы госзакупок и строительства, государственных процедур с целью улучшения условий для ведения бизнеса («Doing Business»). Стандарты ОЭСР, к которым стремится Казахстан, установлены на самых верхних планках: успешное экономическое и политическое развитие, непримиримая борьба с коррупцией вплоть до полного очищения от нее. Сегодня Казахстан решительно встал на эту столбовую дорогу современного государственного строительства и не свернет с нее во имя будущего страны и ее народа.