АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

Гайнижамал ШЕКЕЙ. РАЗВЕ НЕ НАСТАЛО УЖЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА ИСТОРИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ? (ОБЗОР КАЗАХСКОЙ ПРЕССЫ)

самоВ мире, в том числе в СНГ и в Казахстане, до сих пор нет единой научной позиции, единой общественной точки зрения на историю Второй Мировой войны, а также единой оценки ее итогов.

На прошедшей неделе весь мир отметил 69-ю годовщину со дня окончания  Второй Мировой войны и разгрома фашизма. И хотя прошло без малого семь десятков лет, оценки и итоги самой кровопролитной бойни в истории человечества все еще не имеют единого знаменателя. Мир меняется, меняются принципы, подходы к оценке ее итогов – это связано с глобальными изменениями, происходящими на планете, с изменениями в ходе геополитических и экономических процессов.

В редакционном  материале газеты «Алаш айнасы» ( www.alashainasy.kz от 6 мая), озаглавленном  «Соғыс тарихын қайта қарайтын уақыт жеткен жоқ па(«Разве не настало время для пересмотра истории Второй Мировой войны?») говорится, что из  25 млн. погибших на полях этой войны советских воинов, с фронта не вернулись около полумиллиона героически сражавшихся с фашистами казахстанцев. Всего из Казахстана на фронт ушли  около 1млн.300 тыс. человек, свыше 500 из них получили высшую награду за проявленный героизм – звание Героя Советского Союза, в том числе около 100 – казахи.

С первых дней войны все народы СССР участвовали в борьбе с врагом, на защиту Москвы была отправлена дивизия, сформированная в Казахстане. Наши храбрые воины – Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов первыми водрузили флаг над рейхстагом, однако их подвиг из идеологических соображений не был признан, они не получили заслуженную награду – Звезду Героя Советского Союза. Не получил эту высокую и тоже заслуженную награду знаменитый Бауржан Момышулы, за его якобы национализм. И еще 10-15 воинов-казахов не были признаны Героями из-за своей азиатской принадлежности.

Сразу после войны Сталин заявил, что Победа принадлежит русскому народу, русскому солдату.  И до сих пор Россия считает так же,  приватизировала себе общую победу всего советского народа.

Свою собственную точку зрения на эту войну имеют страны Прибалтики – Литва, Эстония, Латвия, а также Молдавия, Румыния, которые вместе с  Западной Украиной считают, что были оккупированы Советами. Поляки тоже предъявляют счеты России по итогам войны. Германия также считает необходимым пересмотр оценок  Второй Мировой, так как фашизм в Европе поддерживали и другие европейские страны. И, конечно, взгляды на историю войны и ее оценки у США, Великобритании, Франции, других стран не совпадают с позицией и оценками России.  Против пересмотра итогов и оценки войны выступает Россия, недавно заявившая, что «история Второй Мировой войны не подлежит пересмотру». А также Израиль, получивший территорию и государственность в результате этой войны.

«В Казахстане, для которого эта война была Великой Отечественной,  должен быть выработан свой подход с исправлением допущенных  исторических ошибок», — такой вывод делает газета.

На сайте «Азаттык Радиосы» (www. azattyq.org от 8 мая)  опубликовано интервью с историком  Гульжаухар КОКЕБАЕВОЙ, взятое журналистом Асылханом  МАМАШУЛЫ – «Историк: в Казахстане нет собственной историографии Второй мировой войны». Тарихшы: Қазақстан өткен соғыс туралы тарихнама жасай алған жоқ»).

Как пишет журналист, в  бывшей метрополии, являющейся правопреемницей Советского союза, уже сложилась точка зрения, что «Россия могла бы победить сама, без помощи союзных республик». Об этом заявил и президент РФ В.Путин в 2010 году.

Казахстанский историк Гульжаухар Кокебаева, занимавшаяся исследованиями советско-германских связей по вопросам военнопленных, говорит, что сегодня в России постоянно публикуются научные изыскания, отражающие однобокую позицию оценки ВОВ и Второй Мировой войны руководством этой страны.

По ее мнению, в нашей стране  всего несколько ученых занимаются исследованиями по истории Второй мировой войны, большинство наших историков занимаются изучением вклада Казахстана в ВОВ. Для того, чтобы заниматься исследованиями Второй Мировой войны надо знакомиться с материалами архивов Германии, Англии, Франции и других стран. Этому препятствует незнание языков европейских стран. А Россия не открывает полностью доступ к своим архивам, так как опубликование документов может негативно повлиять на отношения стран Прибалтики и Восточной Европы с Россией.

Как известно, позиция и оценки западных историков в этом вопросе не совпадают с точкой зрения российских историков. У нас, в ныне суверенном Казахстане, должна формироваться своя историография последней мировой войны, иначе мы будем вынуждены опираться только на российскую точку зрения. К примеру, в первые дни и месяцы войны очень много советских солдат (3,5 млн.) попало в плен, среди них было немало казахов (175 тыс.). Причиной этой столь масштабной трагедии является то, что СССР не присоединился к Женевскому соглашению от 1929 года, с чем не согласны российские историки. Мы также не можем поддерживать российскую позицию по Катыни (расстрел тысяч польских офицеров), так как раскрытые архивы показывают вину советского руководства, — считает историк.

По мнению Г.Кокебаевой, термин «Великая Отечественная война» применим лишь с моральной точки зрения. Сегодня многие историки  придерживаются  названия « Вторая Мировая война». Что касается заданного журналистом вопроса «Изменилось ли в Казахстане общественное сознание после обретения независимости в отношении  Второй Мировой войны?», историк выразила следующее мнение: «После обретения независимости в учебниках истории уже нет прежнего восхваления роли советского государства в победе над фашизмом. Сегодня в наших учебниках также признается вклад стран Запада, изучаются не только битвы под Москвой, Сталинградом, Курском, но и в Африке и на территории Западной Европы. Можно сказать, что в постсоветскую эпоху в общественном сознании происходят изменения сложившихся стереотипов.

И все же в Казахстане до сих пор нет системной казахстанской историографии по истории Второй Мировой войны. Поэтому у нас на формирование общественного сознания в этом вопросе больше влияют СМИ и Интернет, чем научные исследования историков. А, как известно, в нашей стране сегодня доминируют русскоязычные казахстанские и российские средства массовой информации, которые в основном, и оказывают влияние на общественное сознание, — считает историк.

В этом году широкие дискуссии в Интернете и в обществе развернулись по поводу «георгиевской ленточки». В материалах на эту тему на сайтах «Азаттык Радиосы» и газеты «Алаш айнасы»  говорится, что эту ленту начали бесплатно раздавать в дни празднования Победы над фашистской Германией, начиная с 2005 года, в преддверии 60-летней годовщины Победы.

В этом году ленточку использовали как знак солидарности с сепаратистами в Крыму и в юго-восточном регионе Украины. И это послужило фактором отторжения для всех, кто не поддерживает экспансию России и экстремизм русскоязычного населения на территории независимой Украины.

Тем более выясняется, что «георгиевская ленточка» является одним из символов Российской империи. Впервые «георгиевская ленточка» как отличительный знак появилась в 1806 году. В русской армии были учреждены торжественные стяги (флаги) с изображением наверху  Георгиевского креста, который был обвязан  лентой с черно-желтыми полосками. С 1878 году лента стала называться «георгиевской». Затем ее стали использовать как высшую медаль и придали ей значение в соответствии с христианской традицией поклонения святому Георгию. С этих пор в царской России она получила статус высшей награды, которая должна укреплять воинский дух в империи.

Однако в 1917 году Советская власть наложила запрет на эту награду, и только с 1992 года возродилась традиция награждения орденом святого Георгия. Русские казаки часто получали эту награду, а из истории известно, как жестоко они  подавляли освободительные движения национальных окраин, в том числе и в Казахстане.  Так что «георгиевская лента» несет в себе имперский дух, что подтвердила  недавняя история захвата Крыма Россией.

В Украине теперь эту ленту и тех, кто ее носит, пренебрежительно называют «колорадо» из-за сходства цветового оформления с раскраской колорадского жука. Там считают, что став символом пророссийских сепаратистов, лента теперь не может использоваться в качестве знака победы над фашизмом. Вместо «георгиевской ленточки» в качестве официальной эмблемы был изготовлен знак отличия, отражающий борьбу украинского народа за свободу.

В Казахстане многие, особенно молодежь, также негативно относятся к «георгиевской ленточке», да и самого начала в казахском обществе к ней отнеслись с подозрением из-за заключенного в ней имперского смысла. С прошлого года ее стали заменять на «казахстанский вариант» (образец см. в Фейсбуке) .  По словам общественного активиста Касыма  Аманжолова, такая лента была роздана 31 Мая прошлого года – в День памяти жертв политических репрессий. «А в этом году департамент внутренней политики города Алматы пообещал изготовить вместо «георгиевской ленточки» ее казахстанский аналог, даже вроде были выделены средства и собирались провести конкурс среди исполнителей заказа. Но, увы, ничего не было сделано», – пояснил К.Аманжолов.

Зато, как рассказала  заведующая отделом внутренней политики Петропавловского горакимата  Гулия Салтыкова, активисты городских молодежных организаций пришли в Совет ветеранов при акимате и попросили выпустить ко Дню Победы специальную ленту. Поэтому в этом году в Петропавловске к 9 Мая городской акимат выпустил казахстанскую трехцветную ленточку с надписью «Құрмет және Данқ» («Почет и Слава») и принял решение о ее бесплатной раздаче.

На сайте газеты «Алаш айнасы» 6 мая опубликована статья  доктора исторических наук  Тлеу КОЛЬБАЕВА «Жеңіс туының нағыз иесі» («Тот, кто первым водрузил  флаг Победы над рейхстагом»).  

В статье приведены документы и доказательства, подтверждающие тот факт, что первыми Знамя Победы над рейхстагом 30 апреля 1945 года под шквальным огнем противника водрузили 20-летний казах-лейтенант, командир взвода  Рахымжан Кошкарбаев и 19-летний рядовой Григорий Булатов.

Когда об этом командир 150-й  дивизии генерал Шатилов доложил командующему 1-м Белорусским фронтом Жукову, тот возмутился: «Как ты допустил, чтобы Знамя над рейхстагом подняли какие-то азиаты?! Завтра же пусть это сделают русский и грузин!».

Так, вместо истинных героев, Героями Советского Союза стали Егоров и Кантария, которые на следующий день после подвига Кошкарбаева и Булатова 1 мая без особого риска вывесили флаг на стене рейхстага, так как в этот день не было особого сопротивления немцев в связи с уже  достигнутой договоренностью о капитуляции Германии.

И сколько потом живые свидетели ни писали, ни рассказывали, ни докладывали о несправедливости, Кремль был непреклонен. А Брежнев ответил на обращение так: «Зачем ворошить эту историю?»

И только в 2007 году в преддверии 62-й годовщиной Победы Москва была вынуждена признать истину, необходимые документы были переданы в Государственный музей Казахстана. Как говорится, «шила в мешке не утаишь».

В независимом Казахстане герою Р. Кошкарбаеву уже посмертно присвоили звание «Халык Кахарманы» и назвали его именем одну из центральных улиц Астаны. А Г. Булатов не выдержал насмешек, ему не верили, что он водружал флаг над рейхстагом, и дали кличку «Гриша-Рейхстаг» , после чего он повесился в 1965 году.

В своей книге воспоминаний о войне «Герой штурма Берлина» известный советский писатель Борис Горбатов написал: «Пора кончать сравнивать наших воинов с орлом и беркутом. Какой орел, какой беркут может сравняться с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах водрузил Знамя Победы над рейхстагом, несмотря на сильный, ураганный огонь немцев».

Как пишет Т.Кольбаев, «да, для всех народов СССР – Родина была одна, и война была на всех одна – Великая Отечественная, и Победа была на всех одна. А справедливости не было – были имперское чванство, шовинизм русских, дискриминация по национальному признаку» – этого и сегодня в российской Федерации черпать – не исчерпать.

 Что на это можно сказать? Именно шовинизм, наверное, добьет изживающую себя старую империю, в которой даже братьев-славян – украинцев и беларусов  – русские считают ниже себя. Русский имперский  шовинизм неистребим, потому что он постоянно внушается сверху и поддерживается в простом народе. И в этом трагедия России и русского народа.