В мире, в том числе в СНГ и в Казахстане, до сих пор нет единой научной позиции, единой общественной точки зрения на историю Второй Мировой войны, а также единой оценки ее итогов.
На прошедшей неделе весь мир отметил 69-ю годовщину со дня окончания Второй Мировой войны и разгрома фашизма. И хотя прошло без малого семь десятков лет, оценки и итоги самой кровопролитной бойни в истории человечества все еще не имеют единого знаменателя. Мир меняется, меняются принципы, подходы к оценке ее итогов – это связано с глобальными изменениями, происходящими на планете, с изменениями в ходе геополитических и экономических процессов.
В редакционном материале газеты «Алаш айнасы» ( www.alashainasy.kz от 6 мая), озаглавленном «Соғыс тарихын қайта қарайтын уақыт жеткен жоқ па?» («Разве не настало время для пересмотра истории Второй Мировой войны?») говорится, что из 25 млн. погибших на полях этой войны советских воинов, с фронта не вернулись около полумиллиона героически сражавшихся с фашистами казахстанцев. Всего из Казахстана на фронт ушли около 1млн.300 тыс. человек, свыше 500 из них получили высшую награду за проявленный героизм – звание Героя Советского Союза, в том числе около 100 – казахи.
С первых дней войны все народы СССР участвовали в борьбе с врагом, на защиту Москвы была отправлена дивизия, сформированная в Казахстане. Наши храбрые воины – Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов первыми водрузили флаг над рейхстагом, однако их подвиг из идеологических соображений не был признан, они не получили заслуженную награду – Звезду Героя Советского Союза. Не получил эту высокую и тоже заслуженную награду знаменитый Бауржан Момышулы, за его якобы национализм. И еще 10-15 воинов-казахов не были признаны Героями из-за своей азиатской принадлежности.
Сразу после войны Сталин заявил, что Победа принадлежит русскому народу, русскому солдату. И до сих пор Россия считает так же, приватизировала себе общую победу всего советского народа.
Свою собственную точку зрения на эту войну имеют страны Прибалтики – Литва, Эстония, Латвия, а также Молдавия, Румыния, которые вместе с Западной Украиной считают, что были оккупированы Советами. Поляки тоже предъявляют счеты России по итогам войны. Германия также считает необходимым пересмотр оценок Второй Мировой, так как фашизм в Европе поддерживали и другие европейские страны. И, конечно, взгляды на историю войны и ее оценки у США, Великобритании, Франции, других стран не совпадают с позицией и оценками России. Против пересмотра итогов и оценки войны выступает Россия, недавно заявившая, что «история Второй Мировой войны не подлежит пересмотру». А также Израиль, получивший территорию и государственность в результате этой войны.
«В Казахстане, для которого эта война была Великой Отечественной, должен быть выработан свой подход с исправлением допущенных исторических ошибок», — такой вывод делает газета.
На сайте «Азаттык Радиосы» (www. azattyq.org от 8 мая) опубликовано интервью с историком Гульжаухар КОКЕБАЕВОЙ, взятое журналистом Асылханом МАМАШУЛЫ – «Историк: в Казахстане нет собственной историографии Второй мировой войны». («Тарихшы: Қазақстан өткен соғыс туралы тарихнама жасай алған жоқ»).
Как пишет журналист, в бывшей метрополии, являющейся правопреемницей Советского союза, уже сложилась точка зрения, что «Россия могла бы победить сама, без помощи союзных республик». Об этом заявил и президент РФ В.Путин в 2010 году.
Казахстанский историк Гульжаухар Кокебаева, занимавшаяся исследованиями советско-германских связей по вопросам военнопленных, говорит, что сегодня в России постоянно публикуются научные изыскания, отражающие однобокую позицию оценки ВОВ и Второй Мировой войны руководством этой страны.
По ее мнению, в нашей стране всего несколько ученых занимаются исследованиями по истории Второй мировой войны, большинство наших историков занимаются изучением вклада Казахстана в ВОВ. Для того, чтобы заниматься исследованиями Второй Мировой войны надо знакомиться с материалами архивов Германии, Англии, Франции и других стран. Этому препятствует незнание языков европейских стран. А Россия не открывает полностью доступ к своим архивам, так как опубликование документов может негативно повлиять на отношения стран Прибалтики и Восточной Европы с Россией.
Как известно, позиция и оценки западных историков в этом вопросе не совпадают с точкой зрения российских историков. У нас, в ныне суверенном Казахстане, должна формироваться своя историография последней мировой войны, иначе мы будем вынуждены опираться только на российскую точку зрения. К примеру, в первые дни и месяцы войны очень много советских солдат (3,5 млн.) попало в плен, среди них было немало казахов (175 тыс.). Причиной этой столь масштабной трагедии является то, что СССР не присоединился к Женевскому соглашению от 1929 года, с чем не согласны российские историки. Мы также не можем поддерживать российскую позицию по Катыни (расстрел тысяч польских офицеров), так как раскрытые архивы показывают вину советского руководства, — считает историк.
По мнению Г.Кокебаевой, термин «Великая Отечественная война» применим лишь с моральной точки зрения. Сегодня многие историки придерживаются названия « Вторая Мировая война». Что касается заданного журналистом вопроса «Изменилось ли в Казахстане общественное сознание после обретения независимости в отношении Второй Мировой войны?», историк выразила следующее мнение: «После обретения независимости в учебниках истории уже нет прежнего восхваления роли советского государства в победе над фашизмом. Сегодня в наших учебниках также признается вклад стран Запада, изучаются не только битвы под Москвой, Сталинградом, Курском, но и в Африке и на территории Западной Европы. Можно сказать, что в постсоветскую эпоху в общественном сознании происходят изменения сложившихся стереотипов.
И все же в Казахстане до сих пор нет системной казахстанской историографии по истории Второй Мировой войны. Поэтому у нас на формирование общественного сознания в этом вопросе больше влияют СМИ и Интернет, чем научные исследования историков. А, как известно, в нашей стране сегодня доминируют русскоязычные казахстанские и российские средства массовой информации, которые в основном, и оказывают влияние на общественное сознание, — считает историк.
В этом году широкие дискуссии в Интернете и в обществе развернулись по поводу «георгиевской ленточки». В материалах на эту тему на сайтах «Азаттык Радиосы» и газеты «Алаш айнасы» говорится, что эту ленту начали бесплатно раздавать в дни празднования Победы над фашистской Германией, начиная с 2005 года, в преддверии 60-летней годовщины Победы.
В этом году ленточку использовали как знак солидарности с сепаратистами в Крыму и в юго-восточном регионе Украины. И это послужило фактором отторжения для всех, кто не поддерживает экспансию России и экстремизм русскоязычного населения на территории независимой Украины.
Тем более выясняется, что «георгиевская ленточка» является одним из символов Российской империи. Впервые «георгиевская ленточка» как отличительный знак появилась в 1806 году. В русской армии были учреждены торжественные стяги (флаги) с изображением наверху Георгиевского креста, который был обвязан лентой с черно-желтыми полосками. С 1878 году лента стала называться «георгиевской». Затем ее стали использовать как высшую медаль и придали ей значение в соответствии с христианской традицией поклонения святому Георгию. С этих пор в царской России она получила статус высшей награды, которая должна укреплять воинский дух в империи.
Однако в 1917 году Советская власть наложила запрет на эту награду, и только с 1992 года возродилась традиция награждения орденом святого Георгия. Русские казаки часто получали эту награду, а из истории известно, как жестоко они подавляли освободительные движения национальных окраин, в том числе и в Казахстане. Так что «георгиевская лента» несет в себе имперский дух, что подтвердила недавняя история захвата Крыма Россией.
В Украине теперь эту ленту и тех, кто ее носит, пренебрежительно называют «колорадо» из-за сходства цветового оформления с раскраской колорадского жука. Там считают, что став символом пророссийских сепаратистов, лента теперь не может использоваться в качестве знака победы над фашизмом. Вместо «георгиевской ленточки» в качестве официальной эмблемы был изготовлен знак отличия, отражающий борьбу украинского народа за свободу.
В Казахстане многие, особенно молодежь, также негативно относятся к «георгиевской ленточке», да и самого начала в казахском обществе к ней отнеслись с подозрением из-за заключенного в ней имперского смысла. С прошлого года ее стали заменять на «казахстанский вариант» (образец см. в Фейсбуке) . По словам общественного активиста Касыма Аманжолова, такая лента была роздана 31 Мая прошлого года – в День памяти жертв политических репрессий. «А в этом году департамент внутренней политики города Алматы пообещал изготовить вместо «георгиевской ленточки» ее казахстанский аналог, даже вроде были выделены средства и собирались провести конкурс среди исполнителей заказа. Но, увы, ничего не было сделано», – пояснил К.Аманжолов.
Зато, как рассказала заведующая отделом внутренней политики Петропавловского горакимата Гулия Салтыкова, активисты городских молодежных организаций пришли в Совет ветеранов при акимате и попросили выпустить ко Дню Победы специальную ленту. Поэтому в этом году в Петропавловске к 9 Мая городской акимат выпустил казахстанскую трехцветную ленточку с надписью «Құрмет және Данқ» («Почет и Слава») и принял решение о ее бесплатной раздаче.
На сайте газеты «Алаш айнасы» 6 мая опубликована статья доктора исторических наук Тлеу КОЛЬБАЕВА «Жеңіс туының нағыз иесі» («Тот, кто первым водрузил флаг Победы над рейхстагом»).
В статье приведены документы и доказательства, подтверждающие тот факт, что первыми Знамя Победы над рейхстагом 30 апреля 1945 года под шквальным огнем противника водрузили 20-летний казах-лейтенант, командир взвода Рахымжан Кошкарбаев и 19-летний рядовой Григорий Булатов.
Когда об этом командир 150-й дивизии генерал Шатилов доложил командующему 1-м Белорусским фронтом Жукову, тот возмутился: «Как ты допустил, чтобы Знамя над рейхстагом подняли какие-то азиаты?! Завтра же пусть это сделают русский и грузин!».
Так, вместо истинных героев, Героями Советского Союза стали Егоров и Кантария, которые на следующий день после подвига Кошкарбаева и Булатова 1 мая без особого риска вывесили флаг на стене рейхстага, так как в этот день не было особого сопротивления немцев в связи с уже достигнутой договоренностью о капитуляции Германии.
И сколько потом живые свидетели ни писали, ни рассказывали, ни докладывали о несправедливости, Кремль был непреклонен. А Брежнев ответил на обращение так: «Зачем ворошить эту историю?»
И только в 2007 году в преддверии 62-й годовщиной Победы Москва была вынуждена признать истину, необходимые документы были переданы в Государственный музей Казахстана. Как говорится, «шила в мешке не утаишь».
В независимом Казахстане герою Р. Кошкарбаеву уже посмертно присвоили звание «Халык Кахарманы» и назвали его именем одну из центральных улиц Астаны. А Г. Булатов не выдержал насмешек, ему не верили, что он водружал флаг над рейхстагом, и дали кличку «Гриша-Рейхстаг» , после чего он повесился в 1965 году.
В своей книге воспоминаний о войне «Герой штурма Берлина» известный советский писатель Борис Горбатов написал: «Пора кончать сравнивать наших воинов с орлом и беркутом. Какой орел, какой беркут может сравняться с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах водрузил Знамя Победы над рейхстагом, несмотря на сильный, ураганный огонь немцев».
Как пишет Т.Кольбаев, «да, для всех народов СССР – Родина была одна, и война была на всех одна – Великая Отечественная, и Победа была на всех одна. А справедливости не было – были имперское чванство, шовинизм русских, дискриминация по национальному признаку» – этого и сегодня в российской Федерации черпать – не исчерпать.
Что на это можно сказать? Именно шовинизм, наверное, добьет изживающую себя старую империю, в которой даже братьев-славян – украинцев и беларусов – русские считают ниже себя. Русский имперский шовинизм неистребим, потому что он постоянно внушается сверху и поддерживается в простом народе. И в этом трагедия России и русского народа.