В Минске 25 октября 2013 года состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, в повестке дня которого была шлифовка нормативно-правовой базы Таможенного Союза и Единого экономического пространства.
Что, как предполагается, станет основой, на которой будет строиться Евразийский экономический союз.
Н.НАЗАРБАЕВ: «В РАБОТЕ ЕЭК НАБЛЮДАЕТСЯ ЯВНАЯ ПОЛИТИЗАЦИЯ»
Самым отрадным на этом заседании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) стал тот факт, что все президенты интеграционной «тройки» – и Владимир ПУТИН, и Александр ЛУКАШЕНКО, а не только один Н.НАЗАРБАЕВ, как это было на предыдущих заседаниях, говорили о подготовке к созданию не просто «Евразийского союза», а именно «Евразийского экономического союза».
Это уже есть хорошо, потому как два эти понятия представляют собой, как говорится, «две большие разницы».
Отрадно и то, что Президент РК обратил внимание своих коллег на саму Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), в работе которой, как ни прискорбно, уже «наблюдается явная политизация».
А это, разумеется, неприемлемо в принципе, так как идет вразрез с идеологией интеграции на постсоветском пространстве. Хотя, надо сказать, что русские не будут русскими, если хоть на миг забудут о своей, впитавшейся в плоть и кровь русского народа идее мессианства и так называемой «имперской миссии».
Поэтому, идя на интеграцию, Россия должна забыть о том, что она почти три века была метрополией, а бывшие советские, ныне суверенные республики – ее колониальными придатками.
И это – главное условие для восприятия и поддержки современной интеграционной идеи народами новых, независимых постсоветских государств.
К тому же, как заявил казахский Президент, «не могу не отметить, что российские члены Коллегии ЕЭК принимают участие в заседаниях правительства России и получают соответствующую установку, хотя согласно нашему договору, Комиссия и члены Коллегии неподотчетны никакому из наших правительств».
Здесь вызывает недоумение то, что председатель правительства России Дмитрий МЕДВЕДЕВ или не понимает недопустимости подобного отношении к статусу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), или уже ощущает себя главой правительства не РФ, а новой, Евразийской империи.
Но, скорее всего, это преднамеренная демонстрация со стороны России в лице экс-президента, а ныне премьер-министра РФ некоего ее «права сильного» на игнорирование договоренностей внутри еще только идущего, но далеко еще не завершенного интеграционного процесса.
А что будет, когда Договор о создании Евразийского экономического союза будет подписан?! «Великая Россия» как всегда начнет «гнуть» линию своего превосходства, а другие члены будущего союза терпеть этот ее вечный «синдром величия»?
Или они все же начнут действия по расторжению нового союза, в котором Россия снова будет себя ощущать метрополией, а союз де-факто превратится в неоимперию?!
Тогда зачем сегодня тратить столько времени, сил и средств из народных денег на все эти заседания-совещания, командировки, организацию работы Евразийской экономической комиссии, нехилую зарплату занимающихся интеграционными вопросами казахстанских, российских и белорусских чиновников, начиная с председателя Коллегии ЕЭК Виктора ХРИСТЕНКО?!
И не получится ли в итоге проделанной в благих целях огромной работы по интеграции извечный российский результат: «хотели как лучше, а получилось как всегда»?
Н.НАЗАРБАЕВ: «В ИНТЕГРАЦИОННОМ
ОБЪЕДИНЕНИИ ДОЛЖНО БЫТЬ РАВНОПРАВИЕ»
Хотя Таможенный союз с участием России, Казахстана и Беларуси уже создан и действует, но все отчетливей слышен недовольный ропот со стороны казахстанского бизнеса.
А он уже почувствовал на себе «тяжелую руку» своих славянских партнеров, которые как танки продираются сквозь экономические дебри ТС, не оставляя третьему своем союзнику возможности действовать по установленным для всех как бы единым правилам.
Видимо поэтому Президент РК на заседании ЕЭК был вынужден указать, что:
— Государства участвуют в этом процессе, прежде всего потому, чтобы решать вопросы, которые невозможно решить в одиночку, а в интеграционном процессе должно быть равноправие.
-Считаю, что деятельность Евразийской экономической комиссии должна быть направлена на устранение диспропорций и барьеров во взаимной торговле.
— Нельзя допускать со стороны Комиссии нарушений принципов регламента работы, ведь нередко документы поступают на согласование за один день до принятия решений.
— Надо завершить работу над тем, о чем уже подписаны договоры: по транспортировке нефти и газа подписали – не решается, по железнодорожным тарифам — не решается, по электроэнергии – не решается.
— Как, не выполнив то, о чем мы договорились, шагать дальше? Кто нас гонит? Время есть.
И действительно, в таком деле как создание после краха империи Экономического союза с бывшей метрополией нам нужны осторожность, компетентность, пунктуальность, дотошность, желание работать.
И то же самое России, которая вместо того, чтобы рассчитывать любыми путями, лишь бы поскорее одержать геополитическую победу и доказать Западу, что она снова стала хозяйкой на постсоветском пространстве, должна завоевать доверие к себе старых-новых партнеров по СНГ и избавиться от имиджа «империи зла».
Н.НАЗАРБАЕВ: «НЕОБХОДИМО УСТРАНЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА»
Оказывается, минусов в работе Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), наносящих ущерб Казахстану, немало.
Как считает Н.НАЗАРБАЕВ, идет рост торговых диспропорций в торговле Казахстана с партнерами по «тройке».
Так, «только за семь месяцев текущего года из России в Казахстан завезено продукции в три раза больше, чем экспортировано. А с Беларусью этот разрыв увеличился в восемь раз», — отметил казахстанский Президент.
К тому же, по его словам, сохраняются трудности и в доступе казахстанской продукции на рынки: используются нетарифные технические барьеры, завышенные санитарные и фитосанитарные требования, меры по сертификации, лицензированию и квотированию.
Как констатировал глава РК, «иногда создаются заведомо непроходимые условия, так как требуются нормы, отсутствующие в санитарных сертификатах наших стран. Отмечается снижение поставок белорусских продовольственных товаров на рынок России, так же, как и нашего мяса», — констатировал глава республики.
Кроме того, по мнению Н.НАЗАРБАЕВА, «необходимо устранить все действующие изъятия и ограничения в Таможенном союзе».
Критические замечания казахского Президента поддержал белорусский Президент, с сожалением заметивший, что сегодня, несмотря на проведенную работу, количество изъятий и ограничений не уменьшилось, а по некоторым направлениям даже возросло.
(Ну и загадка, как же это так надо работать по уменьшению изъятий и ограничений, чтобы их число, наоборот, возрастало! — Г.Ш.).
Также А.ЛУКАШЕНКО, вслед за Н.НАЗАРБАЕВЫМ, подчеркнул, что «мы не можем продуктивно двигаться дальше, не выполнив наших предыдущих договоренностей, не достигнув тех прагматичных, или, если хотите, практических целей интеграции, о которых мы неоднократно заявляли».
Все это говорит, во-первых, о ненадежности бывшей метрополии, как торгово-экономического партнера, чего, впрочем, и следовало ожидать, исходя из прежнего совместного опыта житья-бытья при царизме и советской власти. Тот же стиль притеснения, обмана, махинаций, отъема на правах сильного.
Во-вторых, что тоже немаловажно, сложившаяся в ТС ситуация указывает на неумение или боязнь казахстанских чиновников (под влиянием остатков колониального сознания) твердо отстаивать суверенные интересы Казахии.
И вообще, с самого начала казахстанские переговорщики по интеграции своей беззубостью и страхом вообще что-либо возражать сильному соседу создали заведомо невыгодные условия, для задуманного как взаимовыгодное, партнерства с бывшей метрополией.
Также Н.Назарбаев заявил на заседании ЕЭК, что со стороны предпринимателей большой критике подвергается Таможенный кодекс и обращается внимание на необходимость его либерализации, максимального упрощения таможенных процедур на внешней границе.
Ну и что особенно волнует Казахстан, так это то, что из-за интеграции с Россией, наша республика испытывает трудности с вступлением в ВТО.
«Очень серьезный вопрос – это вступление Казахстана в ВТО, — выразил беспокойство Н.НАЗАРБАЕВ.- Мы полностью шли в фарватере России, нам была обещана поддержка при вступлении в ВТО. Балтийская конференция будет в этом году в декабре, и Казахстан там мог бы уже вступить. Но мы не можем, потому что поддержали уровень защиты России».
А ведь, если вспомнить, то перед подписанием документов о создании Таможенного союза Россия вроде бы обещала, что его члены все вместе вступят в ВТО.
Однако в прошлом году РФ сама вступила в ВТО, а Казахстан теперь остался, как говорится, «на бобах» и «с носом».
Что касается Беларуси, то ей не жаль трудов, которых она еще и не вкладывала для вступления в ВТО. К тому же членство в ВТО и так ей «не светит» из-за позиции Запада, пока Президентом страны является А.ЛУКАШЕНКО.
Теперь, как считает Н.НАЗАРБАЕВ, российско-казахстанской делегации необходимо вместе вести переговоры с Евросоюзом и США, «которые нас туда (в ВТО) не пускают».
А так как на Западе «говорят: вступайте на позициях, которые вы защитили до вступления в Таможенный союз», тогда в Казахстане будет проблема с Таможенным союзом», — предупредил своих партнеров Президент РК.
Хотя Запад можно понять. Ведь В.ПУТИН тоже считает, что Украине будет закрыта дорога в ТС после подписания ею соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Так и Казахстан может теперь из-за членства в ТС остаться за бортом ВТО, с которым вел многолетние переговоры о вступлении.
И теперь все усилия могут пойти насмарку: и в ТС торговые диспропорции, притеснения и неравенство, и от ВТО можем получить от ворот поворот.
В.ПУТИН: «СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПРОСТРАНСТВО ОТ ЛИССАБОНА ДО ВЛАДИВОСТОКА»
Пока что только Россия из интеграционной «тройки» в полной мере получает дивиденды от Таможенного союза и ЕЭП, что, кстати, вполне ожидаемо и в потенциальном Евразийском союзе.
Не потому ли на заседании ЕЭК В.ПУТИН говорил в основном не о проблемах в ТС и ЕЭП, а все больше о необходимости дальнейшего укрепления интеграции, о работе по подготовке Договора о создании Евразийского союза.
В отличие от не внушающих оптимизма показателей в ТС, приведенных казахской и белоруской сторонами (см. выше), российский Президент привел более чем оптимистичные цифры, заявив, что:
— На фоне всеобщего замедления темпов роста в мире макроэкономические показатели в «тройке» выглядят вполне приемлемо, удовлетворительно.
— В первом полугодии 2013 года валовой внутренний продукт вырос на 1,7 процента.
Взаимный товарооборот в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, без учета топливно-энергетической продукции, в январе-августе прибавил 2 процента.
— За три года функционирования Таможенный союз доказал свою эффективность. Наши страны сформировали рынок на пространстве СНГ в 170 миллионов человек.
— Товарооборот ТС с внешними рынками постоянно растет, за восемь месяцев текущего года составил 604 миллиарда долларов.
В общем, оптимизм г-на Путина построен на принципе «средней температуры по больнице». Или, получается, что в ТС за три года условно съели три курицы гриль, то есть в среднем по одной на каждого члена «тройки». А на самом деле все три гриль-куры достались России. Таковы загогулины статистики.
«То, что мы пока не достигли по некоторым позициям того, о чем договаривались раньше, конечно, прискорбно,- так, довольно бесстрастно, оценил российский Президент проблемы Казахстана и Беларуси в Таможенном союзе, ограничившись при этом сухими призывами: – Нужно в этом направлении двигаться и добиваться тех целей, которые мы перед собой поставили».
А самым главным для В.ПУТИНА, конечно, является то, что «надо и далее укреплять интеграцию», конечная вожделенная цель которой – создание Евразийского экономического союза (для России желательно Евразийского союза, без слова «экономического»):
«Полагаю важным, чтобы договор о Евразийском экономическом союзе, ради которого мы сегодня собрались, включал в себя долгосрочные цели нашего взаимодействия».
Мало того, В.ПУТИН заявил, что «…мы стремимся к тому, чтобы создать единое Евразийское экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока».
При этом он пояснил, что Украина, которая собирается создать зону свободной торговли с Евросоюзом и берет на себя обязательства внедрить на своей территории правила и режимы торговой политики ЕС в рамках ассоциации с ним, может помешать этой глобальной интеграции «на равноценной и равноправной основе, чтобы мы не несли экономических потерь…».
СЕНСАЦИЯ! ТУРЦИЯ, СИРИЯ, ИНДИЯ
ХОТЯТ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ?!
А еще на заседании ЕЭК рассматривался вопрос о возможном расширении ТС и пополнения его новыми членами из числа постсоветских республик.
По решению «тройки», будет создана рабочая группа и выработана дорожная карта, по которой Армению, Кыргызстан и других желающих из стран СНГ будут принимать в Таможенный союз.
По мнению Президента РК, «преференции для отдельных стран не приветствуются, их надо принимать либо на общих основаниях в постоянные члены, либо в качестве наблюдателей».
В то же время «не чужая нам Украина стремится ассоциироваться в Европейский союз», — сокрушенно сказал глава Беларуси.
По его словам, успешность интеграционного проекта пробудила интерес к установлению с Таможенным союзом режима свободной торговли у таких стран, как Вьетнам, Новая Зеландия, государств Европейской ассоциации свободной торговли, а также Индии, Израиля, других стран и экономических блоков.
Как считает А.ЛУКАШЕНКО, «Беларусь, безусловно, приветствует присоединение к Таможенному союзу новых партнеров, Это делает его более устойчивым».
Сенсационно прозвучали слова Н.НАЗАРБАЕВА о том, что
— -«Турцию и Сирию надо брать в Таможенный союз, и тогда на Западе перестанут считать, что Казахстан, Беларусь и Россия воссоздают СССР».
— «Сейчас я слышу, и об этом уже многие говорят, что Сирия хочет вступить в Таможенный союз. Премьер-Министр Турции ЭРДОГАН обратился ко мне с вопросом, нельзя ли принять Турцию в ТС. Турция – большая страна, у нас есть общие границы. Тогда бы отпала любая критика. Турция – крупная страна с крупной экономикой».
С такой же сенсацией выступил В.ПУТИН, заявивший, что:
-«… такой же интерес проявляет и другая крупная экономика, одна из самых крупных экономик в мире – это Индия. Премьер-Министр Индии Манмохан Сингх просил меня поставить вопрос на нашей сегодняшней встрече о возможности подписания договора о зоне свободной торговли Индии с Таможенным союзом».
— «Я думаю, что, имея в виду объемы, масштабы индийского рынка, перспективы развития Азии в целом, нам надо самым серьезным образом отнестись к этому предложению».
Ну что ж, сенсация сенсацией, но если бы действительно Турция и Индия присоединились к ТС и далее в потенциальный Евразийский союз, то на душе у казахов отлегло бы.
Ведь в таком случае отпадает формат постсоветской интеграции: «удав» в лице России + «кролики» в лице постсоветских молодых суверенных государств = новая империя.
Не секрет, что Россия не скрывает своих геополитических амбиций под лозунгом возрождения великой России-империи.
Но только не это! Думаю, казахи предпочтут смерть от голода без интеграции, оставшись независимыми, чем интеграцию ради куска хлеба на основе российской неоимперской идеологии!
И это не пустые страхи, и даже не русофобия, а вполне реальная угроза потери суверенитета.
Во-первых, страшна не сама интеграция, как таковая, потому что она – вполне закономерное явление в современном мире. Вопрос в том, с кем интегрироваться.
Ведь Россия сегодня – внутриполитически нестабильное государство, несмотря на свое федеральное устройство, с размытой национальной политикой, но при этом там набирают силу массовые настроения под профашистским лозунгом «Россия для русских!». А также с выраженными центробежными настроениями субъектов федерации и все возрастающими оппозиционными настроениями среди граждан к власти.
И потом, как сказал на заседании ЕЭК казахский Президент, весь мир гадает, что же на самом деле предполагает проект создания Евразийского союза: — Сейчас, куда ни поедешь, везде задают вопрос: «Вы что, создаете Советский Союз или под Россией что-то организуете? Может быть, Турцию принять, и тогда вопросы закончатся?».