Марлен Зиманов
Любая государственность предполагает консолидацию духа народа, то есть наличие национальной идеи как собственной идеологической базы и как средства «собирания государства».
Создание государственности невозможно без национальной идеи или без «культурной программы», ведь только духовные ориентиры могут из населения создать народ, устойчивый к внешнему информационному и не только информационному воздействию и давлению.
О причине гибели Великого Тюркского каганата Габит Мусрепов сказал: «Они пали потому, что могли противопоставить врагу свои войска, но не смогли противопоставить ему свою культуру».
Бесспорным является то, что для сохранения действительного суверенитета необходима единая государственная идеология. Также очевидным фактом является вызов внешней среды, то есть окружения государств, которые основаны на национальной идеологии. В связи с этим надлежащим ответом может быть только адекватная по культурному, цивилизационному потенциалу идеология.
Такая идеология должна быть самодостаточной, то есть она не быть чрезмерно подверженной внешним цивилизационным влияниям. Ведь, если твой дом будет самодостаточным, то ты не будешь его перестраивать по образцу то одного, то другого соседа. А посторонняя модель не может быть перенесена в твое жилище, поскольку у твоего дома другой фундамент. Простая смена декораций не изменит функциональности твоего жилища.
Тюрки всегда были открытой цивилизацией, культурой, восприимчивой к новым веяниям, как с запада, так и с востока. Однако в условиях современной глобализации излишняя восприимчивость может погубить последние побеги казахской народной культуры. Две тысячи двести лет тому назад советник гуннского шаньюя (императора) Лаошаня так сказал об этом: «Численность хуннов не может сравниться с населением одной китайской области, но они сильны потому, что имеют одеяние и пищу отличные и не зависят в этом от Китая. Ныне, шаньюй, ты изменяешь обычаи, любишь китайские вещи. Если Китай употребит только одну десятую своих вещей, то до единого хунны будут на стороне Дома Хань. Получив от Китая шелковые и бумажные ткани, дерите одежды из них и тем показывайте, что такое одеяние прочностью не дойдет до шерстяного или кожаного одеяния. Получив от Китая съестное, не употребляйте его и тем показывайте, что вы сыр и молоко предпочитаете им».
Однако «сила вещей» влекла гуннов по пути увеличения потребностей, а, следовательно, и изменения быта, образа жизни и мысли. Это изменение привело их к гибели. «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Классическое выражение применимо и сейчас для плодов «западной культуры». Об этом же говорил в 8 веке каган Йоллыг-тегин: «Дав себя прельстить сладкой речью и роскошными драгоценностями, ты, о тюркский народ, погиб. Вы, люди, не обладавшие мудростью, послушавшись речи и подойдя вплотную, погибли там в большом количестве».
Согласно определению евразийца князя Трубецкого общество и государство основывается на четырех основах. Это: 1) государственная идеология, или же национальная идея; 2) материальная культура; 3) искусство; 4) религия. К этому следует добавить характеристику внешней среды, ведь от агрессивности или толерантности внешней среды всегда зависит характер внутренних процессов.
Важнейшим внешним условием является то, что Казахстан находится в окружении национальных государств: Китая, России, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, и по морю – Ирана и Азербайджана. Геополитически и экономически Казахстан может находиться под большим или меньшим влиянием того или иного соседа, это – естественное явление в мире глобализации. Однако, именно отсутствие государственной (или же национальной) идеи для Казахстана при наличии окружения национальных государств, имеющих вековые традиции национальной идеологии, может привести к потере собственного центра опоры и краху государственности.
Из ближайшего окружения Казахстана три страны являются важнейшими внешними партнерами для республики. Так, Китай и Россия могут определить не только внешнюю политику нашей республики, но и в силу своего потенциала могут также повлиять на и внутреннюю политику Казахстана. Необходимо отметить и тот факт, что именно эти страны влияют на внешние условия республики, оставаясь при этом при своих собственных ценностях. Кроме того, в нашем ближайшем окружении находится Узбекистан, также имеющий свои собственные духовные ценности и большой потенциал, демографическая экспансия которого уже началась.
Исходя из «евразийских» ориентиров, можно и необходимо определить схематически характерные отличия Казахстана и стран — его ближайших соседей.
Россия | Казахстан | Узбекистан | Китай | |
Истори-
ческая идеоло- гия. |
Исторически преемственные и взаимодополняющие идеи:
1. «Москва – Третий Рим»; 2. Российская империя; 3. Советский Союз. Все идеологические схемы закладывают основы лидерства и духовного превосходства России, ее мессианства Идеология самодостаточная, но она не имеет обратной связи с идеологией и психологией соседей и внутренних «анклавов». |
Отсутствие отчетливо выраженной общенациональной идеологии ведет к развитию «малых» родовых и жузовских «псевдо-идеологий» при комплексе неполноценности «малого» сообщества. | Идея империи Амир Тимура – лидера тюркского мира, Узбекистана — его наследника. Наличие «обще-узбекского» духа при сильных противоречиях, региональных земляческих интересах кланового общества. | Идеологическая традиция Поднебесной империи как центра мира, совмещается с «красным» вариантом тысячелетней доктрины конфуцианства как незыблемого порядка жизни людей и неприкосновенного табеля о рангах. Идея тысячелетнего превосходства. |
Территория и ланд-
шафт |
Разнообразный ландшафт, с преобладанием на обширных пространствах лесного, речного типажей, выход к обширным водным морским просторам. | Обширное степное пространство с выходом к горным и лесостепным ландшафтам. | Стесненность междуречья и замкнутость горных долин. | Обширный окультуренный ландшафт «китайского паркового хозяйства» в пустынном ареале. |
Материальная культура | «Машинная европейская» экономика, склонность к экстенсивному (по форме развития), «восточному» (по методам развития) типу хозяйствования. | Ресурсодобывающая экономика «3-го уровня» с колоссальным сырьевым потенциалом. | Экономика командного типа с элементами восточного натурального самообеспечения. | Модернистская «нэповская» экономика с колоссальным промышленным потенциалом. |
Духов
ность |
Безыдейность и бездуховность основной массы населения, его люмпенизированность при полном восприятии «массовой культуры» Запада.
Развитие подражательской местечковой «западнической» культуры, вплоть до скинхедства. |
Аморфность и инертность как тюркского, так и славянского населения. Мозаичность родовой психологии казахов. | Идея махали (соседской общины) на базе традиционных ценностей. Демографический взрыв на основе традиционного общества. | Внешне «красная» идея коммунизма.
Идея труда при традиционной торговой предприимчивости. Замкнутость и восточная непонятность. |
Искусст
во |
Европеизированное «подражательское» искусство по образцу западного шоу-бизнеса при отсутствии каких-либо действительно массовых народных «искусств и ремесел». Чувство псевдо-народности представлено штампами типа матрешек. | Культура «советского» типа — подражательство третьего уровня после российской «кальки» западной масс культуры.
Сохранение истинно народного пласта в культуре песни. |
Восточная по сути (близкая к южно – азиатскому, иранскому, образцу),
«Кишлачная» культура совпадает как в быту, так и в искусстве и т.д. с культурой «южных стран». |
Неизвестная по настоящему культура иероглифов, непонятная для человека извне. |
Религия | Поверхностное православие населения при наличии соборной ритуальности храмовых служб, но при отсутствии массового и реального вероисповедания в быту. | Поверхностная исламизация при реальной вере в «аруахов» означает приверженность «суфистскому» исламу Ходжи Ахмета Яссави. | Традиционная для Междуречья традиция махали – общины соседей совпала с идеей исламской уммы. Земледельческий тип. | Буддизм с его практически неизвестной и непонятной одухотворенностью букв и символов. |
Перспектива развития | Необходимость модернизации экономики. Демографический крест ведет к потере «внутреннего» пространства. | Необходимость индустриализации. Ограниченность демографического запаса. | Слабость и не конкурентоспособность экономики при переизбытке трудового ресурса. | Экономический рывок. «Обреченность» населения на «трудовую эмиграцию». |
Казахстан находится в окружении сильных национальных государств, практически каждое из них обладает объективным превосходством в экономическом, военном, демографическом отношении. Причем превосходство любого из вышеуказанных соседних государств в каком-либо объективном компоненте является подавляющим. Помимо этого, Китай, Россия и Узбекистан превосходят Казахстан также и в идеологическом отношении, так как они заложили в основу своей истории и воспитания патриотизма имперское прошлое своих предков. Но это их превосходство преходяще и является таковым только до тех пор, пока сами казахи не вспомнят свою золотоордынскую историю, оболганную и в царское и в советское время. Совсем другими красками написана эта история в иранских, арабских и даже в китайских хрониках.
Однако в настоящий момент и в исторической перспективе наиболее существенно субъективное превосходство соседних стран в культурном и идеологическом отношении, а также в традициях государственности и исторической преемственности. Их государственность построена на практически готовом фундаменте, тогда как Казахстан находится в поиске своей модели.
При таких обстоятельствах Казахстану необходимо быстро и четко определить себя не только как политически и территориально независимый субъект мировых отношений, но в первую очередь обособить себя как феномен цивилизации, самостоятельный идеологически и культурно.
Необходимо дистанцироваться от культурных влияний и идеологической экспансии, как с Востока, так и с Юга. Тем более, давление соседей, сильных в идеологическом и культурном аспектах, подкрепляется демографической экспансией. Еще более опасность потери казахами своего лица возрастает в связи с «мусульманской экспансией» с Юга, подкрепленной схожестью языка и нравов. Внешне она выглядит как тюркский образец, однако, в своей цивилизационной глубине она несет в себе исламскую нивелировку по образцу арабских и иранского государства, то есть потерю цивилизации чисто тюркского типа.
В то же время, слишком просто олицетворять для Казахстана “китайский фактор” только с его явным и гигантским экономическим и демографическим превосходством. Мощь китайской культуры и традиции во всем мире подтверждается тем простым фактом, что в любой стране мира любая малочисленная китайская община является самодостаточной. Она не смешивается с местным населением, живет своей внутренней жизнью, которая фактически независима от любого “аборигенного влияния”, помимо чисто полицейской или административной функции государства.
При этом также нельзя забывать, что когда-то, пусть даже в чем-то вынужденный для казахов, стратегический союз с Россией позволил им выжить, а не повторить судьбу джунгарского народа. В «вынужденном» союзе с маньчжурским Китаем джунгары потеряли не только имя свое, исчезнувшее из истории, но даже и жизнь свою, а если точнее, то один миллион жизней ойратов, вырезанных за три дня.
Казахстан имеет вековой опыт совместного сосуществования с Россией. Налицо близость исторической судьбы и государственного устройства. Внутри самой республики все казахи владеют русским языком, а славяне знают казахские обычаи и некоторые из них перенимают. Помимо этого, имеет место «взаимообмен» населением в пограничных регионах.
Поэтому, в первую очередь, следует определиться в отношениях с Севером. Россия явно слабеет во всех отношениях. В первую очередь, она теряет военную и геополитическую значимость, а также исчерпывает свои демографические ресурсы. Но, несмотря на свою слабеющую мировую конкурентоспособность, она является историческим партнером Степи. А ведь следует искать не врагов, их и так много, следует искать друзей, которых с каждым годом все меньше и меньше.
Россия также нуждается в исторических союзниках, которых она никогда не находила на Западе. Причиной этого было то, что сам русский народ есть восточный народ, принявший религию западного образца, но видоизменивший ее в православие в соответствии со своими исконными нравами и обычаями.
Полная уния Казахстана с Россией не возможна из-за различий в языке, вере, традициях и цивилизации, а также некоторых исторических моментов, в частности голощекинского геноцида. Однако геополитические моменты необходимо ведут к союзу с ней. Взаимно и для России нет более надежного союзника против натиска с «Востока», чем Казахстан. Так, Казахстан с его слабо исламизированным коренным населением является для России буфером от неспокойного исламского Юга.
С другой стороны, наш общий великий сосед Китай с его иероглифами и конфуцианскими принципами является по отношению к нам третьим миром, одинаково чуждым и русской и казахской культуре. А вот между Россией и Казахстаном, несмотря на явные различия в языке и вере, отсутствует цивилизационный разлом в государствообразующих принципах управления и ментальности населения. Российское царство имело свою богатую культурную традицию, а вот традиция московской государственности была преемственна и основана на тех же Золотоордынских принципах, что и Казахское ханство.
Историческую судьбу Великой степи определяла и всегда давила диктатура пространства при очевидной ограниченности водных ресурсов и малочисленности населения. Применительно к Великой России от океана до океана практически все великие русские идеологи говорили о диктатуре пространства и связанности с ней судьбы и души русского народа, о зависимости от ландшафта формы выражения русской национальной идеи. В этом единство исходных позиций для казахской и русской национальной идеи – экспансия ограниченного человеческого ресурса на безмерное пространство.
О необходимости преодоления диктатуры пространства на огромной территории Казахстана Ауэзов М.М. выразился так: «Надо поставить перед собой цель: с этим малым количеством людей быть в гармоничном единстве с огромным пространством. Только так мы сумеем его удержать».
Также Ауэзов М.М. обратился к истории вопроса, пояснив, что, «мы живем на территории, которая изначально славилась высоким качеством управления большими пространствами», а узын-кулак возник, так как «была необходимость владеть информацией, чтобы удерживать огромное пространство». Феномен казахского государства как раз и состоял в том, что небольшое для степного пространства количество людей получало одинаковую информацию без искажений, так как гонцы наизусть заучивали слова посланий. Владение информацией обеспечивало тогда, как и сейчас, контроль над страной.
Действительно, с древних времен качество управления определялось оперативностью связи и коммуникациями. Так Монгольская империя создала лучшую в мире ямскую почтовую службу. Римская империя строила для своих нужд лучшие дороги того времени, сохранившиеся до сих пор. В современных условиях качество управления должно представлять собой такие средства связи и коммуникации, какие создали Америку. Северная Америка обладает дорогами, лучшими в мире, и имеет безукоризненную телефонную службу. Поближе к нашим пределам можно вспомнить и качество автобанов Германии, связавших бундес-земли в единое государство.
Обширная Степь с редким разбросанным населением требует соответствия степной традиции государственности. Можно и нужно использовать стандарты Евросоюза в отдельных местностях и населенных пунктах, но нельзя полностью копировать европейское устройство в Степи, поскольку европейский индивидуализм разорвет молодую государственность.
В связи с этим, для развития казахской государственности можно видоизменять и прививать европейские политические институты, но нельзя разрушать генетической линии преемственности и характера управления степным государством.
В то же время, необходимо учесть и исторические уроки государственного управления в Казахском ханстве. Нельзя допускать тех же исторических ошибок. Так, в Казахском ханстве сосуществовали и на определенных этапах превалировали те или иные принципы политической организации общества. Ханство основывалось на родовом делении, но его организация и управление им осуществлялась, то по султанскому наместническому образцу, то на основе бийской родовой саморегуляции. И в том, и в другом случае, оба типа этой организации управления вели к сепаратизму. Для обширной страны, тем более, в период роста и государственного строительства, не допустима автономизация регионов и обособление местных элит.
Трудно согласиться, но современное казахское общество не имеет объединяющей национальной идеи. Ауэзов М.М. сказал, что «национальная идея – это прозрения пророков и мудрецов, вдохновенные слова поэтов, жертвенность гражданского подвига», а «ощущение отсутствия национальной идеи приходит в период разгула невежества, неумения людей справиться с исторически крупной задачей». Не хотелось бы соглашаться с правдивостью последних слов. Но на новом витке истории казахов ждет духовная дезинтеграция. В общественное сознание наряду с рыночными экономическими новшествами внедряются и сугубо западнические элементы психологии индивидуализма. Экономика западного образца неизбежно порождает индивидуализм как универсальное явление. Этот же индивидуализм больших городов уничтожает традиционный общинный дух, присущий казахскому народу.
Родоплеменной общинный дух присущ казахам, как и любому другому патриархальному традиционному обществу. В прошлом родоплеменной дух выступал в роли традиционной национальной идеи. Только в племенной форме сравнительно малочисленные народы объединялись и обустраивались на пространстве Великой степи, то есть Евразии. Вот этот дух уходит в прошлое, хуже того, он мельчает, когда национальная гордость сводится к псевдоидеологии жуза и своего малого рода, малой родины. Исчезновение чувства огромного пространства стирает казахскую идею, Великая Казахская степь становится земельным наделом латифундистов.
В условиях современного мира понятие национальной идеи является политической программой устройства обыденной жизни. Национальный патриотизм сейчас не требует жертвенности. Сейчас он выражается в призыве к реальной консолидации нации на базе осознания исторической преемственности и культурной солидарности. По большому счету, национальная идея сейчас — это также и программа каждодневной жизни общества и человека, в котором каждый должен знать, что его будущее зависит от его собственных усилий.
Необходима идея порядка и концентрации сил. Во-первых, только идея порядка и дисциплины труда способна преобразовать общество. Каждый должен честно исполнять свой долг, но для этого каждый должен знать, в чем состоит его долг. Разъяснить суть обязательств каждого гражданина, помочь ему осознать его персональную ответственность перед своей семьей – вот в чем заключается смысл национальной идеи в настоящее время. Во-вторых, для реализации своего долга необходима концентрация усилий каждого человека, ведь можно добиться любой цели, если все время бить в одну точку.
В качестве напутствия: «Надо выполнять свою работу как подобает римлянину, с чистой душой. Делать дело как последнее дело в своей жизни. Только тогда счастье найдет тебя», — так сказал римский император Марк Аврелий.