[:ru]
Об этом Forbes.kz рассказали участники рынка
Люди соскучились по ресторанам
25 мая в Алматы начнут работать свыше 3 тыс. пунктов общественного питания – более двух месяцев в условиях режима ЧП и карантина алматинские бары, рестораны и столовые не принимали гостей. Единственным способом выживания стали онлайн-заказы и доставка через курьеров. Но и это лишь капля в море, позволяющая заведениям не то что держаться на плаву, а содержать часть персонала и менеджмента и не дать заржаветь дорогостоящему оборудованию.
Открытия большого сезона – в текущей ситуации более точного определения вряд ли подыщешь – с затаенным дыханием ждут все рестораторы. Большинство из них тревожит лишь один вопрос: пойдет ли посетитель в заведения на фоне всех тревожных слухов о COVID-19 и требований по соблюдению санитарных норм? Впрочем, в Нур-Султане уже в понедельник, 18 мая, были открыты первые точки общепита, и, как кажется, основные опасения выглядят напрасными.
— В понедельник мы открыли в столице два наших заведения, и все прошло на ура. Все места были забиты. Не знаю, как это будет происходить в других барах, но все наши посетители отнеслись к санитарным требованиям с пониманием. Возникла даже ситуация, когда пришла компания из 6 человек, а размещать за одним столом более 4 человек мы не имеем права, и мы предложили им рассесться за два отдельных столика на требуемой дистанции. Гости согласились без всяких отговорок. Видно, что народ соскучился по нашей атмосфере, все было очень позитивно, — рассказал Юрий Негодюк, совладелец сети заведений, в которые входят Pinta, Bao, Tomato, Paul и так далее.
Как отмечает сам ресторатор, он также с пониманием относится к большинству требований властей о соблюдении санитарных норм и установлении в заведениях дополнительного оборудования.
— Некоторые из требований у нас уже были выполнены, может быть, не во всех заведениях, но в основной массе точно. Например, по лампам кварцевания. Нормально отношусь и к развешанным санитайзерам, и к уборке помещений – даже когда карантин закончится, будет соблюдаться гигиена. Что касается масок и перчаток для персонала, то пока придется работать в них. Тут ничего не попишешь, это безопасность и посетителей, и персонала, которую соблюдать приходится не только у нас, но и во всем мире, — добавил собеседник.
Наибольшая неприятность в требованиях по Алматы, которые озвучены госорганами на текущий момент, — это рассадка гостей в заведениях. По расчетам выходит, что на условных 100 кв. м разместятся до 25 человек, тогда как в докарантинный период на этой же площади могли разместиться 55-60 посетителей.
Не самым приятным выглядит и время работы заведений – до 23.00, что для баров, ресторанов и кафе также не очень выгодно.
При этом Юрий Негодюк отметил, что планирует запустить до 90% заведений сети (из более 50 единиц). Закрыться могут пара точек, которые «уже давно мозолили глаза – и кажется, что сейчас наступил тот самый момент, когда нужно остановиться». Остальные точки будут запускаться поэтапно, потому что часть заведений расположена в крупных ТРЦ, а точная дата их открытия пока так и не названа.
«Нам как никогда требуется поддержка государства»
— Думаю, большинство рестораторов рады тому, что мы наконец запускаемся. Да, будет непросто, но это лучше, чем простаивать. При этом я хотел бы подчеркнуть, что пока особой поддержки от государства мы не получили, хотя все и так прекрасно знают, что наш сектор очень сильно пострадал. Знаю, в какой трудной ситуации находятся некоторые коллеги. В относительно неплохой ситуации находимся мы, поскольку у нас нет выплат по кредитам и проблем с арендодателями. Во втором случае нам особенно повезло, потому что мы всегда заключали договора, в которых указывали вероятность форс-мажоров. Объявление режима ЧП официально помогло решить этот вопрос с нашими партнерами, и мы не будем платить за аренду на период простоя. К тому же крупные ТРЦ освободили нас от уплаты аренды. Но такая ситуация сложилась не у всех, — добавил Юрий Негодюк.
Сложнее с фискальными выплатами. Государство дало небольшую отсрочку на выплату части налогов, но по основным налоговым сборам отсрочка так и не была получена.
— Например, мы не получили отсрочку на выплату НДС. Предоставили отсрочку по выплате налогов с ФОТ за апрель-май, когда не работали. А нам уже совсем скоро нужно будет платить зарплаты и выплатить налоги за первый квартал, приближаются уже выплаты и за второй квартал — где на все это найти деньги в текущих условиях с учетом всех требований?! Плюс нужно будет совершить массовый закуп продуктов. Думаю, государство могло бы пойти навстречу и предоставить отсрочку по налоговым выплатам как минимум на год. Мы поднимали эту тему, обращались и в «Атамекен», там обещали как-то помочь, но пока никакого решения этой проблемы так и не получили, — развел руками ресторатор.
Что касается прогнозов, то спикер считает, что к докоронавирусным показателям сфера HoReCa сможет вернуться не ранее марта 2021 – и это оптимистичный расклад. По более пессимистичным данным на прежний уровень получится выйти к осени 2021.
— Большим фактором будет психология. По нашим данным, до 40% казахстанцев, опасающихся КВИ, вряд ли в ближайшее время станут нашими посетителями. А самое главное, идет снижение платежеспособности населения. Люди в первую очередь будут думать о том, как купить продукты, как отправить ребенка в школу, как приобрести товары первой необходимости. В период экономических потрясений в первую очередь всегда страдает сектор развлечений. Поэтому нам как никогда требуется поддержка государства. Хочу отметить, что рестораны и бары – это не только рабочие места в виде поваров и официантов. Мы связаны с массой других сфер. Например, с поставщиками продуктов, заточенных конкретно на нас, а не на ретейл – все-таки наша специфика заметно отличается. Плюс охранные агентства, электрики, сантехники, различные мастера по ремонту техники, водители, музыканты и так далее. Мы все связаны между собой. И если мы сильно просядем, то всем будет очень непросто, — заверил Юрий Негодюк.
Тысячи людей могут остаться без работы
Сеть столовых Qaganat также открылась для гостей в Нур-Султане на этой неделе. Как отмечает основатель и владелец одной из крупнейших сетей пунктов общественного питания в стране Чинара Бугимбаева, ее заведения готовы возобновить свою работу.
— Мы как социально ответственная компания будем выполнять все санитарные нормы, которые поставлены перед нами санитарными службами. При этом хочу отметить, что в период строгого карантина наша сеть обслуживала горожан услугой доставки во всех городах, где мы работаем, — Нур-Султане, Алматы и Караганде. Кроме этого именно Qaganat был выбран властями южной столицы для обеспечения бесперебойного питания медицинского персонала, а также пациентов, находящихся на лечении в Алматы, так что мы полностью не выпадали из рабочего процесса, пусть он и был не совсем обычным, — рассказала Чинара Бугимбаева.
При этом, несмотря на оптимистичный взгляд в будущее, собеседница подчеркивает, что есть ряд негативных факторов, с которыми сталкиваются практически все представители сектора общественного питания в текущий период возобновления деятельности.
— Главной проблемой является недостаток средств на ведение операционной деятельности. У нас есть 4 основные категории расходов: арендная плата, заработная плата, поставщики и налоги. Если говорить конкретно о нашей сети, то поскольку мы не получали доходов на протяжении последних двух месяцев, у нас накопился долг по арендной оплате и обязательным платежам в бюджет, — отметила предпринимательница.
Указанные трудности неоднократно подчеркиваются во многих докладах и исследованиях различных аналитических агентств, где отрасль общественного питания однозначно отмечается как одна из самых пострадавших в период карантина.
— Общепит не получил должной поддержки от государства, хотя такая помощь была в итоге оказана авиации, розничной торговле, финансовой сфере и сфере недвижимости. Нам непонятно, как мы можем выплачивать налоги за то время, когда мы не работали. Считаю, что этот вопрос не проработан в правительстве, и Министерству финансов следует обратить на это особое внимание. В предприятиях общественного питания трудятся тысячи работников, только в сети Qaganat работает более 1700 сотрудников, и если они потеряют работу, государству придется заботиться и о них, — объяснила Чинара Бугимбаева.
Не менее важной проблемой является и решение вопроса с арендодателями помещений.
— На мой взгляд, они, в отличие от других представителей МСБ, не понимают или не хотят понимать того, что в стране кризисная ситуация, требуя выплаты арендной платы в полном размере. В европейских странах этот вопрос решился на уровне правительства, и на период карантина была полностью отменена арендная плата для тех предприятий, которые не оказывали услуги в этот период, — добавила собеседница.
При этом она уточнила, что сейчас договаривается с арендодателями оживлять бизнес после карантина на партнерских отношениях, то есть «работать по-новому — в условиях новой реальности».
Что касается деятельности в условиях пандемии коронавируса, то многое будет зависеть от самих казахстанцев.
— Если мы хотим как можно скорее справиться с этим вирусом и вернуться к привычному образу жизни, то нам всем стоит соблюдать санитарные требования. Подчеркну, что мы будем выполнять их неукоснительно, но и наши гости также должны соблюдать все нормы, которые предписаны для посещения предприятий общественного питания. Находясь по работе в городе, вижу много гуляющих людей без масок. Считаю, нам еще больше нужно информировать граждан о необходимости защитных мер, об опасности вируса. Если это все не будет соблюдаться, власти опять могут ужесточить режим и мы все опять будем лишены свободы передвижений. Этого нужно избежать, но для этого нужно быть сознательным, — заключила Чинара Бугимбаева.
[:]