Я – не экономист и не политик. Я — обычный гражданин Грузии, который гордится тем, что «у Грузии получилось». Когда Лариса Буракова написала книгу «Почему у Грузии получилось» и ее перевели на несколько языков, в том числе и на украинский, многие стали понимать, что именно получилось.
Чиновники на постсоветском пространстве стали зачитываться этим исследованием, но повторения грузинских реформ не получалось. Только скромная имитация, скорее, внешние признаки. В Ереване, к примеру, построили стеклянный полицейский участок. Но стала ли армянская полиция лучше? В России милицию переименовали в полицию, но люди по-прежнему называют их «ментами». Из Таджикистана приезжали изучать опыт борьбы с коррупцией, но стало ли ее меньше в самой бедной стране Центральной Азии?
Результаты грузинских реформ стоит рассматривать с нескольких позиций – с политической, экономической, моральной. И, как необычно бы это ни звучало, экспортной — насколько возможна передача опыта в другие страны, с другой историей политической жизни, с другим менталитетом населения. Плохой пример показывает, что переписать чужую хорошую конституцию и назвать ее своей — просто, но будет ли она работать и насколько ее положения будут приемлемы в стране, где о демократии и правах ничего не знали и даже было опасно говорить.
Первая страна, которая решила не просто заинтересоваться, а повторить хотя бы часть из грузинских реформ, стала Украина. Это решение принято примерно при таких же условиях, в которых оказалась Грузия в 2004 году – повальная коррупция во всех структурах власти, прежде всего в правоохранительных органах, непотизм, неэффективная экономика, неясная внутренняя и внешняя политика.
Когда один из основателей грузинских реформ Каха Бендукидзе говорит украинцам, что их ситуация катастрофическая (он говорит точнее – в ж…пе), он, думаю, их намеренно пугает, настраивая на активную работу. В Грузии проблемы были точно такие же, включая того же агрессивного соседа, Россию. Отличие лишь в том, что Украина – страна, похожая на огромное лоскутное одеяло, из-за огромных отличий в политических взглядах, языках и ментальности населения, к тому же больше Грузии почти в 10 раз.
Очень опасные реформы
Не ошибусь, если заявлю, что самым страстным знатоком грузинских реформ является Владимир Путин. Он их возненавидел практически сразу, как только понял, что хочет Михаил Саакашвили и его команда. Реформаторы хотели – энергетическую независимость, реформирование администрирования государственной структуры, полиции, армии, образования и здравоохранения. И все – без согласия Путина.
Более 20 лет назад, кремлевские руководители были вынуждены расстаться с балтийскими странами, понимая, что европейские устремления латышей, литовцев и эстонцев не сломить. Но и Грузия, которую привыкли считать своей двести с лишним лет, тоже не захотела слушать «старшего брата». Путин испугался «эффекта домино». Он понял, если позволить одной постсоветской стране провести реформы, то следом захотят жить лучше и другие.
Кремль начал вмешиваться в процесс реформ практически сразу, как только почувствовал, что у Саакашвили что-то стало получаться. В 2006 году под надуманным предлогом было введен запрет на импорт грузинских продуктов, вина и воды. В том же году началась депортация грузин из России. Одновременно Кремль начал активно поддерживать грузинскую оппозицию, которая ежегодно проводила массовые протестные акции против Саакашвили.
В 2008 году Кремль попытался захватить Грузию, а после неудачи продолжил принимать и поощрять грузинских оппозиционеров, которые в лучших традициях российской пропаганды придумывали и распространяли слухи, сплетни и выдуманные истории. Однако, как бы ни старались в Москве, ни попытки переворотов, ни война, в том числе информационная, не смогли остановить реформы.
Грузинские реформаторы сломали, прежде всего, идеологический хребет советской и постсоветской номенклатуре. Как и все люди, жившие в СССР, население Грузии, к тому времени пережившее несколько войн в Абхазии и Цхинвали, хотело нормальных условий для жизни – быть здоровыми, жить безопасно и без взяток, и конечно, качественного образования для своих детей. Грузины с надеждой встретили приход Саакашвили, проголосовав с «туркменским» результатом в 96,27 процентов голосов. Реформаторы поняли, что надо действовать — быстро и эффективно.
Это слово «эффективно» сейчас произносят на Украине и Каха Бендукидзе, и Гиорги Вашадзе, создавший уникальный даже для Европы публичный сервис. Все, кто сейчас приезжает из Грузии на Украину, и объясняют украинцам, как можно достичь результата. Главной задачей было уничтожение коррупционных схем, чтобы население могло без взяток и подношений оформлять документы – от купли-продажи недвижимости до регистрации неправительственных организаций, политических партий и бизнеса.
Сейчас публичный реестр Грузии без проволочек предоставляет такие услуги за считанные минуты, без очередей. Реформа образования добилась не только эффективного обучения, но и администрирования, исключающего взятки. Частная медицина и страхование населения – необычны для привыкших к советской бесплатной медицине, но они окончательно разрушили старую систему вымогательства.
Самой уникальной оказалась реформа полиции. До сих пор в Грузии со смехом вспоминают гаишников с огромными животами, постоянно просящих взятки. Точнее, со смехом и ненавистью. Теперь полиция – гордость Грузии. Два-три года назад социологические исследования давали совершенно необычный не только для постсоветского пространства, но и для многих европейских стран результат – около 80 процентов населения доверяли полиции. Мальчишки хотели стать полицейскими, а конкурс в полицейскую академию превышал 10 человек на место.
Грузия советского и постсоветского времени была инкубатором воров в законе. Почти 90 процентов коронованных по понятиям – из Грузии. Внутри страны до революции роз воры и криминальные авторитеты заменяли полицию, вместо прокуратуры и судов решали все проблемы населения.
Поэтому, одновременно с началом реформы полиции был принят закон, позволяющий лишать свободы людей, признававшихся в причастности к воровскому миру. Часть воров была отправлена за решетку, часть эмигрировала. Люди вздохнули с облегчением, хотя еще недавно опасались ходить по темным улицам и подземным переходам опасаясь быть ограбленными.
Просматриваемые насквозь стеклянные полицейские участки, красивая форма, современные автомобили, квадроциклы, мотоциклы и самокаты, вежливость и высокая зарплата смогли изменить грузинскую полицию до неузнаваемости. Она стала гордостью Грузии и поводом для зависти соседей по бывшему СССР.
Уже никто не обращает внимания на то, как дорожный патруль может вам помочь поменять колесо или сопроводить при необходимости в больницу. Несколько лет назад глава МВД одной из центральноазиатских стран в тбилисском аэропорту взволнованно говорил журналистам о своих впечатлениях, потом повернулся к своему грузинскому коллеге, Вано Мерабишвили, и тихо сказал: «Я бы тоже хотел иметь такую полицию, но кто мне позволит».
Полиция на большей части постсоветского пространства имеет репрессивные функции, полностью подконтрольные государству с коррумпированной системой. Задача такой полиции сохранять спокойствие системы, а не граждан. Авторитарным властям не нужна полиция, которая может оштрафовать премьер-министра за неправильное вождение, как это было в Грузии года четыре назад. Изучение в полицейской академии и сдача экзаменов по правам человека и их соблюдению формально, наверное, есть в подобных заведениях в России или Казахстане, но в Грузии полиция им следует и выполняет законы. Существует контроль и свободными СМИ, которые никогда не дадут расслабиться полицейским и скрыть правонарушение. И совсем невозможно – участие полицейского в преступлениях.
Еще одно достижение – свобода бизнеса. В Грузии оформление бизнеса занимает от двух часов до нескольких дней. Малый бизнес, не имеющих доходов больше 100 тысяч лари (около 70 тысяч долларов) в год, освобождаются от НДС, а самих налогов – только пять видов. Существуют несколько форм трудовой деятельности, от которых государство вообще «отвернулось», их не надо регистрировать, получать лицензии и платить налоги, например, такси. Достаточно купить за 2-3 лари пластиковые «шашечки» и зарабатывай деньги когда хочешь — можно круглосуточно, можно по дороге со своей постоянной работы.
Реформаторы сделали то, за что обычно в постсоветских странах будут держаться до последнего – они разрушили все схемы взяточничества и коррупции, оставив для экономики полную свободу действия. Хочешь построить казино на побережье Черного моря? Государство даст бесплатную лицензию с условием, что владелец будущего казино построит гостиницу не менее чем на 100 мест. Земля под гостиницу и казино – бесплатно, проект гостиницы – бесплатно. Собственные затраты — только на строительство. Зато потом государство получит стабильный источник налогов.
Каха Бендукидзе, грузинский либертарианец, однажды произнес фразу, которая стала крылатой и понятной для тех, кто хочет изменить свои страны – «продается все, кроме совести». Успешный бизнесмен, прямая противоположность многих постсоветских чиновников из плеяды партийно-хозяйственной номенклатуры, Бендукидзе начал с глобальной приватизации всего государственного имущества, по большей части уже не рентабельного и простаивающего.
Затем — освобождения бизнеса от государственного контроля и защиты частной собственности. Государство в Грузии сейчас владеет только армией, МВД и административными зданиями, все остальное — частное, включая СМИ. Государству запрещено Конституцией создание государственных телеканалов, радиостанций, газет и прочих изданий. В Грузии каждый человек или группа людей без оповещения и получения разрешения может провести любую акцию.
И как вы думаете, Путину, стороннику жесткой авторитарной системы управления государством это нравится? Конечно, нет. Но ему не нравится и то, что постсоветские страны интересуются и кое-что перенимают у Грузии. По многим показателям экономического развития, открытости бизнеса, отсутствия коррупции и соответствующего законодательства маленькая, в 144 раза меньше России страна утерла нос «одной шестой суше». В понимании Путина, это совсем недопустимо — государство должно за всем следить и всем указывать.
Для простоты понимания происходящего в Грузии у меня есть главный аргумент – ЖКХ. В Грузии этого государственного монстра, подмявшего под себя и монополизирующего все ресурсы – газ, электричество и воду, просто нет. Как и нет единых тарифов, которые россияне должны оплачивать, даже если не используют столько газа или воды. В Грузии все в руках жителей – в домах установлены счетчики и собственные обогреватели.
Очень нужные реформы
Умные и активные реформаторы – всего лишь полдела. Грузия 10 лет назад приняла молодого Саакашвили и поддержала реформы. Население Грузии после всех войн за последние 20 лет и коллапса экономики Эдуарда Шеварднадзе, надеялось, что реформы смогут спасти страну. Надежды по большей части оправдались, но реформы принесли и неприятности. Особенно для той части населения, которая состояла из уволенных коррупционеров и государственных чиновников, а так же более 40 тысяч полицейских. Они потом стали ядром в партиях и движениях противников Саакашвили.
Как бы ни боролись лидеры недавней оппозиции, ставшие сейчас властью, лично с Саакашвили и Мерабишвили, значимость и эффективность реформ никто из них не оспаривает. Подсознательно оппозиционеры понимают, что ругань в адрес полиции, публичного реестра и нормальных дорог чревата объяснениями с населением. За полтора года новой сформированной коалицией «Грузинская мечта» власти, созданная реформаторами система работает как часы. Несмотря на то, что в новом правительстве нет реформаторов, а некоторые и вовсе сторонники, и соратники Эдуарда Шеварднадзе.
Если вы случайно или туристом попадете в Грузию, вам предстоит услышать много мнений от разных людей, прежде всего таксистов, которые до сих пор любят поругать Саакашвили. Вам могут рассказать душещипательные истории о родственниках соседей двоюродной сестры, которых «Миша лишил бизнеса». Начните расспрашивать о причинах и ненароком спросите о налогах, получите ответ — «ну да, налоги не платил, а зачем?» Но стоит ворчунам напомнить о том, что из себя представляла Грузия – без дорог, без электричества, газа, но с толстыми гаишками, они соглашаются и начинают ворчать уже на нынешнюю власть.
Возможно, правительство Саакашвили мало времени уделяло тому, что населению необходимо ежедневно разъяснять, зачем на побережье строится большое количество гостиниц, зачем нужны хорошие дороги, мосты и морские бульвары. Но и это не главное, спустя полтора года после победы «Грузинской мечты», население успело оценить качество работы предшественников и нынешнего правительства. Никто из жителей Грузии не хочет возврата к прошлому, разве что небольшая часть коммунистов и традиционалистов.
И Саакашвили, и Мерабишвили обычно отвечали на вопрос о трудностях, что делать реформы в такой маленькой стране как Грузия, намного сложнее, чем в большой. Но в маленькой стране есть свои проблемы – из-за родственных и соседских отношений, традиционной дружбы с малолетства — одноклассники, однокурсники. Как говорится, все друг друга знают. Часто родные братья и сестры, их родители могут иметь прямо противоположные политические взгляды. Но, с другой стороны, Грузия – живая страна даже в советское время отличавшаяся свободомыслием. Сложнее когда как на Украине, страна состоит из нескольких регионов с разной историей, ментальностью и языковым влиянием — на юге и востоке страны.
Смогут ли украинские реформаторы и грузинские консультанты убедить украинцев разных регионов в том, что будет необходимо пожертвовать многими привычками? Думаю, если бы реформы предлагались на «пустом месте», в результате обычной смены власти путем выборов, то проведение реформ на Украине было бы сомнительным занятием. Был же революционер Ющенко, который так и не смог реализовать идеи майдана 2004 года. Революционный настрой – хороший повод для изменений в стране, но Украина — редкая страна, в которой революцию совершали сразу три политические партии, хотя и со схожими взглядами на будущее.
Сможет ли новая власть убедить население Восточной Украины жить «как на Западе»? Насколько жители Донбасса способны будут понять преимущества свободной экономики после многих лет коррупции? Различие в ментальности – одна из главных трудностей предстоящих реформ, преодолеть которые необходимо в самое короткое время. Другая проблема – воспитанная в нескольких поколениях лояльность к нарушителям закона — знакомым, соседям, родственникам . Правовые знания и уважение к законам значительно ускорили бы реформы.
Украина сейчас оказалась в ситуации Германии после Второй мировой войны. Плана Маршалла нет, но есть огромная поддержка Запада, чего не было на начальном этапе реформ в Грузии. Желание видеть Украину европейской страной, пользуясь ситуацией отстранить Путина от вмешательства во внутренние дела постсоветских стран — хороший стимул для успешных реформ. И если за украинскую экономику взялся, хотя бы в качестве консультанта Каха Бендукидзе, успех будет, рано или поздно.
И еще один, может быть самый главный фактор успеха будущих реформ – новое поколение. Родившиеся в СССР и привыкшие к плановой экономике, бесплатному обслуживанию люди всегда настороженно принимают любые кардинальные изменения. Когда-то в Польше реформы назвали «шоковой терапией». Поляки пережили и возврата к прошлому уже не хотят.
В Грузии люди тоже с трудом привыкали к тому, что надо вовремя платить налоги и соблюдать законы. И тоже привыкли, не все, но большинство. Украине предстоит долгая и кропотливая работа по объяснению политики реформ. И судя по настрою большей части населения, украинцы понимают, что назад дороги нет. Терапия никогда не бывает быстрой, но качественное лечение приведет к выздоровлению.
Несколько лет назад Каха Бендукидзе создал один из лучших университетов в Грузии – Свободный университет. Качественное и современное образование приближает маленькую страну, бросившую вызов ржавой имперской машине, к успеху, к продолжению начинающихся реформ.