Чего ждут от нового министра труда и соцзащиты в Администрации Президента? Когда и как надо было реформировать пенсионную систему, чтобы это понравилось всем гражданам?
Что делать с казахстанскими детьми, которых бросили опекуны из США? На эти и другие вопросы нашему изданию ответила советник президента РК Гульшара Абдыкаликова, пишет газета «Мегаполис».
– Гульшара Наушаевна, пенсионный закон вроде и принят, а вопросы по нему остались. Взять хотя бы норму о том, что работодатель будет платить за работника 5%. Все прекрасно понимают, что работодатели в итоге этот налог «повесят» на работника…
– Я, как специалист, важность выравнивания пенсионного возраста для мужчин и женщин понимала, как и то, что реформу делать необходимо как можно скорее. Но, как женщина, предлагала более мягкий вариант, чем озвученный в итоге.
Поверьте, от того, что мы бесконечно будем делать пессимистические прогнозы, такие же, как про 5% обязательных отчислений от работодателей, положение не изменится. Казахстан по Конституции является правовым государством, значит, законы должны исполняться.
В своём выступлении глава государства дал поручение к существующим десяти процентам обязательных отчислений граждан ввести дополнительные 5% обязательных отчислений от работодателей. Зарплата людей при этом не должна уменьшаться. Сейчас Министерство труда и социальной защиты населения занимается разработкой легко контролируемого механизма отчисления этих 5% в Пенсионный фонд, потом, когда этот механизм будет утверждён правительством, начнётся активная работа по разъяснению нововведений пенсионного законодательства. Первый опыт показал, что необходимо доступно объяснить людям, зачем нужно выравнивать пенсионный возраст. Какие плюсы от этого будут для страны в целом и для каждого гражданина в отдельности.
– Сначала говорили о том, что, если срочно не повысить пенсионный возраст для женщин, то в бюджете появится дыра почти в 20 миллиардов долларов. Президент повышение пенсионного возраста отложил. Выходит, нет бешеного дефицита средств?
– Если вы слушали выступление Главы государства, он указал, что основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин стал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий. Он объясняется очень просто: ростом продолжительности жизни и тем, что 70% пенсионеров будут составлять женщины. Действительно, есть расчёты, что без поэтапного повышения возраста женщин расходы бюджета на выплату пенсий на период 2014–2024 годы вырастут на 3 триллиона тенге.
Здесь хотелось бы напомнить, что вообще-то норма о постепенном выравнивании пенсионного возраста заложена в концепции пенсионной системы, принятой в 1997 году. Эта концепция действует до сих пор. Там написано, что полное выравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин должно состояться к 2016 году.
В своё время эксперты Всемирного банка настаивали на том, что выравнивание необходимо произвести до конца ХХ века. Но тогда президентом страны была поставлена задача сначала решить проблемы бедности. Ведь тогда ниже черты бедности проживали около миллиона казахстанцев. Была введена адресная социальная помощь. Затем президентом была поставлена очередная задача по улучшению положения людей, в соответствии с которой была введена система социального страхования для инвалидов, семей, потерявших кормильца, и так далее. Третья задача, которую надо было решить, – это занятость населения. К её реализации мы приступили совсем недавно, пару лет назад.
– А сами вы как к повышению пенсионного возраста относитесь?
– Тут надо учитывать тот факт, что мне более чем кому-либо известны те аргументы, о которых говорил Глава государства. Когда я работала министром труда и соцзащиты, вопрос повышения пенсионного возраста для женщин поднимался внутри, но на широкое обсуждение не выносился. Но ведь от того, что о ней не говорят, проблема не исчезает. Поэтому правительство со Всемирным банком развития работали по нескольким направлениям. В 2010–11 годах были подняты все расчёты, эксперты ВБР изучали историю наших социальных реформ за 15 лет, делали расчёты и прогнозы. И по итогам было вновь сделано заключение, что нам необходимо поднимать пенсионный возраст для женщин. Я, как специалист, важность этого шага понимала, как и то, что реформу делать необходимо как можно скорее. Но, как женщина, предлагала более мягкий вариант, чем озвученный в итоге.
На первоначальном этапе мы предлагали ввести повышение пенсионного возраста для женщин на добровольной основе. А потом уже, новому поколению, которое полностью участвует в накопительной пенсионной системе, это люди, рождённые в 1965 году и моложе, ввести обязательный возраст выхода на пенсию в 63 года. Как мы видим, это в принципе сейчас и происходит: постепенное повышение пенсионного возраста с 2018 года приведёт к тому, что в 63 года пойдут на пенсию именно люди, рождённые в конце 60-х.