АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Гульжан Ергалиева. Про казахское кино…[:]

[:ru]

Россию захлестнул скандал с выходом фильма режиссёра Алексея Учителя ‘Матильда’. Волну подняла депутат Госдумы Поклонская, которая считает, что история фильма о любви божьего помазанника, последнего русского царя Николая ll и известной балерины Мариинского театра Матильда Кшесинской — это святотатство! Депутатшу поддержала церковная знать России, потом присоединились религиозные фанатики, к ним — толпы рашистов и… понеслось! Они требуют запретить фильм в стране и не показывать его в прокате. Нет более у России важнее проблемы на сегодня, чем Матильда.

Вся эта катавасия, прямо скажем, мракобесная получила широкий общественный и политический резонанс, разделив Россию на разные стороны. Об истинных причинах этого скандала можно догадываться — их множество. Но разговор не о том…

Хотелось бы, глядя на страсти в России вокруг кино, обратиться к нашему кино, которое никак иначе не назовёшь, как ‘тёмной лошадкой’. Народ долго ждал, когда же казахское кино поднимется на должный уровень. Сначала нам говорили в СССР, что вот обучим казахов во ВГИКе, а теперь говорят — поучим в Голливуде и наше кино станет премьерным. Учили-учили, ждали-ждали, а теперь и вовсе — забыли про свое кино. Мы так и не дождались НИ ОДНОГО! фильма, который бы вышел в мировой прокат и прославил казахское кино. А сколько было ожиданий: фильм Кочевник — мимо, фильмы про ‘небеса детства’ — жуткая конъюнктура, теперь в тренде бандитское кино — слабое подражательство российским сериалам тридцатилетней давности эпохи Перестройки.

Вы скажете, у нас много авторского кино, что многие из них призы получают на фестивалях? Нет, эти фильмы — как разговор 
наркомана с токсикоманом. Сплошной поток бессознательного, порой граничащий с психиатрической лечебницей. (За редким исключением были интересные фильмы, но они так и не преодолели отечественного порога и в прокате не появлялись). А что касается фестивалей, то их в мире как курей нерезанных, а престижных и признанных, наверное, только 5 или 6. Вот в этих курятниках и премируются казахские фильмы, наверное из жалости….

Но самым важным показателем адекватности кино является зрительский спрос и кассовые сборы. Ну скажите, за последние 25 лет был у нас хоть один такой фильм, чтобы охватил интерес населения Казахстана в том масштабе, как охватил фильм Аватар население всего мира? Это же позор какой-то, словно у нас сплошное бездарное киносообщество, не способное создать хотя бы одно талантливое, безусловно талантливое, произведение! Даже в совке, при таком зажиме цензуры и инакомыслия, создавались гениальные кинокартины. Значит, наша Независимость сделала нас в творческом плане только тупее и отбросила в глубокое болото застоя! В чем дело?

Вроде кадры есть, деньги есть, база есть… Но наше кино утонуло в глубоком кизяке. Убили (даже зачатки советского периода) питекантропы от кино — министры, директоры Казахфильма, народные агашки театра и кино, бездарные (но идеологически проверенные) дилетанты — сценаристы, режиссеры, продюссеры и прочая сопутствующая кинотусовка. Сегодня это не творческое сообщество кинодеятелей, а закрытое общество киносектантов со своими правилами отношений, обрядами преданности, мерками оценок, борьбой с чужаками…. Все захапали, поделили, оградились забором, чтобы пилить деньги на кино. Отсюда застой всего производства — идей, сценариев, режиссуры и т.д.

Почему то стало привычным считать, что казахское кино — это отстой! И никто ничего от него уже не ждет. Это они нас приучили к этой мысли, чтобы никто ничего от них не ждал, не требовал, не проверял, не возмущался. Чтобы убивать конкуренцию и душить новации, гнобить молодые таланты на корню. Чтобы никто не смел лезть в этот Орден Бездарного Казахского Кино!

А кто полез, тех обламывают как тонкий прутик. Уголовные дела на народного артиста Жаманкулова и киногруппу фильма ‘Феникс’ — это был наглядный эшафот для правдоискателей в кино. Ведь кино, как известно, самый важный идеологический инструмент в формировании общественного сознания. Поэтому сложившуюся киносистему в стране охраняют с самого верха. И даже участвуют в ней.

Младшая дочь елбасы стала продюссировать казахское кино. Не запретишь, конечно. Но доверия как к продюссеру высокого класса конечно нет. Во-первых, увлечение это не профессионализм, во-вторых, ни один из выпущенных фильмов под покровительством Алии Назарбаевой что-то народ не заметил и аншлагами эти картины не отличились. Лично я не смотрела, потому что точно знаю, что казахское кино сегодня плохое. Плохое априори — нет там по умолчанию ни мастерства, ни правды, ни открытий… Алия Назарбаева выбрала себе некоего режиссера Акана Сатаева, которого стремится сделать культовым. Но, судя по его фильмам, из него не получится казахский Спилберг. Однако группа приступает к сьемкам фильма с очень ответственной темой — исторической картины про царицу древних саков Томирис.

Как говорится, чем бы дитя ни тешилось… Но есть очень большие опасения, что и этот фильм получится полуфабрикатом, как и все предыдущие исторические фильмы отечественного производства, хотя их создавали киношники покруче, чем любитель сценарист Алия Назарбаева и скоростной режиссер Сатаев. Надо ли и можно ли так экспериментировать с таким важным, трудным и ответственным материалом, как историческое кино? Ладно денег не жалко, если получится халтура творческая — это одно. Но сколько можно создавать в казахском кино историческое вранье и лепить слабую идейность народа? На чем будем воспитывать своих потомков? На всякой халтуре?

В России хотя бы скандалят на тему правдивости фильма ‘Матильда’, у нас же что угодно и как угодно воротит в кино, которое народ не смотрит, но всем при этом просто отлично!

Уже ВТОРОЕ поколение в Казахстане выросло на голливудских и российских фильмах. Вот и думайте, какой национальный менталитет у них сформировался… Сонда қазақ исі неден шығады?

Алтынорда

[:]