АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Гунно-Тюркский Курултай в Мадьяристане

6HAFAIbraSIС 10 по 12 августа текущего года в Венгрии возле поселка Бугац, в Национальном парке Кишкуншаг прошел Курултай гунно-тюркских народов. Хотя точнее было бы назвать его этнофестивалем, сами венгры-мадьяры и все гости называли мероприятие Курултаем.

Вторжение в Европу

Венгрия имеет три названия: официальное – Хунгария, неофициальное – Мадьяристан и славянское – Венгрия. За исторический период на ее территорию было несколько волн нашествия степных кочевых племён с востока. Сюда вторгались сарматы, гунны, авары, мадьяры, кипчаки. Как сказал бы поэт:

… Вожди кочевые народы вели за собой.
И орды степные с просторов Тургая
С коней не слезая текли до Дуная
Неотвратимо, волна за волной…

Самой главной волной считается приход мадьяр во главе с ханом Арпадом в конце IX века, поэтому начало своей государственности и королевскую династию Арпадов венгры ведут от 896 года. Арпад считается потомком Атиллы, соответственно, мадьяры также считают себя потомками гуннов. Пришлые кочевники-мадьяры ассимилировали местные южно-славянские племена, передав им свой язык, но заимствовав славянские гены и некоторые элементы культуры. А в последние десятилетия многие современные жители вспомнили свое центральноазиатское происхождение и стали называть себя мадьярами, а страну – Мадьяристаном. Демонстрация кочевых традиций даже становится их визитной карточкой. Курултай это наглядно показал

Хотя венгерский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, мадьяры предпочитают подчеркивать не лингвистическое родство с уральскими ханты-манси или финнами, не генетическое родство со славянами и немцами, а этно-культурные связи с древними гунно-тюркскими племенами Центральной Азии. Они знают, что в Казахстане живут рода мадьяр (подразделение аргынов и кипчаков). Считается, что эти рода — остатки мадьярских племен, ушедших на запад. Конечно, в ориентации Венгрии на восток присутствует и экономический интерес. Отношения со

160-ти миллионным тюркским миром престижнее и выгоднее отношений с 25-ти миллионным финно-угорским миром. Казахстан, в отличие от Эстонии, или Финляндии богаче минеральными ресурсами. Это также имеет значение в тяге мадьяр ко всему ко-чевому, к тюркскому в частности, и к своей прародине – Казахстану. А поскольку и сарматы, и гунны, и мадьяры, и кипчаки – выходцы из Казахских степей, мадьяры полушутя называют себя самыми западными из казахов, а казахов – самыми восточными из мадьяр.

Ну а 8 августа 2012 года произошло очередное вторжение в Мадьяристан. Снова, как тысячу лет назад, венгерская пушта наполнилась звоном мечей, свистом стрел, топотом копыт и щелканьем пастушеских бичей. Снова раздались звуки шан-кобыза, шаманских бубнов и приветственные языческие выкрики Уй,уй – Хойра!! Это вторжение в Европу более 200 представителей тюркских народов назвали гунно-тюркским Курултаем.

Факты и цифры Курултая

На Курултае ханов не выбирали, никому войну не объявляли, никаких политических решений не принимали. Просто мадьярам нравится монгольское слово курултай. Они вкладывают в него смысл этнофестивально-спортивного праздника. Действительно это красочное трехдневное шоу, на которое собираются мадьяры со всего Карпато-Дунайского региона, а точнее со всей бывшей Magna Hungary (Великой Венгрии). Известно, что после Первой Мировой войны территория Австро-Венгрии была расчленена между соседними странами, и нынешняя Венгрия – всего лишь половина (а может и меньше) по территории и населению от бывшей Великой Венгрии. Ностальгия по великодержавию — еще один из факторов обращения мадьяр к своему героическому, кочевому прошлому. Национальные герои – кочевые вожди Атилла и Арпад, этнофестиваль называют курултаем, а себя — мадьярами, на курултаях живут в юртах, надевают национальную одежду, а мужчины — часто и средневековые доспехи, блистая шлемами и саблями. Не забыли мадьяры и тюркского бога и рунический алфавит. Рунические надписи на сувенирах, и даже в названиях населенных пунктов, в последние годы здесь встречаются чаще английских наименований. Настоящим апофеозом Курултая стал древний обряд кормления огня и поклонения Тенгри. Нам бы казахам – формально настоящим потомкам центральноазаиатских кочевников, поучится у мадьяр такому гордому и бережному отношению к национальным традициям, к национальной одежде, к культу коня и оружия. Правда один из гостей – аварец Мурат из Дагестана, как истый мусульманин, назвал процесс повязывания ленточек и прикосновения к Древу Жизни разгулом шаманизма, и обещал после Курултая неделю ходить в мечеть и слушать местного имама. Но казахам повязывать платки на деревья и загадывать желания, прикасаясь к стволу, не впервой. Нас этим не испугаешь.

Возвращаясь к теме, нужно сказать, что небольшие локальные курултаи здесь проходят ежегодно, а данный крупный Курултай, проводящийся каждые два года – третий по счету. Нас — представителей тюркских народов приглашают на Курултай в качестве почетных гостей. В прошлом Курултае в 2010 году участвовали представители 11 тюркских народов.

В этот раз, наряду с Мадьяристаном, в Курултае приняли участие 7 тюркских государств: Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Северный Кипр, Туркменистан, Турция, Узбекистан; 7 автономных тюркских республик: Башкортостан, Карачай, Каракалпакстан, Татарстан, Тува, Чувашия, Якутия; уйгуры, а также представители 5 прочих евразийских народов: авары, болгары, буряты, монголы, японцы. Чтобы никого не обидеть, на поле Курултая были вынесены 21 флаг всех перечисленных народов. И всех нас мадьяры приняли совершенно бесплатно, обеспечив проживание, питание и культурную программу, включающую, кроме Курултая, экскурсию по Будапешту и отдых на озере Балатон.

Конечно, это было грандиозное мероприятие, включающее в себя театрализованные шоу-программы, музыкальные представления, археолого-антропологические выставки, ярмарку ремесленников. За три дня Курултай посетило более 140 тыс. посетителей. На территории Национального парка Кишкуншаг было установлено более 150 юрт. Эти юрты использовались как для жилья, так и в качестве бутиков для продажи изделий и сувениров. На такой ярмарке можно было купить все: как традиционные сувениры, так и средневековое вооружение и доспехи. А один из ремесленников – кузнец прямо в поле установил горн и наковальню, и в режиме реального времени продемонстрировал все этапы превращения железа из руды в наконечник копья. Для конных шоу было отведено специальное поле с трибунами. Там проходили конные и пешие парады, кокпар, имитация поединков жекпе-жек, демонстрировались элементы джигитовки. В другом месте на двух больших сценах выступали этнические ансамбли, как из Венгрии, так и из тюркских республик. Там два раза с огромным триумфом выступил наш ансамбль «Туран».

Казахстанская делегация, сформированная руководителем фонда «Великая степь» Айбеком Накиповым, была самая многочисленная и включала 51 чел. В ее составе были ученые, бизнесмены, музыканты, художники, юристы, писатели, ювелиры, дизайнеры, журналисты. Самыми маститыми оказались Председатель партии «Табигат» Мэлс Елеусизов, Президент Ассоциации промышленности стройматериалов Марал Томпиев, Директор института Истории и Этнологии Ханкельды Абжанов, Директор института Общей генетики и Цитологии Лейла Джансугурова, Директор телеканала «Алматы» Кайрат Балтабай, владелец сайта elim.kz Олег Халидулин, бизнесмен и учредитель движения «Улы Дала Алеми» Смат Аязбаев, Заслуженный художник Казахстана Ахмет Ахат, доктора исторических наук Айболат Кушкумбаев и Серик Ажигали…

Над Бугацем солнце садится…

Пожалуй, самым главным результатом Курултая стали встречи и знакомства с новыми людьми в атмосфере тюркского братства и взаимопонимания. Воистину нет ничего ценнее роскоши человеческого общения. А встречи были разные, как ожидаемые, так и неожиданные.

Самой главной запланированной встречей Курултая стал прием тюркских гостей в венгерском Парламенте. Само здание Парламента – одно из красивейших зданий Будапешта и Европы. Оно построено в неоготическом стиле к тысячелетию венгерской государственности – в 1896 году (полностью закончено в 1904). Нас принимали в огромном старинном зале заседаний, расписанном золотом, призванном подчеркнуть могущество Австро-Венгерской империи. На трибуне – покровители и руководители Курултая. С приветственным словом выступили вице-спикер Парламента Шандор Лежак, зам министра иностранных дел Кесени Ерно и президент фонда «Туран-Венгрия» Андраш Биро. Но для большинства делегатов такой высокий уровень поддержки Курултая со стороны венгерских властей оказался неожиданным. Особенно для уйгуров, когда, при перечислении делегаций, с трибуны было произнесено слово Уйгуристан.

Вечером в одной из районных мэрий Будапешта в нашу честь был дан ужин. Там в неформальной обстановке с приветственным словом от гостей выступили Айбек Накипов и Мэлс Елеусизов. А один пожилой каракалпак и Марал Томпиев дали бата начавшемуся Курултаю.

Встречи продолжились на поле Курултая в Национальном парке Кишкуншаг. Парк основан в 1975 году и объявлен ЮНЕСКО биосферным заповедником, сохраняющим нетронутые образцы степной экосистемы. Т.е. это и есть самая западная часть евразийской Великой степи. Здесь и развернулись главные события Курултая.

В программе конных шоу был запланирован кокпар. Наши казахи Марал Томпиев и Кендыбай Абишев решили принять в нем участие. Как оказалось, мадьяры собирались таскать мешок с песком, обернутый козлиной шкурой. Марал забраковал этот выбор и дал

им посмотреть видео с настоящим казахским кокпаром. Мадьяры быстро сообразили, что к чему, и чтобы не ударить лицом в грязь тут же закололи настоящего большого козла. Правда подготовили его не совсем правильно – отрезали ноги и оставили голову. Но и с этим неправильным кокпаром Кендыбай показал, как надо его таскать и, говоря по-футбольному, «забил два гола из трех». Мадьяры были в восторге!

Состоялись научные контакты. Казахстанские историки встретились с известным венгерским историком Иштваном Эрдели, который прочитал лекцию «О ранней истории Венгрии». Директор казахстанского Института Истории Ханкельды Абжанов и главный специалист по казахским шежере Олег Халидулин познакомились с директором башкирского Института Истории Фирдаус Хисаметдиновой. Тут же два директора договорились о совместной работе над проектом «Герои тюркской истории». А с Олегом договорились о создании Единого шежере тюркских народов.

Казахский художник Есенгали Садырбаев встретил виртуального друга по Фэйсбуку – венгерского художника Залана Кертаи. Как оказалось обоих объединяет «одна, но пламенная страсть» к исторической живописи. Залан – автор портрета Атиллы, широко эксплуатирующегося на мадьярских курултаях. Причем незнание языка не стало препятствием для общения двух художников. «Представляешь, Залан пригласил меня к себе в Будапешт и показал свои работы. Он работает так же как и я – долго изучает материал и тщательно выписывает предметы быта и детали одежды своих героев» — с восторгом рассказывал Есенгали.

Наш казахстанский кипчак Ильяс Сулейманов встретил своих сородичей- кипчаков из Венгрии, Румынии, Каракалпакстана, Азербайджана. Представляете, в одном месте собрались пять кипчаков из разных концов Великой степи! Как говорит Ильяс, пожилой кипчак из Румынии даже прослезился от избытка чувств. К сожалению, у Ильяса позже украли фотоаппарат, и запечатленный волнующий момент остался только в их воспоминаниях.

На ярмарке, возле одной из юрт, я заметил длинную очередь. Подойдя ближе увидел, что это тувинский шаман организовал платный прием. В большой перевернутый бубен сыпались евро и форинты, а шаман, воздевая руки к небу, благословлял легковерных мадьярских женщин. Не знаю, был ли рад этому тувинец, но мадьярки были явно довольны общением настоящим азиатским шаманом. «Сюда бы казахского баксы» — подумал я.

В течение трех дней Курултая и последующих дней культурных программ у каждого из нас было множество разных встреч и знакомств. Всех не перечислишь. От них остались фотографии, остались воспоминания… Осталось огромное чувство благодарности Андрашу Биро – непосредственному организатору и руководителю Курултая. Марал Томпиев сказал про него, что это великий человек, и что мы не раз еще о нем услышим. Марал сам организовывал маленький этнофестиваль под Алматы, поэтому знает, что говорит, каких трудов и денег это стоит.

После Курултая у нас осталось, как принято говорить, «чувство глубокого удовлетворения» от встреч между собой и братьями-тюрками. Пусть Венгрия — бедная страна, к тому же в тисках экономического кризиса, но мадьяры сумели обеспечить нам и хлеба, и зрелищ, и роскошь человеческого общения.

Над Бугацем солнце садится,
И в бубен ударит шаман…
Пусть в наших сердцах возродится
Хунгария Магна – Великий Туран!
Курултай закончился. Да здравствует Курултай!

Мурат Уали

Алматы – Будапешт – Бугац – Кишкуншаг — Балатон.