После того, как на недавнем расширенном заседании правительства РК президент страны публично упрекнул министра финансов Бахыта Султанова в «доброте» за государственный счет, в отличие от «нормального» казначея, который должен следить за каждой копейкой, и предложил вернуть на этот пост Болата Жамишева, стало ясно, что положение дел в казне сейчас хуже некуда.
А в таких случаях практически единственным способом сохранения надлежащего уровня бюджетных расходов остается не столько экономия, сколько быстрое наращивание долгов государства, что, собственно, и наблюдается в нашей стране. Занимать оно может как на внутреннем рынке, так и за рубежом путем привлечения займов либо за счет выпуска долговых ценных бумаг. Соответственно в статистике государственного долга выделяются его внутренняя (перед резидентами Казахстана) и внешняя (перед нерезидентами) части. Кроме того, есть еще и гарантированный государством долг, к которому относятся негосударственные займы, обеспеченные его гарантией. Исключительным правом предоставления государственных гарантий обладает казахстанское правительство.
Аппетит приходит во время еды, а долговой — в кризис
Так вот, согласно официальным данным, опубликованным на сайте Минфина, только за прошлый год объем государственного долга вместе с гарантированным государством долгом и долгом по его поручительствам вырос более чем на четверть (27,3%) — до 5 трлн. 778,4 млрд. тенге, а в абсолютном выражении — на 1 трлн. 238,1 млрд. тенге. В долларовом эквиваленте прирост оказался меньше — 7,2% до $31 млрд. 688,6 млн., что объясняется прошлогодней девальвацией тенге.
При этом собственно государственный долг увеличился на 28,6% до 5 трлн. 655,4 млрд. тенге ($31 млрд. 14 млн.) на начало текущего года. В свою очередь, основную часть этого показателя составляет долг правительства, выросший за год на 27,6% до 5 трлн. 613,1 млрд. тенге ($28 млрд. 632 млн.), и включающий внутренний долг (15,6% до 4 трлн. 178 млрд. тенге, или $22 млрд. 912,1 млн.) наряду с внешним (83,1% до 1 трлн. 435,0 млрд. тенге, или $7 млрд. 869,7 млн.). Понятно, что объем внешнего долга правительства увеличивается автоматически после девальвации тенге, но и при этом его динамика в прошлом году явно опережает темпы обесценения казахстан¬ской валюты к доллару. Как известно, в прошлом году правительством были успешно размещены суверенные еврооблигации Казахстана на $2,5 млрд., кроме того, были привлечены масштабные займы международных финансовых организаций.
А кабмину пришлось пойти на такой шаг, выглядящий весьма опасным после обвала курса тенге к доллару в нынешнем году, по той простой причине, что были исчерпаны возможности по наращиванию долговых обязательств за счет внутренних источников, главным из которых выступают пенсионные накопления ЕНПФ. Напомним, что этот государственный монстр согласно его инвестиционной декларации может вкладывать в государственные ценные бумаги, выпущенные правительством Казахстана, от 20% до 50% всех пенсионных активов. На начало октября текущего года их было вложено в ГЦБ на 2 трлн. 337,6 млрд. тенге, что составило 43,6% от всего объема инвестиционного портфеля ЕНПФ, управляет которым Нацбанк.
Помимо части, приходящейся на правительство, в составе государственного долга учитываются также долги Нацбанка (26,9 млрд. тенге на начало текущего года) и местных исполнительных органов (233,0 млрд. тенге), но их объем незначителен. Гарантированный государством долг за прошлый год вырос лишь на 0,5% — до 83,3 млрд. тенге, а долг по поручительствам государства даже снизился на 1,2% — до 39,7 млрд. тенге
Волшебная палочка девальвации
Рост долговых аппетитов правительства вызвал вполне естественное беспокойство депутатов парламента. Так, весной этого года сенатор Владимир Бобров в ходе пленарного заседания верхней палаты потребовал от г-на Султанова пояснить, из-за чего госдолг так резко вырос в прошлом году и какие меры принимает правительство для его снижения. Министр пояснил, что увеличение правительственного долга происходит за счет дефицита бюджета, составившего в прошлом году более 1 трлн. тенге. С учетом же курсовой разницы после девальвации и взаимного изменения кросс-курсов валют набежало 1,2 трлн. тенге. Отношение госдолга к ВПП на начало текущего года составило 14%, тогда как, по словам г-на Султанова, ковенанта, определенная в рамках соглашений по координации макроэкономической политики в рамках ЕАЭС, составляет 50%, а у государств — членов Европей¬ского союза — 60%. Долговая нагрузка на бюджет сложилась в прошлом году на уровне 10% при лимите в 15%.
По прогнозу, сделанному тогда министром, на конец текущего года госдолг достигнет 7 трлн. тенге, или примерно 16,6% к ВВП, что, по его мнению, не должно вызывать особого беспокойства. Однако в реальности уже к 1 октября, по данным Минфина, этот показатель достиг 7 трлн. 829,5 млрд. тенге, увеличившись с начала года на 35,5%, что значительно превышает прошлогодние темпы. Так что, судя по этой динамике, достижение планки в 10 трлн. тенге уже не за горами. Однако благодаря девальвации тенге в долларовом эквиваленте произошло весьма значительное снижение этого показателя за 9 месяцев текущего года — на 8,6% (до $28 млрд. 955,1 млн.) А так как перед МВФ и рейтинговыми агентствами власти Казахстана отчитываются по макроэкономическим показателям в долларовых величинах, то неудивительно, что с их стороны не слышно каких-то особых нареканий в связи с быстрым ростом долговых аппетитов правительства.
Не слышно особой критики из-за рубежа и по поводу значительного внешнего долга Казахстана, объем которого, согласно данным Нацбанка, по итогам первого полугодия текущего года составил $155 млрд. 238,9 млн. Во-первых, доля государства в этом показателе невелика, а основная его часть — $81 млрд. 654,4 млн. — приходилась на межфирменную задолженность, представляющую собой долги казахстанских «дочек» перед их иностранными материнскими компаниями. Во-вторых, с начала года общий объем внешнего долга немного снизился — на 1,4%. В-третьих, заметно уменьшилась его величина и при расчете на душу населения страны — на 6,4% (до $4 194,9), что меньше уровня 2013-го, когда было $4 420,2. В-четвертых, снизилось и отношение внешнего долга к ВВП — до 70,4% с 72,4% по итогам прошлого года, а если исключить межфирменную задолженность, то получается соответственно 33,4% и 35,9%.
Головную боль для правительства могут представлять разве что долги квазигосударственного сектора, к которому относятся национальные и другие компании с государственным участием. Но, в принципе, по этим обязательствам правительство напрямую не отвечает, так как формальным собственником выступает ФНБ «Самрук-Казына». К тому же у него есть немало инструментов финансовой поддержки должников, как это случилось с «КазМунайГазом», на помощь которому пришел Нацбанк. Поэтому налогоплательщиков должны больше беспокоить перспективы дальнейшей девальвации тенге — ведь, как выясняется, при помощи этого инструмента правительству удается быстро подправлять макроэкономическую статистику в лучшую сторону.
Государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства по состоянию на 1 октября 2015 года
Тулеген Аскаров